Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

Он ничем не хуже нас

Читаем рассказ с целью написания отзыва о нем.

Говорим: высказываем свое мнение о прочитанном.

Пишем отзыв о рассказе.

Отзыв — это письменно высказанное мнение о произведении искусства: книге, фильме, спектакле и т. д.

Цель отзыва — поделиться впечатлением о книге, повлиять на мнение других людей, согласиться или поспорить с автором.

Последовательность работы над отзывом:

  • внимательно прочитайте текст;
  • определите его тему и основную мысль (идею);
  • отметьте актуальность проблематики;
  • дайте общую оценку прочитанному, персонажам, особенностям изложения;
  • аргументируйте оценку;
  • сделайте обобщение.

178. Ознакомьтесь с отзывом школьника о прочитанном. Определите, указал ли автор тему и идею произведения, сделал ли акцент на актуальности поднятой проблемы, аргументировал ли ее, дал ли оценку повести, ее героям, подвел ли итог. Отметьте, удалось ли автору отзыва привлечь внимание к произведению. Укажите на стилистические недочеты.

ОТЗЫВ О ПОВЕСТИ С. ИВАНОВА* «ЕГО СРЕДИ НАС НЕТ»

Это одна из моих любимых книг, в которой затронута проблема школьников, готовых нести ответственность за свои поступки и своих товарищей.

В центре повествования — таинственное происшествие, случившееся в 6 «А», после которого одноклассники наконец разобрались, кто чего стоит. Все, о чем рассказано в повести, случайно, но, тем не менее, выводы из случившегося поучительны.

С ранних лет дети узнают, что такое дружба, смелость и, увы, предательство и трусость. И, главное, осознают свое положение в коллективе. Даже после детского сада, имея определенный опыт общения со сверстниками, бывает непросто утвердиться в коллективе.

А утвердиться надо! И совершенно не вызывают уважения те способы утверждения, которые изобрела героиня повести. Мечтая стать первой девочкой в классе, изобрела свой способ утверждения. В итоге, казалось бы, здравый человек оказался у разбитого корыта. Произошедший в 6 «А» случай позволил переосмыслить отношение ребят друг к другу, особенно к самому слабому и нерешительному.

Прочитав эту повесть, непременно задумаешься об отношениях между людьми вообще и одноклассниками в частности.

Ивано́в Сергей Анатольевич (1941-1999) — детский писатель, автор сценариев к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне».

179. Прочитайте текст с целью написания отзыва о нем. Отметьте затронутую автором проблему, оцените поступки героев.

БУМАЖНАЯ ПОБЕДА

Когда солнце растопило черный зернистый снег и в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был запах весенней земли, во двор вышел Геня Пираплетчиков. Его фамилия писалась так нелепо, что с тех пор, как он научился читать, он ощущал ее как унижение.

Помимо этого, у него от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, прыгающей походкой.

Помимо этого, у него был всегда заложен нос, и он дышал ртом.

Все это, вместе взятое, делало Геню очень несчастным человеком.

Геня стоял посреди двора и ошеломленно вслушивался в поднебесный гул.

Первый ком земли упал между кошкой и мальчиком. Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. Вдогонку, как звонкое копье, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

Геня кинулся к своей двери — с лестницы уже спускалась его бабушка. Они собирались на прогулку в Миусский скверик.

...Когда Геня уснул, мать и бабушка долго сидели за столом.

— Почему? Почему они его всегда обижают? — горьким шепотом спросила, наконец, бабушка.

— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, — ответила мать.

— Ты с ума сошла, — испугалась бабушка.

— Я не вижу другого выхода, — хмуро отозвалась мать. — Надо испечь пирог, сделать угощение и вообще устроить детский праздник.

Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.

— Я никого не хочу. Не надо, мама, — попросил Геня.

Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят на завтра. Пригласила всех подряд, без разбора, но отдельно обратилась к Айтыру:

— И ты, Женя, приходи.

К четырем часам на раздвинутом столе стояло угощение.

Геня сидел у подоконника, спиной к столу, и старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся шумные, веселые и непримиримые враги. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

Он был великим мастером этого бумажного искусства. Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. Болезни он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов...

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой. Бабушка суетилась около каждого из ребят, сидящих за столом.

После угощения мать предложила:

— Давайте поиграем во что-нибудь. Во что вы любите играть? Давайте в фанты.

Никто не знал этой игры. Айтыр у подоконника крутил в руках недоделанный кораблик. Мать объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. Айтыр положил на стол кораблик и сказал:

— Это будет мой фант.

Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

— Геня, сделай девочкам фанты, — попросила мать и положила на стол газету и два листа плотной бумаги. Геня взял лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...

Головки мальчишек и девчонок склонились над столом. Лодка... кораблик. кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...

Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

— И мне, и мне сделай!

— Тебе он уже сделал, бессовестная ты! Моя очередь!

— Генечка, пожалуйста, мне стакан!

— Человечка, Геня, сделай мне человечка!

Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. Такое чувство он испытывал только во сне. Он был счастлив. Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды. Он был ничем не хуже их. И даже больше того: они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения.

(Л. Улицкая*)

Ули́цкая Людмила Евгеньевна (1943) — писательница, переводчик и сценарист; произведения Л. Улицкой переведены на более чем 25 языков мира.

Работа с текстом. Определите тему и основную мысль рассказа.

• В чем актуальность проблематики? Как в произведении сосуществуют детская жестокость и незащищенность? Согласны ли вы с автором? Что, по-вашему, показано хорошо, а что, возможно, не очень.

• Дайте оценку героям рассказа, их поведению.

• Подумайте, почему рассказ так озаглавлен.

• Сделайте обобщение.

Творческое задание

180. Делали вы что-нибудь своими руками? Что это была за работа? Можно ли назвать ее творчеством? Опишите данный процесс труда, используя известные вам средства художественной выразительности.

Домашнее задание

181. Выберите посильное задание и выполните его.

А На основе обсуждения текста в классе напишите отзыв о рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа».

Б Напишите отзыв о рассказе Л. Улицкой «Бумажная победа» в виде письма другу (подруге). Расскажите, какая проблема поднята в рассказе. Кто из героев понравился, а кто нет? Опишите наиболее запомнившийся эпизод. В конце посоветуйте кому-нибудь прочитать рассказ.

Подсказка. Не увлекайтесь пересказом текста, не стоит при написании отзыва применять критику (для этого предназначена рецензия с ее более глубоким анализом произведения), следите за логическим переходом от одной части отзыва к другой.