Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА — ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА

Не пасть на поле брани

Читаем: выделяем смысловые блоки с последующим составлением тезисов.

Говорим: обсуждаем причины возникновения проблемы и способы ее преодоления.

Пишем: составляем тезисы.

291. Ознакомьтесь с названием речевой подтемы. Какие значения имеет данное выражение? Предугадайте, о чем может идти речь на уроке.

292. Прочитайте текст, отметьте наиболее важные смысловые блоки с целью составления тезисов.

Попробуем разобраться в психологических механизмах брани, ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения. Поэтому попробуем понять, зачем человек впервые произносит запретные слова.

В первые годы жизни ребенок стремительно овладевает родным языком. Он улавливает незнакомые слова, как бы пробует их на вкус и пытается включить в свой словарь. Причем малыш слышит не только те слова, с которыми обращаются к нему родные, но и те, что на улице бормочет неопрятный дядя с нетвердой походкой.

Когда малыш в первый раз произносит нецензурное слово, оно, как это ни покажется странным, в его устах вполне невинно. Он лишь смутно ощущает, что такими словами в речь вносится сильный эмоциональный акцент.

По мере взросления проблема становится всё более серьезной. Нецензурная лексика приобретает роль важного символа зрелости и независимости. Подросток быстро усваивает: если мат — лексика старших, запретная для ребенка, то приобщиться к вожделенному взрослому миру можно, нарушив это табу. Тем более что дело-то нехитрое! Понадобятся еще долгие годы, чтобы делами доказать свою личностную автономию и состоятельность. А вот затянуться сигаретой, лихо сплюнуть на пол или грязно выругаться можно хоть сию минуту!

Не в том ли состоит проблема, что для очень многих взрослых задача личностного самоопределения так и осталась нерешенной, и самоутверждаться приходится подростковым способом?

К тому же не следует преувеличивать интеллектуальный уровень среднестатистического обывателя, для которого внятно выразить свою мысль (коли таковая имеется) — большая проблема. Для таких людей ругательство своего рода «джокер» — им легко заменить почти любое слово.

Можно ли эту тенденцию преодолеть, как-то выбраться из языкового кризиса? Решение этой проблемы слишком сложное и требует множества шагов в разных направлениях. Но один из них, пожалуй, наиболее важный, видится в том, чтобы убедительным позитивным примером демонстрировать, что достойные люди выше брани. Тем более что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлестко выразить в деликатной форме. Как, например, в анекдотическом письме одного бизнесмена своему недобросовестному партнеру: «Дорогой сэр! Поскольку мой секретарь — дама, я не решаюсь продиктовать ей те слова, которых вы заслуживаете. Более того, так как сам я — джентльмен, мне не подобает даже знать эти слова. Но поскольку вы — ни то и ни другое, вы поймете, что я имею в виду».

(По С. Степанову)

Работа со словом. Выпишите синонимы к выражению запретные слова. Продолжите ряд своими примерами.

• Объясните значения выражений: языковой кризис, ругательство своего рода «джокер».

Работа с текстом. Разбейте текст на смысловые блоки (путем составления плана или подчеркивания). Определите главную мысль каждой части. Сформулируйте самостоятельно тезис (или найдите подходящую формулировку в тексте) и запишите его.

Подсказка. Правильно составленные тезисы вытекают один из другого.

• Перескажите текст, используя тезисы.

Творческая работа

293. Обсудите причины, мешающие избавиться от ненормативной лексики в обществе, укажите способы их преодоления.

Домашнее задание

294. Выберите посильное задание и выполните его.

А Расскажите, как следует бороться со сквернословием в обществе.

Б Объясните глубинные механизмы возникновения сквернословия. В ответе используйте мнение выдающегося психолога З. Фрейда (см. данный выше текст).