Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 57, 58. Выразительность речи. Средства выразительности

359. Сравните данные в колонках слова. По какому принципу они сгруппированы? Составьте с ними предложения так, чтобы, используя их, можно было бы дать оценку чьей-либо речи.

Выразительность речи — это проявление говорящим своей индивидуальности и оригинальности. Выразительность речи помогает привлечь внимание слушателя, поддержать его интерес.

360. Прочитайте вслух варианты изложения одной и той же мысли. Какой из них более выразителен и почему?

АВТОРСКИЙ ВАРИАНТ

1. Есть речи — значенье темно иль ничтожно. Но им без волненья внимать невозможно. (М. Лермонтов)

2. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется... (Ф. Тютчев)

3. Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин)

ПЕРЕСКАЗАННЫЙ ВАРИАНТ

1. Бывает, человек говорит непонятно или неучтиво, но слушать его равнодушно нельзя.

2. Мы не можем предвидеть последствий, которые повлечет за собой наша речь.

3. Я помню одно мгновение.

Знаете ли вы?

Слово выразить происходит от глагола разить. В нашем случае — попадать своей речью в цель, воздействовать на ум и чувства адресата.

Выразительность речи создается самыми разными средствами и способами, в числе которых: 1) фонетические; 2) вербальные; 3) невербальные.

361. Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина «Полтава» вслух. Определите фонетическое средство художественной выразительности.

Швед, русский — колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

362. Проведите эксперимент: сначала прочитайте предложение вслух без необходимых для передачи содержания пауз, а затем — с паузами. Как паузы влияют на восприятие текста?

А Как медленно тянулись эти месяцы: январь, февраль, март, апрель... и наконец-то май!

Б Как же многолика наша природа: величественные горы Карпат, леса Полесья, полноводные реки, синеокие озера, раздольные причерноморские степи!

В История сохранила в памяти народа имена замечательных полководцев Войска Запорожского: Самойла Кошки, Ивана Подковы, Ивана Богуна, Максима Кривоноса.

363. Прочитайте реплику вслух так, чтобы передать смысл, вложенный писателем. Оцените выразительность чтения.

А — Позвольте, — беспомощно пробормотал Бах, терзая пуговицы на пиджачке. — Куда же вы?.. Куда же мы?..

Б — Фройляйн Гримм, — произнес он с самой строгой из всех своих интонаций. — Я ваш учитель и требую объяснения, почему наши уроки должны вестись при столь странных обстоятельствах.

В — Нет, это я не понимаю! — Бах, неожиданно для себя самого, возвысил голос до крика. — Не понимаю, что все это значит!

(Г. Яхина, «Дети мои»)

364. Прочитайте предложение вслух. Какое изобразительно-выразительное средство употребил писатель? Выпишите слова-синонимы в виде синонимического ряда, подчеркните основное слово. Свой выбор обоснуйте.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. Кассиль)

365. Прочитайте заголовки газетных статей. Какими синтаксическими единицами они выражены? Чем отличается каждая из групп? Отметьте, какую роль играет заголовок при восприятии текста.

1. Дали задний ход. На пороховой бочке. Соломоново решение. Не сошлись характерами. Медвежья услуга. Ложка дегтя.

2. Садимся в свои сани. Кот... в коробке. Леди с дилижанса — пони легче. Третья сторона медали. Как корова ветром сдула. Молчать как рыба об лед.

3. Летите, голуби, летите. (М. Матусовский) Обув железом острым ноги. (А. Пушкин) Как будто в буре есть покой. (М. Лермонтов)

Знаете ли вы?

По подсчетам ученых, во время общения 55-65 % информации мы получаем с помощью невербальных средств.

366. Рассмотрите иллюстрации.

А Выскажите предположения о предмете речи собеседников. Какие невербальные средства коммуникации помогли вам определить его?

Б Составьте мини-диалог из четырех реплик по каждой из иллюстраций.

367. Ответьте на вопрос, используя сначала словесный ответ, затем жест. Чей из ответов вам понравился больше и почему?

А — Что такое винтовая лестница?

— ...

Б — Что такое водная рябь?

— ...

В — Что такое восторг?

— ...

Повторяем изученное

368. Выполните тестовые задания.

1. Укажите, к какой группе изобразительно-выразительных средств относится выделенное в стихотворном фрагменте.

Жестоки у ножных костяшек

Кольца, в кость проникает ржа!

Жизнь: ножи, на которых пляшет

Любящая.

— Заждалась ножа! (М. Цветаева)

А фонетические

Б невербальные

В лексические

Г грамматические

2. Укажите, как называется выделенное изобразительно-выразительное средство.

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым. (С. Есенин)

А анафора

Б эпифора

В градация

Г инверсия

Домашнее задание

369. Выберите посильное задание и выполните его.

А Запишите предложения. Найдите лексические средства художественной выразительности речи, указанные в справке, и подчеркните их.

1. Сколько надо отваги, чтоб играть на века, как играют овраги, как играет река, как играют алмазы, как играет вино, как играть без отказа иногда суждено. (Б. Пастернак) 2. Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла — все кипит... (А. Пушкин) 3. Когда бы ты знала, каким сиротливым томительно-сладким, безумно-счастливым я горем в душе опьянен... (А. Фет) 4. Немного лет тому назад, там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь. (М. Лермонтов) 5. Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. (К. Бальмонт) 6. Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу! Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (А. Пушкин) Я на правую руку надела перчатку с левой руки. (А. Ахматова)

Справка: олицетворение, многозначность, омонимы (омофоны), метафора, метонимия, эпитет, оксюморон, антонимы, сравнение.

Б Используя иллюстрации, напишите эссе об особенностях общения — контактного и дистантного. Подчеркните роль выразительности речи.