Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 5, 6. Критерии речевой культуры

Критерии речевой культуры (качества хорошей речи)

Правильность речи

Речевое мастерство

соблюдение норм литературного языка: произношения, написания, употребления форм слов и т. д.

соблюдение точности, логичности, чистоты, уместности, демонстрации богатства и выразительности речи

22. Выберите одно из заданий и выполните его.

А Подберите к указанным в левой колонке качествам хорошей речи уместные определения из правой колонки.

Образец. Правильность речи — это...

Правильность

выбор подходящих для данной ситуации языковых средств

Логичность

краткость и четкость выражения мысли

Точность

соблюдение норм литературного языка

Лаконизм

привлечение и удерживание интереса и внимания адресата

Ясность

отсутствие вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов

Богатство

умение выбирать нужные слова для оформления мысли

Выразительность

владение большим количеством языковых единиц

Чистота

понятность речи для адресата сообщения

Уместность

владение логикой изложения

Б По данному образцу, пользуясь справкой, составьте рекомендации по культуре речи.

Образец. Соблюдайте нормы литературного языка.

Справка: избегайте, говорите, всегда знайте, помните, следуйте.

Совершенная речь особенно важна для тех, кто по должности связан с людьми, организует их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает кого-либо, заботится о чьем-то здоровье, оказывает различные услуги.

23. Представьте, что вы менеджер торговой компании. Составьте мини-диалоги в официально-деловом стиле, выбрав нормативный вариант данных ниже слов (словосочетаний), и разыграйте их.

А созвóнимся — созвони́мся

трамвай — транвай

класть — ложить

Б предоставилась возможность — представилась возможность

заведующий отделом — заведующий отдела

согласно приказа — согласно приказу

24. Подумайте, над какими оплошностями в речи иронизирует автор.

А — Ты не скучаешь за домом?

— Зачем же я должен скучать непременно за домом? Я скучаю дома.

Б — Ах, я ужасно смеялась с него!

— Как?

— Я смеялась с него. Что тут удивительного? Он такой смешной!

В — Вообразите, я вчера сама ходила гулять!

— Да, мадам, но вы, кажется, уже в таком возрасте, что пора ходить «самой».

(По В. Дорошевичу)

Культура речи предполагает владение речевым этикетом в ситуациях приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т. п. Демонстрация вежливости свидетельствует о хороших манерах, порождает доверие и уважение.

25. Прочитайте текст. Определите его скрытый смысл (подтекст). Сделайте вывод.

Подсказку ищите в иллюстрации.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения...

У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста, а у кого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдут оттенки.

(Н. Гоголь, «Мертвые души»)

Советуем запомнить!

Выражения, употребляющиеся при встрече:

Как жизнь? Как дела?

Как Вы (ты) поживаете (-ешь)?

Что нового? Как настроение?

Чаще всего их задают из вежливости либо для поддержания разговора и совсем не ждут пространного ответа. Не стоит обременять своими проблемами собеседника, с которым вы встретились случайно.

26. Ознакомьтесь с примерными ответами на вежливый вопрос Как дела? Подберите к ним характеристику из правой колонки. Какие ответы предпочитаете вы и почему? Хотелось бы вам услышать развернутый ответ?

Отлично!

Ни к чему не обязывающий ответ.

Нормально.

Этим вы даете возможность собеседнику рассказать и о себе.

Хорошо. А у тебя как?

Заряжаете собеседника хорошим настроением, тактично даете понять, что не намерены выслушивать негатив.

27. Прочитайте отрывок из рассказа А. Аверченко «На улице». Подумайте, нарушил ли рассказчик правила вежливости. Свой ответ обоснуйте.

Навстречу мне озабоченно и быстро шагает чиновник Хрякин, торопящийся на службу.

Увидев меня, он расплывается в изумленной улыбке (мы встречаемся с ним каждый день), быстро сует мне руку, бросает на ходу:

— Как поживаете, что поделываете?

И делает движение устремиться дальше.

Но я задерживаю его руку в своей, делаю серьезное лицо и говорю:

— Как поживаю? Да вот я вам сейчас расскажу... Хотя особенного в моей жизни за это время ничего не случилось, но есть все же некоторые факты, которые вас должны заинтересовать... Позавчера я простудился, думал, что-нибудь серьезное, — оказывается, пустяки. Поставил термометр, а он...

Повторяем изученное

28. Выполните тестовые задания.

1. Правильность речи и речевое мастерство — это...

А критерии речевой культуры

Б общая культура человека

В эффективность общения

Г «заповеди» эффективного общения

2. Достигается выбором подходящих для данной ситуации языковых средств...

А правильность речи

Б уместность речи

В чистота речи

Г богатство речи

3. Умение выбирать нужные слова для оформления мысли позволяет достичь...

А лаконизма речи

Б точности речи

В ясности речи

Г логичности речи

4. Употребляемые при встрече выражения используют...

А чтобы получить пространный ответ

Б из вежливости либо для поддержания разговора

В чтобы получить детальную информацию

Г чтобы не обременить собеседника

Домашнее задание

29. Выберите посильное задание и выполните его.

А Подберите диалог из украинской или мировой литературы, в котором употребляются этикетные выражения, и переведите его на русский язык. Подготовьтесь к комментированию ситуации общения, следуя модели: кто — кому — что — как.

Б Напишите небольшой комментарий к высказанному мнению, используя при необходимости слова из справки.

Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zeмфиры». Захочется перекусить, а на дверях кафе красуется «Бібліотека». Придешь домой, берешь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». В смятении подходишь к окну и видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесен в жертву золотому тельцу.

(По С. Казначееву)

Справка: актуальный вопрос, проблема сохранения языка, позиция автора, вторжение в русские слова латинских букв, порча языка, использование иноязычных элементов должно быть обоснованным, трудно (не) согласиться с мнением автора.