Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

Человек медийный

Читаем: отмечаем авторскую позицию.

Говорим: выражаем свое отношение к авторской позиции.

Пишем: записываем положительные и отрицательные стороны современного медиапространства.

Медиа (англ. media — средства, способы) — это каналы и инструменты коммуникации; их используют, чтобы хранить, передавать и получать информацию. Медиа часто упоминается как синоним средств массовой информации (СМИ), хотя понятие это гораздо шире.

Советуем запомнить!

Написание сложных слов с первой частью медиа

медиакоммуникация

медиапространство

медиаграмотность

медиахолдинг

медиамагнат

355. Ознакомившись с данной иллюстрацией, перечислите каналы и инструменты коммуникации.

356. Прочитайте текст. Отметьте позицию автора относительно нового общественного феномена — человека медийного.

Мы все носим в себе маленькую частичку «человека медийного»: не можем без телефонов, компьютеров, телевизоров — словом, цифровых гаджетов, и, главное, мы не можем жить без самой информации.

Медиапространство невероятно расширилось: это не только связь человека с традиционными СМИ в виде газет, журналов и телевидения, но и с новыми платформами доступа к информации. В этом отношении смартфон — только одна из них. Если человека оторвать от смартфона, сможет ли он через два дня ощущать себя нормальным человеком?

Все мы, конечно, разные люди: кто-то более медийный, кто-то менее. Это не только абстрактные философские рассуждения. Мы сталкиваемся с новой реальностью — человек очень много времени уделяет медиа. Но я думаю, что время, потраченное на медиа, не утекает впустую, если человек включает внимание, память, если он использует традиционные способы осмысления полученной информации — в этом случае он формирует новые знания. Однако многие исследователи, ученые упрекают медиасреду в том, что в результате скольжения по информации как раз и снижаются мыслительные, критические способности, ухудшается память. Кроме того, часть времени, и она может быть весьма существенной, отдается развлекательным занятиям. В результате важно не то, сколько времени человек проводит с медиа, а то, каков смысл проведения этого времени. Еще одна проблема состоит в том, что у людей формируется зависимость от медиа, они не могут проводить время без гаджетов или без включенности в поток онлайн-коммуникаций. Поэтому, формулируя понятие «человека медийного», нужно обратить внимание на то, что меняется не только наше восприятие мира, но и, возможно, даже когнитивные (познавательные) способности человека. Они могут как усиливаться за счет того, что сейчас человек перерабатывает огромные объемы визуальной информации, так и снижаться, ведь от традиционной линейной грамотности мы уходим в сторону грамотности визуальной.

Фактически идеальный человек медийный — это тот, кто справляется с вызовами технологической революции и в области доставки информации, и в области преодоления информационной избыточности.

(По Е. Вартановой)

Работа со словом. Опираясь на текст, запишите толкование понятий человек медийный, медиапространство (медиасреда).

Работа с текстом. Перечислите положительное и отрицательное влияние медиа. Запишите, распределив составленные предложения в две колонки, сделайте вывод.

• Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с ней и почему. Приведите доказательства из своего жизненного опыта.

Творческое задание

357. Рассмотрите рисунок и подберите к нему название. Объясните свой выбор. Как вы понимаете сущность каждого из условно выделенных видов человека?

Домашнее задание

358. Проведите тренинг «Зона затмения». Ваша задача — в течение 24 часов избегать любых новостей. Заранее продумайте, каким образом можно этого добиться.

А После окончания эксперимента ответьте на данные вопросы.

— Удалось ли вам выполнить задачу?

— Какими способами вы пытались избегать контактов с новостной информацией? Легко ли это было?

— Каким было ваше общение с близкими (друзьями, другими людьми)? Чем вы заполняли освободившееся время? Было ли вам скучно или, наоборот, интересно?

— Испытали ли вы эффект FOMO — Fear Of Missing Out (боязнь остаться в стороне)?

— Что вы «пропустили»? Насколько значимой спустя сутки была для вас информация, о которой вы узнали с опозданием?

— Что вы почувствовали после окончания выполнения задания? Понравился ли вам такой опыт? Был ли он полезным для вас?

(По учебнику Л. Казаковой «Психология массовых коммуникаций»)

Б Используя данные в задании А вопросы, напишите эссе о вашем пребывании в «Зоне затмения».