Учебник по Русскому языку. 10(6) клас. Баландина - Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

Развитие речи. Культура речи

ОБРАЗОВАНИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

Учеба — это упорный труд

Читаем текст в лицах.

Говорим: отвечаем на вопросы.

Пишем: составляем памятку «Как легче запомнить учебный материал».

275. Прочитайте текст по ролям, следя за темпом речи, дикцией, мимикой, используя уместную жестикуляцию.

— И как вы только управляетесь, пани Лапидус? — посочувствовала старушка. — Как белка в колесе.

— А что еще остается делать вдове? — устало улыбнулась пани Лапидус. — Вертеться.

Старушка сощурилась на рекламную афишу на оклеенной обоями стене магазина.

— Но тут написано «Мадам Лапидус и сын». Разве у сына отсохнут руки, если он вам поможет?

При слове «сын» мама приложила палец к губам и закатила глаза к потолку, показывая тем самым, что там, наверху, обитает ее сын, и он занят делом поважнее, нежели торговля бубликами.

— Т-с-с-с... Эта каторга не для него. Он, дорогая моя, готовится к экзаменам в университет. Я согласна не спать ночей и вертеться, как пятьдесят белок в пятидесяти колесах, но мой сын — вот увидите — станет адвокатом.

— Станет адвокатом, — как эхо повторил попугай, расправляя крылья. — Адвокатом. Адвокатом. Адвокатом.

У письменного стола сидит, сжав голову ладонями, мальчик и, раскачиваясь, как в молитве, монотонно зубрит. По деревянной лестнице, огражденной перилами, поднимается из магазина в комнату мама, неся на тарелке яблоко, обложенное свежеиспеченными бубликами. На ней передник и косынка, руки по локоть в тесте, и лицо местами припудрено мукой. Добрая, полная сочувствия улыбка озаряет ее лицо при виде с головой ушедшего в книги сына. Она неслышно подходит к нему и заглядывает через плечо.

Перед сыном раскрытая книга — учебник истории польского государства, и на обеих страницах цепочка овальных портретов польских королей. Сын, раскачиваясь, шепчет:

— Король Ян Собесский. Родился в 1629 году, умер в 1696 году. Король Стефан Баторий. Родился в 1533 году, умер в 1586 году. Значит, один умер в 96 году, а второй в 86. Главное не перепутать.

Мама сокрушенно вздохнула:

— Господи, люди умерли, а ребенок должен мучиться.

— Ты мне мешаешь, — сказал мальчик, не отрываясь от книги.

— Сколько королей в одном маленьком государстве? — искренне удивляется мама. — Кто бы мог подумать? Съешь яблочко, сынок. Вот свежие бублики. Прямо из печи. Посмотри, на кого ты стал похож?

— А кто хочет видеть сына адвокатом? И чтоб он был принят не в какой-нибудь, а в столичный, Варшавский университет?

(По Э. Севеле*)

Эфраим Севела (настоящее имя — Драбкин Ефим Евелевич) — писатель, актер, кинорежиссер. Написал сценарии ко многим кинофильмам, в частности к фильму «Попугай, говорящий на идиш».

Работа с текстом. Отметьте качество инсценировки: темп речи, дикцию, мимику, жестикуляцию.

• Элементы каких стилей встречаются в тексте?

Работа со словом. Укажите в тексте оценочную лексику. Выпишите примеры лексики с положительным и отрицательным значением.

• Подберите синонимы к словам учиться, запоминать. Составьте с ними словосочетания.

• Подберите к выделенным устойчивым словосочетаниям фразеологические синонимы.

Работа со словосочетанием. Используя иллюстрацию, запишите словосочетания с данными ниже словами. Обозначьте главное слово.

Учить (как?), зубрить (что?), книга (какая?), учебник (чего?), запоминать (что?).

Работа с предложением. Найдите в тексте предложение с гиперболой.

Играем!

276. Кто больше? Продолжите ряд словами, которыми их можно заменить в тексте.

А Удивляться, ...

Б Лицо, ...

Творческое задание

277. Ответьте на вопросы и таким образом сформулируйте и запишите памятку «Как легче запомнить учебный материал». Прочитайте написанное остальным трем группам, выслушайте их ответы и потом сформулируйте окончательный вариант памятки.

— Как мальчик учит историю: осознанно или нет?

— Есть ли у него мотивация к изучению истории?

— Можно ли сказать, что он учится с увлечением?

— Почему мальчик выглядит нездоровым?

— Как вы думаете, есть ли у мальчика увлечения, занимается ли он спортом?

— Нужно ли делать перерывы, когда занимаешься?

— Какие фразеологизмы со значением прилежно учиться вы знаете?

— Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? Запишите их.

— Как легче усваивать информацию: зубрить или запоминать осознанно?

— Что вы можете посоветовать мальчику, чтобы облегчить его труд?

Домашнее задание

278. Выберите посильное задание и выполните его.

А Переведите текст на русский язык, записывая цифры буквами.

Завжди, якщо тільки дозволяє характер навчального матеріалу, слід віддавати перевагу логічному навчанню перед механічним. Тобто завжди треба намагатися зрозуміти, про що йде мова, а не запам’ятовувати сліпо. Але механічне запам’ятовування також має певне значення. Скажімо, вивчаючи вірш напам’ять, ми не звертаємося до логіки. Психологами було встановлено, що вивчення напам’ять має відбуватися короткими інтервалами, розподіленими більшими паузами. Так, після 20 хвилин заучування напам’ять 40 хвилин вивчаємо щось цікавіше, а потім повертаємося до заучування. (За І. Томаном)

Б Воспользовавшись Интернетом или другими источниками, найдите интересные цифровые данные о механизмах памяти и подготовьте сообщение для одноклассников.

В Составьте художественный текст (частушку, басню, рассказ) на тему забывчивости.