Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

Женское присутствие в науке

Читаем текст о проблеме гендерного неравенства.

Говорим: обсуждаем факты гендерной дискриминации.

Пишем: высказываем свое мнение на тему гендерного равновесия.

258. Изучите карту, где отмечен индекс гендерного неравенства*, составленный в ноябре 2016 г. (зеленый цвет — неравенство ниже, красный — выше). Перечислите благополучные в этом отношении страны и государства, в которых сохранилась гендерная дискриминация. Отметьте положение в Украине.

Подсказка. На карте границы распространения гендерной дискриминации (равновесия) не совпадают с границами конкретных государств.

Ге́ндерное нерáвенство — характеристика социального устройства, согласно которой мужчины и женщины обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. В настоящее время гендерные предрассудки ослабевают и уходят в прошлое, но определенная предубежденность остается.

259. Разделите текст на части и прочитайте по цепочке. Отметьте отношение женщин-ученых к проблеме гендерного неравенства в науке.

Юлия Безвершенко, физик

Тенденции роста женского присутствия в науке набирают обороты, потому что им есть что привнести в эти сферы. Кроме того, у женщин есть природные качества, такие как внимательность к деталям, ответственность в работе, что важно в науке.

Популяризировать науку среди женщин надо еще в школе — показывать возможности инженерии, программирования, науки.

К сожалению, сфера науки стабильно недофинансируется, поэтому женщин в науке становится больше потому, что мужчинам эта профессия не позволяет прокормить семью. В гендерном плане это хорошая динамика, хотя причины этой тенденции не столь однозначны.

Елена Ванеева, математик

Я стала первой женщиной в институте, которая возглавила Совет молодых ученых. Никогда не чувствовала дискриминации как женщина-ученый.

Не скажу, что я не слышала о таком. Но, к счастью, сама никогда с такими фактами не сталкивалась. В нашем институте сейчас очень много молодых женщин. Отчасти из-за того, что не все мужчины соглашаются на ту зарплату, которую предлагают.

Как привлечь больше девушек в науку?

Сделать так, чтобы они поверили, что могут это делать. Проблема часто заключается не в том, что женщин ущемляют в науке, а в том, что они сами часто думают, что не смогут этим заниматься.

Олеся Бессмертная, биолог

Дискриминации как женщина-ученый никогда не испытывала.

Может, кто-то мне и возразит, сказав, что девушек притесняют. Я слышала такие разговоры, что иногда на женщин давят, если взять, к примеру, аспирантуру. Ведь надо выйти замуж, родить ребенка, а это все замедлит защиту диссертации и научный рост. Я такого не испытывала никогда.

Если в другой области науки, например физике, больше мужчин, то в биологии — 50 на 50, или даже женщин больше. Если человек — достойный ученый, то гендерная принадлежность не имеет значения.

(По материалам сайта ВВС Украина)

Работа со словом. Используя данный выше комментарий и текст, дайте толкование слова гендер.

Работа с текстом. Обсудите по тексту следующие вопросы.

• Существует ли проблема гендерного неравенства в украинской науке?

• Что помогает и что мешает женщинам достичь высот в науке?

• Как привлечь женщин в украинскую науку, прежде всего в ІТ-технологии, инженерию и другие точные и естественные науки?

• Сохранились ли во мнениях женщин-ученых гендерные предрассудки?

Творческое задание

260. Рассмотрите данную таблицу, сравните представленные в цифрах факты и письменно выскажите свое мнение о гендерном равновесии или неравенстве в Украине.

Мужчины

Показатели

Женщины

46 %

население

54 %

295

смертность (на 1000 человек)

114

66 лет

ожидаемая продолжительность жизни

76 лет

74 %

высшее образование

85 %

37 %

технические работники

63 %

89 %

возглавляют фирмы в Украине

19 %

18,7 грн

средний заработок в час

15,14 грн

26-27 лет

средний брачный возраст

24-25 лет

46 %

подают на развод

80 %

65 %

создают ДТП

35 %

38 %

не курят

83 %

33 %

взрослая аудитория в Сети

38 %

• Рассмотрите иллюстрацию. Какие угрозы несет в себе гендерное неравенство?

Домашнее задание

261. Выберите посильное задание и выполните его.

А Завершите начатую в классе работу по оценке гендерного равновесия или неравенства в Украине.

Б Завершите начатую в классе работу по оценке гендерного равновесия или неравенства в Украине, дополнив информацией по экономическому участию и карьерным возможностям, политическим правам и возможностям.