Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

Развитие речи. Культура речи

Нельзя делить людей на хороших и плохих

Читаем: отмечаем характеристики человека.

Говорим: обсуждаем поучительное высказывание писателя; перечисляем черты характера друг друга.

Пишем: выписываем слова — характеристики человека.

152. Прочитайте текст. Отметьте характеристики человека, выраженные именами прилагательными.

Одно из самых обычных и распространенных суеверий — то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь всё между тем одним и самим собою.

(Л. Толстой, роман «Воскресение»)

Работа со словом. Выпишите в две колонки краткие прилагательные, обозначающие качества человека: 1) положительные; 2) отрицательные. Выделите среди них антонимы.

• Найдите в тексте сравнение. Насколько оно образно и метко?

Работа с предложением. В роли каких членов предложения выступают краткие прилагательные?

Работа с текстом. Расскажите, какое воспитательное значение имеет высказанная Л. Толстым мысль. Какой урок вы вынесли для себя?

Советуем запомнить!

Качества человека

отрицательные

положительные

лживость

безответственность

грубость

вспыльчивость

лень

агрессивность

ненависть

эгоизм

пассивность

жадность

завистливость

доброта

трудолюбие

ответственность

верность

бескорыстие

честность

целеустремленность

оптимизм

активность

пунктуальность

заботливость

Творческое задание

153. Первый(-ая) ученик(-ца) перечисляет свои отрицательные качества, используя краткую форму прилагательного, второй(-ая) называет положительные качества собеседника. Затем меняются ролями. Отметьте, насколько хорошо вы знаете друг друга.

Домашнее задание

154. Выберите посильное задание и выполните его.

А Перепишите, подчеркивая прилагательные в краткой форме. Выучите стихотворение наизусть.

Мы источник веселья — и скорби рудник.

Мы вместилище скверны — и чистый родник.

Человек — словно в зеркале мир — многолик.

Он ничтожен — и он же безмерно велик!

(Омар Хайям)

Б Напишите небольшое эссе на тему: «В жизни добро может оборачиваться злом, а зло — добром».

Справка. 1. Излишне щедрый человек может стать расточительным, чересчур верный — раболепным, подчеркнуто достойный — высокомерным, крайне спокойный — равнодушным. 2. Менее щедрый человек постепенно превращается в жадного, менее верный оказывается предателем; отсутствие достоинства чревато самоуничижением. (По материалам учебника «Профессиональная этика юриста»)