Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Мы в долгу перед природой

Читаем очерк в группах, следуя указанному алгоритму.

Говорим: находим в тексте причинно-следственные отношения; разыгрываем диалог по данным вопросам и вспомогательному материалу.

Пишем отчет о проделанной работе.

Знаете ли вы?

Ежегодно 5 июня отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. Главная его цель — напомнить людям о необходимости беречь и сохранять природу, которой мы обязаны всем. Никогда не забывайте, приходя на речку, в лес, что вы находитесь в гостях у своего верного друга — природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неприличным сделать в гостях.

370. Прочитайте очерк по цепочке, следуя данному алгоритму: 1) каждый(-ая) ученик(-ца) читает свою часть текста; 2) кратко передает основные мысли; 3) ставит вопросы по содержанию и отвечает на вопросы других членов группы; 4) высказывает предположение о развитии событий.

Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли. Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. Что же случилось?

Недавно над этими местами летал самолет и опрыскивал лес химической жидкостью. Было задумано расширить площадь лугов. Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолета, а потом уж корчевать. Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. Но есть и очень большие минусы. Их не всегда замечают. А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. Какой бухгалтер возьмется теперь подсчитывать выгоду операции?! И это еще не всё. Тысячи людей большого города едут в лес. Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? Совсем наоборот.

Засыпали соответствующие учреждения письмами. А там свое суждение. «У нас план. И чего шум подняли? Вещество вполне безопасное. Ничего не случится с вашим зверьем».

Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:

— Мы? Лоси погибли от чего-то другого. У нас есть инструкция. Вот, читайте:

«Данное вещество токсично для человека и животных. Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров...» Вот видите, качество молока... Про лосей же ни слова.

— Но ведь можно было об этом догадаться. Предупреждали же...

— Мы согласно инструкции...

Вот и весь разговор.

...В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, всему живому, что украшает жизнь и радует человека. Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу...

(По В. Пескову*)

Песко́в Василий Михайлович (1930-2013) — писатель-очеркист, журналист, путешественник.

Работа со словом. Приведите примеры слов и выражений, свидетельствующих: 1) о бездумном отношении людей к природе; 2) о том, что дает природа человеку. Определите их роль в тексте.

Работа с текстом. Сформулируйте затронутую автором проблему.

• Найдите фрагмент, в котором выражены причинно-следственные отношения. Укажите причину и следствие.

• Раскройте отношение автора к происшедшему. Какой он делает вывод?

• Определите стиль текста. Найдите фрагмент с официально-деловым стилем. Подумайте, с какой целью писатель его использует.

Творческое задание

371. Рассмотрите логотип Всемирного дня охраны окружающей среды (с. 198). Подумайте, в чем его символическое значение. Знаете ли вы, какие организации занимаются охраной природы — всемирные, украинские, местные? Почему результаты их деятельности не столь эффективны, как хотелось бы? Что наносит вред природе? Принимали ли вы участие в мероприятиях по охране окружающей среды? Проявляли ли инициативу сами?

Подсказка. Ответ на один из вопросов найдете ниже, читая текст по-украински, затем излагая информацию по-русски.

Традиційне споживче ставлення до природи, яке формувалося впродовж тисячоліть, не можна навіть за допомогою найдосконалішого законодавства змінити за кілька десятків років. Така психологія окремої людини може змінюватися поступово завдяки екологічному вихованню. Кожна людина повинна брати на себе відповідальність за стан природи, за її збереження, а не сподіватися, що це зробить хтось інший.

(З Інтернету)

Отчет — это документ, в котором в письменной форме подается уведомление о выполнении какой-либо работы.

План отчета

  1. Название документа.
  2. Название учреждения (организации, должностного лица или лица, которое отчитывается).
  3. Указание срока, за который производится отчет.
  4. Текст отчета (освещаются положительные и отрицательные стороны работы, приводятся факты, объясняются причины невыполнения, делаются выводы и вносятся предложения).
  5. Дата составления отчета.
  6. Подпись лица, составившего отчет.

Домашнее задание

372. Составьте письменный отчет:

А о мероприятиях, которые проводились в вашей школе (городе, районе, селе и т. п.) по охране окружающей среды;

Б о выполнении какого-либо общественного поручения;

В об итогах изучения русского языка в 11 классе.