Русский язык. Уровень стандарта. 11 класc. Баландина

§ 3, 4. Культура речи и эффективность общения

12. Прочитайте отрывок из фельетона В. Дорошевича* «Одесский язык», написанного в конце XIX ст. Над чем иронизирует публицист и как это связано с темой урока?

Без знания одесского языка вас ждет масса недоразумений.

— Советую вам познакомиться с monsieur Игрек: он всегда готов занять денег!

— Позвольте! Но что ж тут хорошего? Человек, который занимает деньги!

— Как! Человек, который занимает деньги? Это такой милый, любезный...

«Черт возьми! — думаете вы. — Как, однако, здесь легко прослыть любезным. Начну-ка и я занимать направо и налево, — чтоб меня любил и уважал весь город!»

Но при первой же попытке «занять», — вы поймете ошибку. Везде занимать — значит «занимать», т. е. брать взаймы. И только в Одессе «занять» значит «дать взаймы».

Дороше́вич Влас Михайлович (1865-1922) — журналист, публицист, театральный критик. Известность его началась во время работы в одесских газетах в 1890-х годах.

Знаете ли вы?

Общение — это неотъемлемая часть нашей жизни. На общение в среднем уходит 65 % нашего времени, это 2,5 года жизни. Человек успевает «наговорить» 400 томов по 1000 страниц.

Эффективность общения — это соответствие полученного результата (эффекта) целям собеседников.

13. Ознакомьтесь с текстом. Какое языковое явление в нем обыгрывается? В каком случае общение не будет эффективным?

Мама поручила дочери испечь пирог и ушла на работу. «Успею», — решила девочка и принялась за сложный тест. Через некоторое время мама позвонила по телефону.

— Что делаешь? — спросила она.

— Вожусь с тестом, — честно созналась Катя.

Сделайте вывод. В ответе используйте высказывание Л. Скворцова: «Неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь — неправильно поступишь».

Культура речи способствует взаимопониманию собеседников.

«Заповеди» эффективного общения

  • Всегда знай, с какой целью говоришь.
  • Говори просто, четко и понятно.
  • Владей основными правилами культуры языка.
  • Избегай многословия.
  • Умей находить общий язык.
  • Умей не только говорить, но и слушать.
  • Не оставляй обращение к тебе без ответа.
  • Помни, что вежливость и благожелательность — основа культуры речевого поведения.

(По Т. Винокур*, из цикла бесед о русском языке)

Виноку́р Татьяна Григорьевна (1924-1992) — лингвист, специалист в области стилистики и культуры речи; одной из первых обратила внимание на сферу политической коммуникации: политические деятели должны овладеть ораторским искусством и его необходимой основой — культурой речи.

14. Выберите одно из заданий и выполните его.

А Подумайте, какую «заповедь» эффективного общения нарушил говорящий. Свой ответ обоснуйте.

— Скажите, пожалуйста, где здесь дом № 92, корпус Б?

— Ага... Вот так..., значит... Пойдете, пойдете, значит, выйдете и там прям налево, прям такой дом, ну, серый такой, ну, пойдете, за ним эта, ну, как ее, арка, обойдете, туда не идите, а идите за угол. Это и будет ваш дом.

Б Подумайте, какую «заповедь» эффективного общения иллюстрирует рисунок. Свой выбор обоснуйте.

Повторяем изученное

15. Выполните тестовые задания.

1. На общение в среднем уходит...

А 15 % нашего времени

Б 35 % нашего времени

В 65 % нашего времени

Г 95 % нашего времени

2. Вежливость и благожелательность — это основа...

А культуры речевого поведения

Б соблюдения норм языка

В оценки эффективности общения

Г цели общения

3. Говори просто, четко и...

А примитивно

Б понятно

В легко

Г отчетливо

Домашнее задание

16. Выберите посильное задание и выполните его.

А Прочитайте текст. Напишите, какие правила общения были нарушены одним собеседником, а другим, наоборот, соблюдены.

Петра Петровича вызвали в столицу.

— Вы позволяете себе... — начал, едва показавшись в дверях, его высокопревосходительство.

Петр Петрович приложил все усилия, чтоб сдержаться.

— Прежде всего, я позволю себе, — спокойным, ровным и благовоспитанным голосом прервал он его превосходительство, — сказать вашему превосходительству: здравствуйте. А во-вторых, позволю себе сказать вашему превосходительству, что вам ложно донесли на меня.

— Как?!

— Да. Я не глухой. И со мной вовсе не нужно трудиться кричать.

Он сказал это спокойно, ровно, даже мягко, самим звуком голоса давая урок благовоспитанности.

Его высокопревосходительство потерял фразу, которой он «приготовился начать».

(По кн. В. Дорошевича «Избранные страницы»)

Б Спишите пословицы. Отметьте, каким «заповедям» эффективного общения, составленным Т. Винокур, они соответствуют.

1. В многословии не без пустословия. 2. Начал за здравие, кончил за упокой. 3. Кстати промолчать — что большое слово сказать. 4. Невысказанное высказать можно — высказанное не вернуть.