Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 25, 26. Употребление глагольных форм

Морфологические нормы предписывают правильное употребление глагольных форм. Их нарушение порой вызвано влиянием украинского языка. Сравните:

Правильно

Неправильно

учусь, проснулась

рассказывать, записывать

мок, мерз, сох

хотят, хотим

учуся, проснулася

рассказувать, записувать

мокнул, мерзнул, сохнул

хочут, хочем

155. Редактирование. Устраните ошибки. Чем они вызваны?

1. Мы нечасто пользуемося словарями. 2. Произносимо звуки нечетко. 3. Я часто смеюся. 4. Мария Ивановна приглашае нас на чай. 5. Песню люблять, песню слушають, но не каждый может петь. 6. Он писав мне, что приедет поездом. 7. Псёл высохнув, но не потерял своей красоты. 8. Ноябрьский ветер становився резче, крепнул. 9. Ты ляжь и засни. 10. Они не хочут слушать меня. 11. Мальчишки бежат, не угнаться за ними.

156. Ознакомьтесь с данными парами глаголов. В чем их грамматическое отличие? Объясните закономерность образования данной глагольной формы. Проведите параллели с украинским языком.

157. Образуйте глаголы несовершенного вида. Какие изменения происходят в корнях слов?

Выломить, выкормить, разровнять, раскроить, одолжить, выхлопотать, заболотить, заморозить, застроить, затронуть, обработать, освоить, оспорить, удостоить, усвоить.

Морфологические нормы предписывают правильное употребление видовременных форм причастий и деепричастий, которые должны соотноситься со смыслом всего предложения.

158. Сравните предложения. Укажите, чем вызваны ошибки в употреблении причастия и деепричастия.

Правильно

Неправильно

Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты.

Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты.

Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты.

Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты.

В русском языке, в отличие от украинского, действительные причастия образуются от возвратных глаголов. Сравните:

По-русски

По-украински

купаться — купающийся

умываться — умывающаяся

купатися — той, хто купається

умиватися — та, що умивається

159. Выберите одно из заданий и выполните его.

А Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Есть ли такие формы в украинском языке?

Образец: бороться — борющийся, боровшийся.

Толпиться, резвиться, смеяться, бороться.

Б Перевод. Замените данные выражения соответствующими русскими действительными деепричастиями. Составьте с ними предложения.

Той, хто світиться; та, хто виховується; те, яке вмивається.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я: плача, неся.

Деепричастия на -учи (-ючи), кроме будучи, являются разговорными: жалея — жалеючи. Но в значении наречий они этот оттенок теряют: Она все делала играючи.

160. Образуйте от данных глаголов деепричастия несовершенного вида. Проведите параллели сходных деепричастий в украинском языке. Деепричастие, образованное от выделенного глагола, введите в предложение, где бы эта форма употреблялась в значении наречия.

А Жалеть, лежать, уметь , гулять.

Б Быть, жить, брать, припевать .

Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глагола с помощью суффиксов -в, -вши, -ши. Если глагол образует две формы деепричастия — с суффиксом -в и с суффиксом -вши или -ши, то последняя форма является просторечной или устаревающей, сравните: Дав слово, крепись. — Давши слово, крепись.

161. Укажите колонки с деепричастиями, назовите суффиксы. Составьте предложения с деепричастиями и объясните пунктограмму. Деепричастиям с каким суффиксом следует отдавать предпочтение в речи и почему? Проведите параллели с украинским языком.

162. Объясните, чем обусловлено наличие форм деепричастий на -вши в данном предложении. Осовременьте эти формы.

Повесивши голову и опустивши руки, сидел он в своей комнате, как бедняк, нашедший бесценную жемчужину и тут же выронивший ее в море. (Н. Гоголь)

163. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Объясните пунктуацию.

Подсказка. Неправильно, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам.

А Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер.

2) наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента.

4) значит, линия свободна.

Б Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога.

2) испортилась погода.

3) это займет меньше часа.

4) я зашел к приятелю.

Играем!

164. Кто лучше? Первый(-ая) ученик(-ца) произносит начальную фразу рассказа «Забавный случай» (например, «Проснулся я и, открыв глаза, увидел, что меня внимательно разглядывает кот Бегемот»), следующий(-ая) ученик(-ца) должен(-жна) продолжить рассказ предложением с причастием или деепричастием.

Повторяем изученное

165. Выполните тестовые задания.

1. Укажите предложение с ошибкой, вызванной неправильным употреблением формы глагола.

А Мы редко пользуемся словарями.

Б Произносим звуки нечетко.

В Я часто улыбаюся.

Г Марья Семеновна приглашает нас на чай.

2. Укажите предложение без ошибок.

А Назар разговаривает с матерью, готовившей праздничный пирог.

Б Чиновники, еще вчера игравшие важную роль, сегодня почти забыты.

В Сидевшая на лавочке бабушка любуется цветущими деревьями.

Г Щенок, лежащий у двери, следил за кошкой.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наловив рыбы, ...

А у нас кончились червяки.

Б мы вернулись домой.

В нам пора было возвращаться.

Г море стало спокойным.

Домашнее задание

166. Выберите посильное задание и выполните его.

А Переведите деепричастия на русский язык. С тремя из них составьте предложения. Подготовьтесь к комментированию орфограмм.

Закривши, піднявши, прочитавши, зваривши, поставивши, вимивши; несучи, бачачи, пишучи.

Б Редактирование. Найдите ошибки в употреблении глаголов и устраните «видовой разнобой».

1. В целом по стране это дает большую экономию средств, облегчит процесс обработки металла. 2. Надо не только учиться читать, но и применить полученные знания на практике. 3. Основная задача школы состоит в том, чтобы воспитывать учеников, вооружить их знаниями. 4. Мы старательно закрепляли первые скромные успехи, стремились углубить и расширить их, повели организованную борьбу с недостатками. 5. Проверить все данные опытов и описывать их оказалось невозможным.