Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 31, 32. Способы передачи чужой речи

Синтаксические нормы предписывают правильную передачу чужой речи, которая представляет собой сложноподчиненное изъяснительное предложение. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.

197. Сравните предложения. Найдите предложение, в котором чужая речь передана неправильно.

Построение предложений с косвенной речью

Главная часть

Придаточная часть

содержит преимущественно глаголы со значением речи (сказать, посоветовать, приказать, спросить, напомнить и др.)

соединяется с главной с помощью союзов кто, что, чтобы, будто и союзных слов как, где, когда, почему и др.

198. Лингвистическое исследование. Прочитайте предложения с нужной интонацией. Укажите способы передачи чужой речи. Выпишите предложения с косвенной речью, указав главную и придаточную части. Сделайте вывод об изменениях, которые происходят при замене прямой речи косвенной.

А Константин Паустовский писал: «Может быть, взгляд в спину уходящего навсегда человека — самое страшное, что приходится переживать!» — Константин Паустовский писал, что взгляд в спину уходящего навсегда человека — самое страшное, что приходится переживать.

Б Михаил Светлов шутил: «Если у людей телосложение, то у меня теловычитание». — Михаил Светлов шутил, что если у людей телосложение, то у него теловычитание.

199. Перевод. Переведите предложение на русский язык. Укажите особенности его перевода с украинского языка. Подберите синонимы к сказуемому в главной части. Как изменится смысл придаточной части, если изменить порядок слов?

Тетяна запитала, чи знає Дмитро про українське коріння А. Чехова.

200. Редактирование. Определите, чем вызваны ошибки при преобразовании прямой речи в косвенную.

Подсказка. Местоимения и глаголы 1-го лица заменяются местоимениями и глаголами 3-го лица; обращения, междометия, вводные слова опускаются; глаголы в значении жестов, мимики и др. дополняются глаголами речи.

1. Я опасался, что придут ли они вовремя. 2. Ребенок испуганно прошептал, что, мама, я боюсь. 3. В ответ Денис улыбнулся, что охотно пойдет с нами на прогулку. 4. Мне объяснили, что, если ты правильно ответишь на все вопросы, перейдешь во второй тур олимпиады. 5. Верочка ответила, что я не знаю, горячий ли чай. 6. Учитель попросил, что, ребята, останьтесь после уроков.

Способы оформления чужой речи:

  • предложения с прямой речью: Н. Гоголь писал: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»;
  • предложения с косвенной речью: К. Паустовский утверждал, что «чем больше знаешь, тем интереснее жить»;
  • предложение с вводными словами: Как сказал один из героев Булгакова, «язык может скрыть истину, а глаза — никогда»;
  • отдельные слова и словосочетания: Узнав о смерти Пушкина, Гоголь одним из первых заговорил о «великости этой утраты».

201. Запишите афоризм, оформив ее всеми возможными способами передачи чужой речи.

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. (К. Паустовский)

202. Сравните особенности цитирования стихотворного текста и сделайте вывод.

Повторяем изученное

203. Выполните тестовые задания.

1. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

А Н. Гоголь писал: «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».

Б «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее», — писал Н. Гоголь.

В «Молодость счастлива тем, — писал Н. Гоголь, — что у нее есть будущее».

Г «Молодость счастлива тем», — писал Н. Гоголь, — «что у нее есть будущее».

2. Объясните постановку кавычек.

«Язык, — отмечал А. Чехов, — должен быть прост и изящен».

А цитирование

Б прямая речь

В косвенная речь

Г реплика диалога

3. Укажите правильную характеристику предложения.

Водитель маршрутного такси объявил вошедшим пассажирам: «Оплатите, пожалуйста, проезд».

А предложение с прямой речью

Б предложение с косвенной речью

В предложение с цитатой

Г предложение с вводным предложением

4. Укажите правильный вариант замены прямой речи косвенной.

Михаил Светлов улыбнулся: «Если у людей телосложение, то у меня теловычитание».

А Михаил Светлов шутил, что ли у людей телосложение, то у него теловычитание.

Б Михаил Светлов шутил, что у людей телосложение, то у него теловычитание.

В Михаил Светлов шутил, что если у людей телосложение, то у меня теловычитание.

Г Михаил Светлов шутил, что если у людей телосложение, то у него теловычитание.

Домашнее задание

204. Выберите посильное задание и выполните его.

А Запишите афоризм, оформив его всеми возможными способами передачи чужой речи.

Чем больше знаешь, тем интереснее жить. (К. Паустовский)

Б Используя цитаты, подготовьте небольшое сообщение о русском писателе (русских писателях) с украинскими корнями.

Подсказка. Прежде чем писать, следует отобрать наиболее интересные, содержательные, оригинальные цитаты. Нужно следить за тем, чтобы не исказилась мысль автора. Цитата должна быть точной. Необходимо указать, кому принадлежат цитируемые слова.