Учебник по Русскому языку. 10(6) клас. Баландина - Новая программа
Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.
Развитие речи. Культура речи
ЕСТЕСТВЕННАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
Природа не прощает никогда. (И. В. Гете)
Читаем: находим указанные фрагменты текста.
Говорим: организуем дискуссию на тему экологии.
Пишем слова-заимствования, даем им толкования.
244. Прочитайте в сокращении рассказ «И грянул гром», выявляя эпизоды, где герои спорят. Имеем ли мы в данном случае дело с дискуссией?
Не порти дерев <...>, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление. (Ветхий Завет)
Объявление на стене расплылось:
a/о САФАРИ ВО ВРЕМЕНИ. Организуем сафари в любой год прошлого. Вы выбираете добычу. Мы доставляем вас на место. Вы убиваете ее.
— Черт возьми, — выдохнул Экельс. — Настоящая Машина времени! Закончились выборы вчера. Слава богу, что победил Кейт.
— Вот именно, — отозвался человек за конторкой. — Если бы выбрали Дойчера, не миновать нам жесточайшей диктатуры.
В машине было еще четверо. Тревис — руководитель сафари, его помощник Лесперанс и два охотника — Биллингс и Кремер. Мимо проносились годы. Вот машина остановилась.
Тревис показал на металлическую тропу, которая шла через болото:
— Тропа проложена для охотников Компанией. Она не задевает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной травинки. Ее назначение — изолировать вас от мира прошлого, чтобы вы ничего не коснулись. Не сходите с нее. И не стреляйте ничего без нашего разрешения. Мы не хотим изменять Будущее. Сами того не зная, мы можем убить какое-нибудь животное и уничтожить важное звено. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Так что будьте осторожны.
Пора было выходить из Машины. Воздух наполняли звуки, словно музыка, словно паруса бились в воздухе — это летели, будто исполинские летучие мыши из кошмара, махая огромными серыми крыльями, птеродактили.
Вдруг все смолкло. Из мглы ярдах в ста впереди появился Tyrannosaurus rex.
— Господи! — губы Экельса дрожали. — Да оно, если вытянется, луну достать может. Помогите мне уйти. Орешек мне не по зубам.
Не оглядываясь, Экельс слепо шагнул к краю Тропы, сошел с нее и направился в джунгли. Ступни тонули в зеленом мху. Охотники открыли огонь по металлическим векам и пылающим черным зрачкам. Словно каменный идол, словно горный обвал, рухнул Tyrannosaurus rex.
— Из-за этого подонка мы все чуть не погибли. Но главное даже не это. Он соскочил с Тропы. Какие последствия будут для Времени, для Истории?!
— Успокойся, он набрал на подошвы немного грязи — только и всего.
...Машина остановилась.
— Выходите, — скомандовал Тревис. Настороженность не покидала его.
— О’кей, Экельс, выходите. И больше никогда не попадайтесь мне на глаза.
Экельс будто окаменел.
— Ну? — поторопил его Тревис. — Что вы там такое увидели?
Экельс медленно вдыхал воздух — с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение. Сразу бросилось в глаза объявление на стене.
Что-то в нем было не так.
a/о СОФАРИ ВОВРЕМЕНИ. Арганизуем софари влюбой год прошлого. Вы выбераете дабычу. Мы Заставляем вас наместо. Вы убеваете ее.
— Нет, не может быть! Из-за такой малости... Нет!
На комке грязи было отливающее зеленью, золотом и чернью пятно — бабочка, очень красивая... мертвая.
Лицо Экельса похолодело. Непослушными губами он вымолвил:
— Кто... кто вчера победил на выборах?
Человек за конторкой хихикнул.
— Шутите? Будто не знаете! Дойчер, разумеется! Кто же еще? Уж не этот ли хлюпик Кейт? Теперь у власти железный человек!
Экельс застонал. Он отчетливо слышал тяжелое дыхание Тревиса, слышал, как тот поднимает ружье и нажимает курок. И грянул гром.
(По Р. Д. Брэдбери*)
Брэдбери Рэй Дуглас (1920-2012) — американский писатель-фантаст. Считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи и сказки.
• Работа с текстом. Прочитайте фрагменты, где герои спорят. Почему их речевое поведение нельзя назвать дискуссией?
• На какие смысловые части делится текст? Какой художественный прием для этого используется? На каком языковом явлении он основан?
• Что говорится в рассказе об ответственности человека за нарушение баланса в природе? Какова основная мысль текста? Чем он напоминает притчу?
• Работа с предложением. Найдите в тексте сравнения. Как они выражены грамматически?
• Работа со словом. Выпишите слова-заимствования, дайте им толкование.
Творческие задания
245. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы понимаете высказывание под фото? Из какого произведения взята цитата? Кто его автор?
Мы с тобой одной крови
246. Сопоставьте предложения первой и второй колонок. Какие формулировки предпочтительнее использовать в качестве начала беседы на тему об экологическом образовании? Ответ аргументируйте.
Сегодня я хочу поговорить с вами об экологии.
Сначала об актуальности темы.
Я давно думаю о том, что имеют в виду, говоря об «экологическом образовании». Сегодня я хочу поделиться этим с вами.
Можно ли считать, что хоть кто-то из нас, присутствующих здесь, — человек «экологически образованный»?
247. Ознакомьтесь с правилами поведения во время дискуссии. Используя в качестве темы название речевой подтемы урока, организуйте дискуссию.
Правила поведения во время дискуссии
Необходимо |
Недопустимо |
Стремиться к пониманию точки зрения оппонента. Слушать его максимально внимательно. Искать точки соприкосновения. Высказывать свои претензии открыто: тогда мысли прояснятся и разговор может принять конструктивный тон. Не переходить на личности. Дискуссия — это противостояние идей, а не людей |
Указывать ложные сведения. Навешивать ярлыки на оппонентов. Использовать помпезные фразы для произведения впечатления на аудиторию. Запугивать оппонентов, дискредитировать путем обнародования фактов их личной жизни. Использовать расистские аргументы. Провоцировать собеседника с целью вывести его из себя |
Домашнее задание
248. Выберите посильное задание и выполните его.
А Руководствуясь словами известного физиолога И. Павлова «Факты — воздух ученого», подберите фактический материал для доказательства того, что экология Земли находится в критическом состоянии.
Б Создайте групповую проектную работу на тему «Экологические проблемы».
1- я группа: определяет экологические проблемы вашего города (села).
2- я группа: предлагает идеи, как сделать ваш город (село) экологически более чистым.
В Напишите фанфик (собственное высказывание на основе известного) по мотивам прочитанного рассказа Р. Брэдбери.
Г О каких экологических проблемах Земли вы знаете? Как, по вашему мнению, их можно решить? Сформируйте список экологических проблем. Распределите их между участниками проектной группы и запишите ваши предложения по решению экологических задач. Оформите работу в виде электронного документа. Проиллюстрируйте его, подобрав из интернет-ресурсов соответствующие картинки.
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України