Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 21, 22. Традиционный и дифференцирующий принципы написания слов

Традиционный (исторический) принцип обусловлен фонетическими законами на определенном этапе исторического развития языка. В современном языке такие написания сохраняются по традиции: ширина, читаешь, футбол.

Знаете ли вы?

До реформы 1917 г. русское письмо было сильно отягощено историческим принципом орфографии. Например, существовало две буквы, обозначающих один звук: е называлась есть и ѣ называлась ять. Но в одних словах надо было писать букву ять, а в других есть, сравните: хлѣбъ, тѣло, сѣно — пень, отецъ, первый.

121. Прочитайте отрывок. Так выглядел текст повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» в XIX ст. Докажите, что орфографические нормы — понятие историческое.

Отецъ любитъ свое дитя, мать любитъ свое дитя, дитя любитъ отца и мать; но это не то, братцы: любитъ и звѣрь свое дитя! но породниться родствомъ по душѣ, а не по крови, можетъ одинъ только человѣкъ.

Лингвистическое исследование. Представьте, что вы перенеслись в XIX ст. Выпишите по два слова с букой е (есть) и ѣ (ять). Сформулируйте правило, в каких случаях пишется е (есть), а в каких — ѣ (ять).

Подсказка. Проведите параллели с аналогичными словами в украинском языке.

122. Прочитайте слова, объясняя орфограммы.

А сапоги, лаборатория, панорама, коллектив

Б сильного, синего, идущего

В шесть, жесть, лыжи, цитата, шиповник

Г смотришь, читаешь; режь, намажь; навзничь

Д килограмм, коралл, шоссе, барокко, антенна

Е растение — росток — вырасти — выращенный; проскакать — подскочить — скачок; блестеть — блистать

Справка. Написание буквы г на месте звука [в] в окончаниях -ого, -его Р. п. прилагательных и причастий; написание буквы ь после твердых шипящих ж, ш в окончаниях глаголов 2-го л. ед. ч. в форме изъявительного наклонения и в формах повелительного наклонения, в конце наречий; написание слов (чаще заимствованных) с непроверяемыми безударными гласными а, о, е, и, я; написание корней с чередующимися гласными а/о, е/и; написание букв и, е после букв ж, ш и ц; написание двойных согласных в корнях заимствованных слов.

123. Вставьте нужные буквы и объясните правила написания.

А Об..няние, вин..грет, з..ря — оз..рение — з..ри, покл..н — накл..ниться — скл..нение, отп..реть — отп..рать, ц..ль, идеш.., лиш.., настеж.. .

Б Дириж..р, дефиц..т, заг..р — заг..рать — приг..рь, предл..жение — прил..гать — пол..г, расст..лить — расст..лать, ц..лый, еш.. .

В Инте..игент, см..тение, прик..сновение — к..саться, соб..рать — соб..ру, уд..рать — уд..ру, выт..реть — выт..рать, ц..рк, точ..-в-точ.. .

124. Спишите, вставляя нужные буквы. Составьте схему (таблицу) «Буквы а, о в корнях -раст-/-ращ-/-рос-».

Подсказка. В корнях -раст-/-ращ-/-рос- перед буквами ст и щ пишется а, а перед с — о.

Вечнозеленые р..стения; нар..стает масса; зар..сли кустарника; выр..щенный в пробирке; зеленые водор..сли; ср..щение костей; р..сток — р..стение в начальной стадии развития; Р..стислав — одно из красивейших имен.

125. Выберите строку, в которой все слова пишутся с гласной а в корне.

А 1) предл..гать, р..стет, ук..ризна, насл..ждение

2) пол..гать, оч..ровательный, р..скошный, вопл..щение

3) сокр..щать, ср..стание, нас..ждать, об..ятельный

4) погл..щать, сн..ряжать, заст..влять, отв..рять дверь

Б 1) безотл..гательный, заг..рать, пор..жать, к..рнавал

2) прик..саться, преод..леть, раздр..жаться, р..спознавать

3) предпол..гать, сост..влять, к..ммюнике, од..ренный

4) декл..мация, отр..стить, нав..ждение, обн..житься

В 1) нав..ждение, пригл..шать, уг..сать, иде..логия

2) предст..влять, предназн..чение, дек..рация, прил..жение

3) препод..вать, ф..нтазия, выр..сти, распростр..нять

4) л..боратория, пол..гается, упр..щать, заг..релый

Дифференцирующий принцип используется для различения на письме слов, имеющих разное значение, но совпадающих в звучании: Роман (мужское имя) — роман (литературный жанр), на встречу (с одноклассниками) — навстречу (одноклассникам), а также для написания префиксов при- и пре-, частиц ни и не, правописание мягкого и твердого знаков.

126. Прочитайте слова вслух. Какую вы отметили особенность? По какому принципу орфографии они пишутся? Объясните орфограммы в выделенных словах.

Старожил — сторожил, примирять — примерять, развиваться — развеваться, полоскать — поласкать, запивать — запевать, умалять — умолять, седеть — сидеть, освещение — освящение, прибывать — пребывать, притворить — претворить.

127. Запишите имена существительные в единственном числе. Объясните орфограмму, указав род.

Абзацы, ансамбли, болезни, вести, вещи, власти, водоросли, гаражи, гвозди, гости, грачи, грозди, грубости, дочери, дроби, жерди, казни, мечи, мячи, ножи, ночи, печи, речи, судоверфи.

128. Определите роль ь: 1) в качестве разделительного знака; 2) для обозначения мягкости; 3) для обозначения грамматической формы.

Четырьмя, интерьер, восьмеро, льстец, верфь, кость, рожью, павильон, скальпель, поешь, дичь, ложь, пишешь, людьми, бороться, брошь, портьера, дядька, дочерьми, досье, пятьюдесятью.

Составьте предложения с выделенными словами.

129. Спишите слова, объясните орфограммы.

А дочь — страж, печь — марш

Б предать друга — придать форму, преемник (последователь) — приёмник (аппарат)

В предъюбилейный, необъятный — воробьи, вьюнок

Г тоже — то же, оттого — от того

Д отбирать, замер, сжимать

Справка. Написание ъ, ь зависит от расположения этих букв в слове; некоторые слитные, раздельные или дефисные написания, с помощью которых уточняются лексико-грамматические значения омонимичных слов; наличие буквы ь у слов с основой на шипящий женского рода и ее отсутствие у слов мужского рода; написание префиксов пре-, при- также зависит от семантики слова.

130. Вставьте нужные буквы, объясните правила написания слов.

А Рож.., под..езд, скам..я, бал.. (праздничный вечер) — бал.. (оценка), пр..творить (осуществить) — пр..творить (закрыть).

Б Мощ.., об..ем, Ил..я, к..мпания (группа людей), пр..емник (продолжатель) — пр..ёмник (устройство).

В Плащ.., л..ется, с..езд, к..мпания (событие, мероприятие), пр..ходящая (временная) — пр..ходящая (кто приходит), ..емля (планета) — ..емля (почва).

Повторяем изученное

131. Выполните тестовые задания.

1. Написание букв е, и после букв ж, ш, щ регулируется...

А фонетическим принципом

Б морфологическим принципом

В традиционным принципом

Г дифференцирующим принципом

2. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется буква о.

А р..сток

Б р..стение

В отр..сль

Г ср..щение

3. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется ь.

А под..езд

Б л..ется

В об..ем

Г необ..ятный

4. Укажите, в каком слове на месте пропуска в префиксе пишется е.

А радиопр..емник

Б пр..творить (дверь)

В пр..творить (в жизнь)

Г пр..бытие (поезда)

5. Укажите, в каком слове ь употребляется для обозначения мягкости.

А дичь

Б дочь

В ложь

Г кость

6. Укажите, в каком слове допущена ошибка.

А дочь

Б ветошь

В мощь

Г мечь

Домашнее задание

132. Выберите посильное задание и выполните его.

А Образуйте и запишите слова. Подчеркните орфограммы и подготовьтесь к их комментированию на уроке.

Б Пользуясь справкой, напишите небольшой юмористический рассказ на тему «Случай за обедом».

Справка: съедобный, съестное, объесться, взъесться, объедать, съедать, объедки, объемистый, съежиться, съехидничать, съязвить, разъяриться.