Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 59, 60. Выразительность речи и риторическое мастерство

Выразительность — это средство управления вниманием, причем такое средство, которое является наиболее эффективным из тех, которые находятся в распоряжении оратора. Отличительным признаком выразительности считается интонация. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным.

Знаете ли вы?

Педагог и писатель Антон Семенович Макаренко (1888-1939), делясь опытом воспитания подростков, писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить “Иди сюда” с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».

373. Произнесите фразу, следуя указанным смыслам.

А Молодец! (восторг, ирония, огорчение)

Б Ничем не могу помочь! (искренность, сочувствие, упрек)

В Вы поняли меня? (доброжелательность, официальность, угроза)

Г Иди сюда. (просьба, приказ, угроза)

Д Здравствуйте! (приветливо, равнодушно, сухо, ехидно, заискивающе, высокомерно)

374. Представьте себя спортсменом, который прыгает в высоту. Передайте свои ощущения, выражая голосом линию прыжка.

Подсказка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

375. Прочитайте стихотворение. Произнося каждую строку, представьте, что вы «шагаете голосом» вверх, прямо к солнцу.

Подсказка. При чтении не следует быстро повышать силу голоса: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки.

ПОХОД

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной

Мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем всё выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

(Из Интернета)

Паузы передают настроение говорящего, его эмоции, способствуют раскрытию его характера. С помощью пауз можно выделить главное, а также правильно понять высказанную мысль.

376. Запишите, отметив паузы специальными знаками (/). Проследите связь между паузами и значением.

Образец. Чужим / телефоном пользоваться запрещается. Чужим телефоном / пользоваться запрещается.

1. Недавно приехавший доктор выступил в печати. 2. Через час после выступления ко мне позвонил Петренко. 3. Они сообщают о получении корреспонденции с большим опозданием. 4. На остановке стояли мужчины и женщины с детьми.

377. Инсценируйте стихотворение Р. Рождественского «Разговор со случайным знакомым».

— Смотри, как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светить,

упала,

обожгла плечо...

— Чо?

— Смотри, как вкрадчивый туман

прижался

к молодой воде...

— Где?

— Он полночью поклялся ей,

он взял в свидетели луну!..

— Ну?!

— Они сейчас уйдут в песок,

туда, где не видать ни зги...

— Гы!..

— И, ощутив побег реки,

в беспамятстве забьется ерш!..

— Врешь!..

— Да нет, я говорю тебе,

что столько тайн хранит земля,

берёзы, ивы и ольха...

— Ха!..

— А сколько музыки в степях,

в предутреннем дрожанье рос.

— Брось!

— Да погоди!

Почувствуй ночь,

крадущийся полет совы,

сопенье медленных лосих...

— Псих!..

— Послушай,

разве можно так:

прожить — и не узнать весны,

прожить —

и не понять снега.

— Ага!

• Охарактеризуйте речь собеседников по таким параметрам, как богатство, образность и уместность. Какими вы представляете себе собеседников? Оцените их человеческие качества, умение видеть красоту природы.

378. Обоснуйте (опровергните) справедливость высказанной мысли.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил: «Во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение».

Повторяем изученное

379. Выполните тестовые задания.

1. Наиболее эффективным средством управления вниманием является...

А выразительность речи

Б богатство речи

В точность речи

Г логичность речи

2. Отличительным признаком выразительности речи является...

А тон голоса

Б интонация

В ударение

Г четкое произнесение звуков

3. Укажите, при какой разбивке на паузы можно передать значение «замо́к имеет нехитрое устройство».

А А ларчик просто / открывался

Б А ларчик / просто открывался

В А / ларчик просто открывался

Г А ларчик просто открывался

(И. Крылов)

4. Укажите, при какой разбивке на паузы возможно передать значение «плащ, принадлежащий брату отца, используется отцом для того, чтобы укрыть кого-то».

А Отец укрыл его / плащом своего брата.

Б Отец укрыл его плащом / своего брата.

В Отец / укрыл его плащом своего брата.

Г Отец укрыл / его плащом своего брата.

Домашнее задание

380. Выберите посильное задание и выполните его.

А Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Постарайтесь донести идею рассказа слушателю.

Сколько мусора на земле оставляет после себя человек! И это ведь необитаемый остров на порядочном расстоянии от материка. А что делается на обитаемом? А на береговой полосе самого материка?

Отец учил меня: «Если открыл консервы в лесу, обязательно закопай банку в землю. И бумагу с остатками еды тоже. Там они перержавеют и разложатся через несколько лет. И что взято из земли, то и уйдет в землю. Но никогда не оставляй после себя бутылок и полиэтиленовой пленки. Они замусорят природу на сотни лет». Но этому меня учил отец. А других учат? Ведь есть такие, которым можно тысячу раз сказать одно и то же и — как в песок... Жалко природу. Мы берем от нее всё, а ей швыряем только отбросы.

(Н. Внуков)

Б Выпишите пословицы и поговорки, которые можно использовать при характеристике темпа речи говорящего, и запомните их.

1. За твоим языком не поспеешь босиком. 2. Горлом не возьмешь. 3. Горлом изба не рубится. 4. Бормочет, как глухарь. 5. Говорит, словно в стену горохом сыплет. 6. У него слово слову костыль подает. 7. Слово за словом на тараканьих ножках ползет. 8. Речь сквозь зубы цедит. 9. Говорит, что в цедилку цедит. 10. Слово к слову приставляет, словно клетки городит. 11. Слово за словом вперебой идет. 12. Слово за слово цепляется. 13. Говорит, что родит. 14. Слово вымолвит, словно жвачку прожует. 15. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. 16. Строчит как из пулемета. 17. Тысячу слов в минуту.