Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

Напутственная речь

Читаем текст, следуя предварительно сделанной разметке.

Говорим: оцениваем чтение по указанным параметрам.

Пишем: составляем план выступления.

53. Просмотрите речь И. Бродского* перед выпускниками Дармутского колледжа (1989). Отметьте карандашом паузы, выделите наиболее емкие по смыслу слова и словосочетания. Подумайте, какие нужны позы, жесты и какую тональность необходимо использовать. Выберите лучшего чтеца и прослушайте выступление.

К завтрашнему дню вас здесь уже не будет, поскольку ваши родители заплатили только за четыре года, ни днем больше. Так что вы должны отправиться куда-то еще, делать карьеру, деньги, обзаводиться семьями, встретиться со своей уникальной судьбой. Что касается этого куда-то, ни среди звезд, ни в тропиках, ни рядом в Вермонте скорее всего не осведомлены об этой церемонии на лужайке в Дармуте.

Вы покидаете это место, выпускники 1989 года. Вы входите в мир, который будет населен гораздо плотнее этой глуши и где вам будут уделять гораздо меньше внимания, чем вы привыкли за последние четыре года. Вы полностью предоставлены себе. Если говорить о вашей значимости, вы можете быстро оценить ее, сопоставив ваши 1100 с 4,9 миллиарда мира.

Благоразумие, следовательно, столь же уместно при этом событии, как и фанфары.

Я не желаю вам ничего, кроме счастья. Однако будет масса темных и, что еще хуже, унылых часов, рожденных настолько же внешним миром, насколько и вашими собственными умами. Вы должны будете каким-то образом против этого укрепиться.

Ибо то, что предстоит вам, — замечательное, но утомительное странствие; вы сегодня садитесь, так сказать, на поезд, идущий без расписания. Никто не может сказать, что вас ожидает, менее всего те, кто остается позади. Однако единственное, в чем они могут вас заверить, что это путешествие в один конец. Поэтому попытайтесь извлечь некоторое утешение из мысли, что как бы ни была неприятна та или иная станция, стоянка там не вечна. Поэтому вы никогда не застревайте — даже когда вам кажется, что вы застряли; это место сегодня становится вашим прошлым.

Отныне оно будет для вас уменьшаться, ибо этот поезд в постоянном движении. Оно будет для вас уменьшаться, даже когда вам покажется, что вы застряли... Поэтому посмотрите на него в последний раз, пока оно еще имеет свои нормальные размеры, пока это еще не фотография. Посмотрите на него со всей нежностью, на которую вы способны, ибо вы смотрите на свое прошлое.

Взгляните, так сказать, в лицо лучшему. Ибо я сомневаюсь, что вам когда-либо будет лучше, чем здесь.

Брóдский Иосиф Александрович (1940-1996) — поэт, эссеист, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1987); поэзию писал преимущественно на русском языке, эссе — на английском.

Работа с текстом. Оцените выступление чтеца по таким параметрам: создан ли определенный эмоциональный настрой, правильна ли поза, уместны ли жесты и мимика, удачны ли темп речи и тональность. При необходимости дайте выступающему советы.

• Определите цель и вид выступления, приведите доказательства.

• Каким писатель изображает прошлое и каким — будущее? Согласны ли вы с авторской позицией и почему?

• Отметьте слова, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Какие выразительные средства языка — эпитеты, метафоры, антонимы и т. д. — использует автор?

• Составьте план выступления так, чтобы он мог послужить основой при составлении вашей речи. Обменяйтесь мнениями по составлению плана с одноклассниками, при необходимости внесите правки.

Творческое задание

54. Составьте план выступления по случаю окончания школы.

Домашнее задание

55. Выберите посильное задание и выполните его.

А Составьте план-конспект текста выступления по случаю окончания школы, состоящий из: 1) вступления; 2) основных положений и оборотов, с помощью которых вы будете переходить от одной мысли к другой; 3) заключения.

Б Составьте поздравительную речь для одноклассников в честь окончания ими школы, придерживаясь следующей структуры: 1) обращение к собравшимся и сообщение повода выступления; 2) история учебы в школе, перечисление достижений, пожелания одноклассникам; 3) заключение.