Учебник по Русскому языку. 10(6) клас. Баландина - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Развитие речи. Культура речи

Любовь — это торжество воображения над интеллектом. (Г. Н. Менкен)

Читаем: определяем вид красноречия.

Говорим: обсуждаем отношение оратора к аудитории и влияние аудитории на оратора.

Пишем: выписываем слова тематической группы «Публичное выступление».

Трудно себе представить успешное общение без правильной и хорошей речи. Грамотная речь особенно важна в искусстве полемики и публичных выступлениях — основных сфер риторики (красноречия).

Основные виды красноречия:

• социально-политическое — доклад на социально-политические и политико-экономические темы, митинговая, агитационная речи;

• академическое (научное) и педагогическое (лекционное) красноречие — лекция, научный доклад или обзор;

• судебное — прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь;

• социально-бытовое — юбилейная, застольная речи;

• богословское — церковная проповедь.

26. Расскажите, какие виды публичных выступлений вам приходилось слышать. В каких ситуациях? Что запомнилось больше всего?

27. Прочитайте текст. Отметьте, о каком виде красноречия говорится и как аудитория (или отдельные слушатели) повлияли на поведение оратора.

Свой курс греческой философии профессор читал в университете. Он не был блестящим оратором, но так глубоко и исчерпывающе знал свой предмет, что не приходилось искать слов, которые сами становились в очередь, ждали и выступали вовремя и в наилучшем порядке. Аудитория рисовалась ему столь же высококачественной, какою была его мысль.

Читая свою лекцию, он выбирал одно лицо в центре, чем-нибудь привлекшее его внимание. Чаще всего он обращал свою речь к студентке во втором ряду прямо против кафедры. Эстетическое чувство установило очень правильный выбор, так как сидевшая против него девушка заслуживала своей внешностью и всякого иного внимания — необыкновенной ясностью глаз, которых она никогда не отводила. Самому профессору казалось, что его речь целиком поглощается бездонной ясностью этих глаз. Все, что он говорит, воспринимается этими глазами с легкостью и естественностью, свидетельствующими об установлении крепкой и прочной связи между говорящим и слушающим.

Нередко бывало, что, готовясь к лекциям, он мысленно представлял себе не университетскую аудиторию, а только ту, которая олицетворяла для него их общее внимание. Он волновался, но это волнение было приятно и плодотворно; его лекции приобретали новый блеск, какого им недоставало раньше, и сам он чувствовал, как растет в нем и мыслитель, и учитель.

Теперь перед ним была задача: заставить эти глаза загореться либо восторгом, либо резким несогласием, выйти из равновесия, потому что он хочет заставить ее творить, как творил Платон.

Их первая и последняя встреча произошла нечаянно: он личной встречи не искал, мысль об этом никогда не приходила ему в голову. Они встретились в доме его университетского товарища. Сначала он ее не узнал, настолько в такой обстановке ее лицо было ему непривычным. Затем, вглядевшись, и обрадовался, и несколько смутился. Теперь он мог окончательно убедиться, что его невольной вдохновительницей была действительно очень красивая девушка. Ему было приятно, когда она сама подошла к нему и сказала, что она — его слушательница. Разумеется, он заговорил с ней о предмете, так тесно их соединившем, — о философии Платона.

Она слушала его, как слушала всегда, — не отводя глаз и с едва заметной, очень приятной улыбкой. Но важно было не говорить ей, а расспросить ее. Она пробовала отделаться словами «да» и «нет». Сначала в его голове мелькнула мысль, что эта девушка хочет поймать его на каком-то противоречии, что у нее особая, во всяком случае, крайне оригинальная форма мышления. Минутой позже он убедился, что она действительно не понимает, о чем он ее спрашивает. Он сделал еще несколько попыток завязать с ней ученый разговор и вдруг с совершенной ясностью, как неизменно ясны были ее прекрасные глаза, открыл, что перед ним очень красивая, но и очень, до крайности, до непозволительности глупая девушка, не только не увлеченная его проповедями, но и вообще не интересующаяся философией и не способная задуматься над самым элементарным вопросом. Если бы он увел ее в соседнюю комнату и поцеловал, при этом совершенно не изменилось бы выражение ее глаз, этих синих дыр в пространство, очень умело пробуравленных природой пониже чистого и отлично построенного лба, внутри которого такая же ясная пустота. Он ушел из этого дома с поспешностью, наскоро простившись с хозяевами и пробормотав о срочной работе.

Его очередная лекция поразила студентов необъяснимой грубостью, напрасными полемическими выпадами неизвестно против кого. Он говорил не как свободный мыслитель, а как узкий догматик. Он сделал все, чтобы восстановить против себя студентов, внимание и любовь которых он так долго, неукоснительно и методично завоевывал.

(По М. Осоргину*)

Осоргин Михаил Андреевич (настоящая фамилия Ильин) (1878-1942) — писатель, журналист, эссеист.

• Работа с текстом. Расскажите о первоначальном отношении оратора к аудитории. Как он устанавливал контакт со слушателями? В чем была его ошибка?

• Как автор передает разочарование профессора? Что уничтожило зарождающееся чувство? В своих рассуждениях приведите цитату, использованную в качестве названия речевой подтемы.

• Подумайте, какой могла быть речь профессора. Владел ли он нормами литературного языка? Отметьте роль культуры речи в риторическом мастерстве.

• Работа с предложением. Выпишите из текста предложение с градацией. Почему автор использует нисходящую градацию? Какую стилистическую функцию она выполняет?

• Прочитайте предпоследнее предложение предпоследнего абзаца. Какова его роль в донесении идеи текста?

• Работа со словом. Дайте толкования слова аудитория вообще и в данном контексте в частности.

• Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Публичное выступление». Найдите среди них синонимы и антонимы (в том числе и контекстуальные).

Творческое задание

28. Оцените ораторскую манеру профессора, обсудите положительные качества и сформулируйте собственное высказывание о том, что нужно для того, чтобы в лекторе рос мыслитель и учитель. Что, по-вашему, должен учитывать преподаватель, чтобы его лекции были интересны слушателям?

Домашнее задание

29. Выберите посильное задание и выполните его.

А Напишите поздравление своему другу (подруге) ко дню рождения (к другому памятному дню). Определите, к какому виду красноречия относится послание.

Б Расскажите о своем опыте публичного выступления. Оказывали ли влияние на вас слушатели и в чем это проявлялось?