Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 23, 24. Морфологические нормы. Употребление именных частей речи

Морфологические нормы предписывают правильное употребление словоформ разных частей речи.

136. Сравните примеры в левой и правой колонках. Укажите природу ошибок.

Правильно

Неправильно

хороший шампунь

здоровые дёсны

косвенных падежей

краси́вее

их работой

лягу

жжёте

хорошая шампунь

здоровые дёсна

косвенных падежов

красивше

ихней работой

ляжу

жгёте

137. Выпишите правильный вариант. Какая ошибка допущена в неправильном варианте?

А Железнодорожный рельс — железнодорожная рельса, заказной бандероль — заказная бандероль, лакированный туфель — лакированная туфля.

Б Бойче — бойчее, слаже — слаще, звонче — звончее, богатее — богаче, длиннее — длиньше.

Морфологическим нормам существительных мужского рода 2-го склонения свойственна вариантность. В Р. п. ед. ч. они могут иметь вариантные окончания -а (-я) и -у (-ю).

Окончание -у (-ю) употребляется в следующих случаях:

  • у вещественных существительных при указании на количество: стакан чаю, килограмм сахару, кусок сыру;
  • у вещественных существительных при указании на часть целого: купить сахару, съесть сыру (но: плантации чая, запасы сахара);
  • у отвлеченных и собирательных существительных в сочетании с количественными словами много, мало: много шуму, мало народу;
  • в устойчивых словосочетаниях: ни слуху ни духу, без году неделя, сладу нет, задать перцу и т. п.

138. Объясните, почему в одних случаях имена существительные в Р. п. ед. ч. употреблены с окончанием -а (-я), а в других — с -у (-ю).

А нет дыму без огня, без роду и племени

Б много страху, мало толку

В продажа сахара, купить сахару, килограмм сахара, чайная ложка сахару

Г плантация чая, экспорт чая, стакан чая, налить чаю, выпить стакан горячего чая

В украинском языке формы на -у (-ю) употребляются значительно чаще, чем в русском, что вызывает ошибки в русской речи.

139. Переведите словосочетания на русский язык. Сопоставьте падежные окончания имен существительных в русском и украинском языках.

В П. п. ед. ч. существительные м. р. могут иметь вариантные окончания -е и -у (-ю). Между этими формами существуют различия:

  • формы на -е характеризуются как книжные, а формы на -у (-ю) — как разговорные: на бале — на балу, в аэропорте — в аэропорту;
  • формам на -у (-ю) свойственно обстоятельственное значение, а формам на -е — объектное: гулять в лесу — знать толк в лесе.

140. Заполните таблицу данными примерами.

А В отпуску, в отпуске; в цехе, в цеху; в шкафу, в шкафе.

Устная речь

Письменная речь

Б Держаться на весу, выгадывать на весе; находиться в строю, в строе простого предложения; соринка в глазу, говорили о его больном глазе.

Обстоятельственное значение

Предметное значение

141. Переведите данные словосочетания на русский язык. Сопоставьте падежные окончания имен существительных в русском и украинском языках.

А розповідати про командира (товариша, сина, школяра)

Б бути в лісі (на городі, на бе́резі, у відпустці)

В И. п. мн. ч. существительные м. р. могут иметь вариантные окончания -ы (-и) и -а (-я).

Окончание -ы (-и) употребляется:

  • в существительных иноязычного происхождения на -ер (-ёр): инженеры, шофёры, офицеры;
  • в неодушевленных существительных иноязычного происхождения на -тор, -сор: тракторы, процессоры;
  • в одушевленных существительных иноязычного происхождения на -тор, если они сохранили оттенок книжности: ректоры, авторы.

Окончание -а (-я) употребляется в одушевленных существительных иноязычного происхождения на -тор, -сор, если они являются стилистически нейтральными: директора, профессора.

142. Переведите данные словосочетания на русский язык. Сопоставьте падежные окончания имен существительных в русском и украинском языках.

Круті береги, зелені луки, старі плуги, тихі голоси, однозначні номери, відремонтовані трактори, отримані паспорти, відомі професори, майстри своєї справи, редактори часопису.

Существительные мужского рода с основой на твердый согласный в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание, если они обозначают:

  • парные предметы: сапоги — сапог, погоны — погон; чулки — чулок (но: носки — носков);
  • национальность (если основа оканчивается на н или р): англичане — англичан, болгары — болгар (но: якуты — якутов, арабы — арабов);
  • некоторые единицы измерения: Р. п. мн. ч. — ватт, вольт, ампер, но: килограммов, омов.

143. Образуйте формы родительного падежа множественного числа.

А Век, глаз, горн, корм, луг, плуг, порт, сорт, стог, суп, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф.

Б Турок, грамм, веер, помидор, вечер, голос, город, директор, доктор, жемчуг, катер, апельсин, колокол, яблоко, остров, отпуск.

Морфологические нормы предписывают правильное употребление сравнительной и превосходной степеней имен прилагательных. Сравните:

Правильно

Неправильно

наиболее сильный, самый сильный, наисильнейший

более сильнее, самый сильнейший

144. Определите, какие из форм не соответствуют нормам и почему.

А Глубже — более глубокий — более глубже, выше — более высокий — более выше, более низкий — пониже, веселее — веселей, слаще — слаже — сладче, теплее — теплей, дешевле — дешевше — дешевее — подешевле, хлеще — хлестче, ловче — ловчее, моложе — младше — помоложе.

Б Сильнейший — самый сильный — сильнее всех, интереснейший — интереснее всех — самый интересный, самый лучший — наилучший, наименьший — самый меньший — меньше всех, самый благородный — благороднейший, самый простой — простейший, честнее всех — самый честный — честнейший.

Морфологические нормы предписывают правильное употребление имен числительных в сочетании с существительными.

Числительное обе употребляется в сочетании с существительными женского рода: обе девочки, оба — с остальными существительными: оба мальчика, оба окна, оба — мальчик и девочка и т. д.

Числительные полтора, два, три, четыре управляют Р. п. ед. ч.: два самолета, три девочки.

Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое школьниц), а также с неодушевленными существительными мужского и среднего рода (двое тополей, трое полей). Сочетаются с именами существительными, которые склоняются только во множественном числе, названиями детенышей животных, а также одушевленными существительными мужского рода (двое инженеров, щенят, малышей).

Имена прилагательные при существительных могут стоять в двух грамматических формах:

  • ж. р. — в И. п. мн. ч.: три высокие пальмы, две большие ложки;
  • м. или ср. р. — в Р. п. мн. ч.: два высоких парня, три больших окна.

145. Выпишите правильный вариант формы числительного.

С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане; над (тысячью, тысячей) случаев; о (пятистах, пятьюстах) жителях; в (ста, стах) метрах; дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) квартирами; разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара; три (первые, первых) урока он прогулял; (двое школьниц, две школьницы) вышли из школы.

146. Перевод. Составьте со словами в колонках словосочетания и запишите их по-русски. Укажите особенности употребления существительных в сопоставлении с украинским языком.

Играем!

147. Кто лучше? Проверьте свой глазомер, ответив на данные вопросы.

— Сколько шагов от вас до доски?

— В скольких шагах от вас дверь?

— Какова толщина учебника в сантиметрах?

— Какова длина карандаша (ручки)?

148. Редактирование. Устраните ошибки в употреблении собирательных числительных.

1. Трое спортсменок выступили очень удачно. 2. Олимпиада длилась трое дней. 3. Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5. Четверо учениц получили дополнительное задание. 6. С докладом выступили трое профессоров. 7. На учения прибыло семеро генералов. 8. Четверо столов стояло у самой стены. 9. Шестеро лошадей паслись у самого берега реки.

Использование местоимения сам в значении «один» в литературном языке не допускается. Такие выражения, как Я подбирал литературу сам (в значении «один»), Сам сидел дома являются неправильными.

149. Укажите слова, употребление которых в данных предложениях не допускается. Свой выбор обоснуйте.

1. Он ни за что не соглашался оставить друга (самого, одного). 2. Девочка осталась (одна, сама), не с кем было посоветоваться. 3. Все примеры он решил (один, сам).

Повторяем изученное

150. Выполните тестовые задания.

1. Укажите словосочетание без морфологической ошибки.

А хорошая шампунь

Б лакированный туфель

В ценный бандероль

Г трамвайный рельс

2. Укажите, в каком словосочетании пропущено окончание -у (-ю) в Р. п. ед. ч.

А кусок сыр..

Б плантации ча..

В продажа сахар..

Г экспорт сыр..

3. Укажите словосочетание, в котором нет морфологической ошибки.

А обе девочки

Б трое заборов

В четверо кустов

Г двое ручек

Домашнее задание

151. Выберите посильное задание и выполните его.

А Образуйте формы множественного числа и запишите.

Боцман, бульдозер, бухгалтер, госпиталь, компрессор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, месяц, мичман, промысел, штурман, погреб, поезд, профессор, рукав, редактор.

Б Выберите из скобок слова, с которыми сочетаются собирательные числительные, и запишите словосочетания.

1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята). 2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы). 3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети). 4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены). 5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).

В Прочитайте юмористический рассказ М. Зощенко «Кочерга» и расскажите, над чем иронизирует автор.