Учебник по Экономике. 11 класc. Радионова - Новая программа

Тема 8. Государственное регулирование экономики

Изучив тему, вы узнаете

  • почему государство (правительство) регулирует экономику;
  • как правительство регулирует экономику через государственные финансы и что такое государственный бюджет;
  • как регулируется экономика путем изменения количества денег в обращении;
  • что такое общественные блага;
  • почему важно ограничивать монополию и каким образом это может делать правительство.

Ранее полученные знания, которые нужно использовать для усвоения материала темы

  • субъекты экономических отношений и их взаимодействие;
  • смысл рыночной конкуренции и саморегулирования;
  • преимущества и недостатки рыночной экономики;
  • денежные агрегаты.

Современная экономика невозможна без государства в роли субъекта экономических отношений. Государство должно иметь собственные ресурсы, создавать определенные продукты и услуги, регулировать распределение доходов между разными слоями общества, направлять экономику на достижение определенных целей и т.д. Об этом уже вскользь шла речь в темах 3 и 5. В данной же теме о функциях государства в экономике мы расскажем подробно.

8.1. Почему государство (правительство) регулирует экономику

Правительство обязано регулировать экономику, потому что сам по себе рынок с присущими ему механизмами конкуренции и саморегулирования не может решить многих важных проблем как для общества в целом, так и для населения отдельных городов и поселков.

Приведем некоторые примеры таких нерешаемых рынком проблем.

• Ни один рыночный механизм не стимулирует предпринимателей беречь природную окружающую среду, меньше ее загрязнять. Наоборот, дополнительные затраты, связанные с внедрением так называемых чистых технологий, уменьшают прибыльность производства.

• Рынок не распределяет ресурсы в пользу неприбыльных видов деятельности и тех, которые могут обеспечить прирост доходов лишь в отдаленном будущем. По рыночным законам, без соответствующей оценки может остаться труд преподавателя или ученого, художника или композитора, ведь результаты их деятельности формируют то, что не имеет денежной оценки, - культуру нации, эта деятельность не сразу дает конкретные результаты.

• Значительные сроки реализации проектов и ограниченность ресурсов у отдельных предпринимателей не вызывают желания строить дороги, мосты, порты, дамбы, очистные сооружения.

• Экономические субъекты за собственные средства не инициируют благоустройство городов, не создают национальных парков, не обеспечивают правопорядок и защиту прав и свобод личности. Причиной этого является невозможность взимания платы за пользование всеми упомянутыми выгодами с конкретных их потребителей, что предусматривает рынок.

Так как описанные и подобные другие проблемы не решаются при рыночном саморегулировании, то ответственность за их решение принимает на себя государство (правительство).

Деятельность государства не может быть спонтанной или хаотичной. Поэтому правительство должно формировать и воплощать в жизнь научно обоснованную экономическую политику.

Под государственной экономической политикой подразумевается система мер, которые осуществляет правительство для достижения целей, отражающих общественные интересы. Поэтому важнейшими элементами государственной политики являются:

  • конкретные цели;
  • средства (инструменты) достижения этих целей.

Основными экономическими целями государства (правительства) при формировании экономической политики становятся:

  • определенные объемы ВВП страны и ВВП на душу населения (одного гражданина);
  • полная занятость, или ограничение безработицы до уровня естественной;
  • ценовая стабильность, при которой инфляция не выходит за рамки умеренной.

Промежуточными неосновными на определенных этапах могут становиться такие цели, как ограничение колебаний курса национальной валюты, преодоление чрезмерного социального расслоения общества, достижение членства в определенных объединениях или международных организациях, например, в ЕС и т.п.

Инструменты государственного регулирования экономики различаются тем, в рамках какой политики они применяются - налоговобюджетной (финансовой) или денежной.

8.2. Как правительство регулирует экономику инструментами налогово-бюджетной (финансовой) политики и что такое государственный бюджет

Осуществляя налогово-бюджетную (финансовую) политику, правительство использует такие особые инструменты:

  • налоги;
  • налоговые льготы;
  • государственные закупки товаров;
  • социальные трансферты (социальные пособия).

Схематично налогово-бюджетную (финансовую) политику можно представить в виде схемы 8.1.

Схема 8.1

Налогово-бюджетная (финансовая) политика

Объяснение к схеме

• Схема отражает то, что основные цели экономической политики правительства - необходимые стране объемы ВВП, полная занятость, при которой безработица не превышает естественного уровня, стабильность цен - при налогово-бюджетном регулировании экономики достигаются особыми инструментами.

• Такими инструментами являются налоги, налоговые льготы, государственные закупки товаров, социальные пособия малообеспеченным и незащищенным слоям населения.

Налогово-бюджетная политика становится особенно действенной, когда экономика выходит из кризиса. В это время правительства уменьшают налоговую нагрузку на предпринимателей и потребителей, расширяют круг социальных программ для малообеспеченных слоев, для безработных и т.п.

Самый важный инструмент влияния на экономику - это налоги.

Налогами называются обязательные платежи, которые государство взимает с отдельных лиц, предприятий, организаций в государственный бюджет.

Порядок взимания всех видов налогов, налоговые ставки и налоговые льготы упорядочиваются особым государственным документом - Налоговым кодексом страны. Первый Налоговый кодекс Украины был принят в конце 2010 г. и вступил в действие с 1 января 2011 г. До этого времени взимание различных налогов осуществлялось по отдельным законам, касающимся отдельных налогов.

Налоговая система любой страны предусматривает взимание разных видов налогов. Назовем основные из них:

• Личный подоходный налог, или налог с физических лиц. Плательщиками налога являются физические лица - наемные работники, а также предприниматели как владельцы личных доходов, полученных за выполняемые ими функции управления.

• Налог на прибыль корпораций, или налог на прибыль предприятий. Плательщиками данного налога являются юридические лица - предприятия, учреждения. Объектом налогообложения - тем, с чего взимается налог, является прибыль корпорации (предприятия) во всех сферах деятельности.

• Налог на имущество или капитал. Плательщиками этого налога становятся владельцы имущества и капитала - земли, домов, транспортных средств, зданий, сооружений, оборудования и т.п. Налог выполняет перераспределительную функцию, поскольку дает возможность пополнять государственный бюджет за счет более богатых граждан - владельцев имущества и капитала. Так создается источник для социальных выплат бедным слоям общества.

• Акциз. Является налогом на потребление, который взимается в момент приобретения определенного товара и означает фактическое изъятие из дохода потребителя. Акциз становится частью цены не всех, а только некоторых, так называемых подакцизных, товаров. Как правило, такими товарами являются водочные, табачные изделия, ювелирные украшения и т.п. Перечень таких товаров определяется правительством.

• Налог на добавленную стоимость (НДС). Платится со всех товаров, поэтому его называют универсальным акцизом. Поскольку НДС закладывается в цену товаров, покупаемых конечными потребителями, то именно они становятся фактическими плательщиками этого налога. Продавцы обычно указывают на товарных чеках и ярлыках две цены - без НДС и с НДС, стараясь подчеркнуть этим то, что именно налог на добавленную стоимость увеличивает цену для потребителя.

• Налог (налоги) по социальному страхованию. Взимается с целью формирования фондов социального страхования. Является страховым взносом, который определяется планами обязательного пенсионного, медицинского, на случай безработицы и т.п. страхования. Налогоплательщиками становятся и предприниматели, и наемные работники.

• Пошлина. Обычно является налогом на импортируемые товары, но иногда устанавливается и на товары экспортируемые. Плательщиками импортной пошлины становятся предприниматели, ввозящие товар из-за границы, поэтому этот налог может выполнять функцию защиты отечественных производителей от конкуренции иностранных. Но импортную пошлину, которая делает импортированный товар более дорогим, в конце концов, платит потребитель этого товара.

С 1 января 2011 года в Украине взимаются такие основные налоги:

  • налог на доходы с физических лиц;
  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • пошлина;
  • плата за землю;
  • экологический налог;
  • фиксированный сельскохозяйственный налог;
  • налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
  • единый налог для субъектов малого предпринимательства;
  • единый социальный взнос на обязательное государственное социальное страхование.

Каждый налог платят по определенной налоговой ставке. Налоговая ставка - это доля дохода в процентах, которая отчисляется плательщиками в государственный бюджет. Для ее расчетов используется формула

где t1 - налоговая ставка; T1 - уплаченная сумма налога; Inc - доход, который облагается налогами и называется базой налогообложения.

Именно на величину уплаченных налогов уменьшается доход в распоряжении каждого экономического субъекта.

Количественные значения налоговых ставок для разных налогов зафиксированы в налоговом законодательстве. Зная налоговые ставки, можно определить сумму отчислений налога в бюджет. Соответственно, на эту сумму уменьшается доход, который остается в распоряжении лица.

Пример. Водителю троллейбуса начислена заработная плата в размере 5500 грн. Какой налог на доходы с физических лиц будет уплачен из этой суммы в бюджет и какой доход останется в распоряжении водителя, если в Украине ставка по этому налогу равняется 15%?

Для определения суммы уплаченного налога воспользуемся формулой

Доход в распоряжении, оставшийся после уплаты налога, составит 4675 грн (5500 - 825 = 4675).

Налоговая льгота - это преимущество, которое получают от правительства только некоторые налогоплательщики, если это отвечает экономическим интересам и ценностям общества. К чаще всего используемым правительством налоговым льготам относятся следующие:

• Необлагаемый минимум заработной платы - предусматривает, что из налоговой базы (денежной суммы, которая облагается налогами) исключается часть доходов, равная минимальной заработной плате. Существует мировой опыт установления минимальной необлагаемой налогом заработной платы на уровне прожиточного минимума для граждан страны.

• Капитальные скидки - ежегодное уменьшение налогооблагаемой прибыли на часть, полученную от использования оборудования, которое обеспечивает энергосбережение или незагрязнение окружающей среды.

• Налоговый кредит - уменьшение суммы налогооблагаемой прибыли на величину инвестиций (расходов) на научно-исследовательские и конструкторские разработки.

• Социальные скидки - уменьшение налогооблагаемой прибыли на величину тех расходов, которые обеспечивают осуществление определенных социальных программ, например, трудоустройства молодежи, людей с ограниченными возможностями, благотворительность и меценатство.

Кроме налогов, как инструмент налогово-бюджетной политики, как уже отмечалось, используются государственные закупки и социальные трансферты.

Государственные закупки - это расходы бюджета на приобретение вещей и услуг, связанных с созданием общественных благ, о которых мы будем вести речь дальше. Как правило, для осуществления государственных закупок правительство проводит конкурсы (тендеры) для отбора тех, кто предложит товары лучшего качества по меньшей цене.

Социальные трансферты - это различные виды пособий в денежной или вещевой форме, которые безвозмездно получают граждане страны. Один из видов таких пособий - выплаты по безработице - мы упоминали в теме 7. Граждане могут также получать социальные пособия на детей, нетрудоспособных членов семьи, для возмещения части коммунальных платежей и т.п.

Налоги, государственные закупки, социальные трансферты являются важными составляющими государственного бюджета. Государственный бюджет - это главный финансовый документ страны, в котором отражены источники государственных ресурсов и направления их использования. Упрощенную форму государственного бюджета демонстрирует схема 8.2.

Поступление Т

Расходы G*

• налоговые

• неналоговые

• государственные закупки товаров и услуг

• государственные инвестиции

• социальные трансферты

• выплаты по обслуживанию государственного долга

Схема 8.2

Государственный бюджет

Объяснение к схеме

• Налоговые поступления в бюджет включают отчисления по всем рассмотренным нами ранее и другим налогам, которые взимает государство.

* В этой схеме для упрощения допускается, что G включает и трансферты, хотя в теме 6 для объяснения общего кругооборота была использована формула G = Т - TR.

• Неналоговые поступления формируются из доходов государственных учреждений и организаций, доходов от продажи государственного имущества и от операций с капиталом, принадлежащим государству.

• Государственные закупки товаров и услуг обеспечивают деятельность правительственных учреждений, государственных образовательных, медицинских, культурных, научных заведений, армии, судов, таможни и т.д.

• Государственные инвестиции - это капиталовложения в развитие тех отраслей или отдельных предприятий, которые финансируются или поддерживаются государством. Прежде всего, это отрасли производственной инфраструктуры - автомобильные дороги, железные дороги, аэропорты и т.п.

• Выплаты по обслуживанию государственного долга содержат собственно сумму долга, которую надо вернуть заемщикам, и проценты.

Налоги являются важным элементом среды, в которой работают предприниматели. Привлекательность или непривлекательность страны для ведения бизнеса по показателям взимания налогов определяет место страны в мировом рейтинге. Украина в международном рейтинге «Уплата налогов - 2010» на фоне других постсоветских стран занимала следующее место (табл. 8.1):

Таблица 8.1

Данные мирового рейтинга «Уплата налогов - 2010»

Страна

Количество налоговых платежей

Часть прибыли, которая платится в виде налогов

Место страны в общем рейтинге

Эстония

10

49,1

38

Латвия

7

33,0

45

Литва

12

42,7

51

Казахстан

9

35,9

52

Грузия

18

15,3

64

Российская Федерация

11

48,3

103

Армения

50

36,2

153

Украина

147

57,2

181

Беларусь

107

99,7

183

Низкий рейтинг Украины в создании условий для ведения бизнеса при уплате налогов обусловливался не столько частью прибыли, которая изымалась через налоги, сколько очень большим количеством налоговых платежей и несогласованием налогового законодательства. По новому Налоговому кодексу предусматривается уплата 18 налогов и платежей.

Для эффективного государственного регулирования экономики принципиально важным является то, как сбалансирован бюджет, то есть как соотносятся поступления (Т) и расходы (G). Согласно этому соотношению бюджет может быть:

  • дефицитный, когда расходы превышают поступления, то есть G> 7;
  • профицитный, когда расходы меньше, чем поступления, то есть G < 7;
  • с нулевым сальдо, когда расходы и поступления совпадают G = 7.

Дефицитный бюджет означает, что государство живет не по доходам, тратит больше, чем получает.

На первый взгляд, к дефицитному государственному бюджету может быть только негативное отношение. Но практика свидетельствует о том, что и в развитых странах - Франции, Великобритании, Швеции - бюджеты могут иметь отрицательное сальдо, то есть быть дефицитными.

Экономическая наука обосновала, а практика многих стран подтвердила естественность дефицитного бюджета для периодов экономических спадов (кризисов). Но дефициты периодов экономических спадов должны компенсироваться профицитами периодов экономического подъема.

Для оценки и дефицитов, и профицитов бюджета используют не абсолютные показатели, а относительные - объем дефицита или профицита определяют в процентах к созданному в экономике ВВП, используя следующую формулу:

где BD - дефицит бюджета, оцененный как доля ВВП.

Безопасной для экономик развитых стран считается доля дефицита бюджета в ВВП на уровне 3 %. Для менее развитых стран желательно, чтобы она не превышала 1,5 %.

В новейшей экономической истории Украины самым большим был дефицит бюджета в 1997 г. - 7,8 % ВВП. Дефициты сводного (центральной и местных властей) бюджета второй половины 2000-х гг. в Украине показаны на схеме 8.3.

Схема 8.3

Дефициты сводного бюджета Украины в % к ВВП

Объяснение к схеме

• Схема иллюстрирует заметное увеличение уровня дефицита бюджета в кризисном 2009 году, что подтверждает существование связи между нахождением экономики в кризисном состоянии и ростом дефицита бюджета.

Если дефициты бюджетов одних периодов не компенсируются (возмещаются) профицитами других периодов, то государство финансирует недостаток средств при помощи внутренних (у собственных граждан) и внешних (у иностранцев) заимствований. Таким образом возникает государственный долг.

Подтверждением существования долга являются государственные облигации, по которым государство платит проценты. При наступлении срока возвращения долга правительство выкупает государственные облигации.

Государственный долг и дефицит государственного бюджета связаны как причина и следствие: долг возникает, потому что имеется дефицит. Чем дольше будет сохраняться дефицитный бюджет, тем большим становится долг государства.

8.3. Как регулируется экономика изменением количества денег в обращении

Осуществляя денежную политику, правительство использует изменение денежного предложения - количества денег в обращении. Для этого оно применяет такие инструменты, как денежная эмиссия, покупка-продажа валюты, регулирование деятельности коммерческих банков. Схематично денежную политику можно изобразить в виде схемы 8.4.

Схема 8.4

Денежная политика

Объяснение к схеме

• Схема демонстрирует то, что основные цели экономической политики правительства - желательные показатели ВВП, занятости и цен - в рамках денежной политики достигаются путем изменения денежного предложения.

• Для изменений денежного предложения используются три основные средства: эмиссия, операции с валютными резервами, регулирование деятельности коммерческих банков.

Эмиссия денег - выпуск дополнительных денег, осуществляемый центральным банком страны. Это увеличивает денежный агрегат М0.

Операции с валютными резервами предусматривают, что когда центральный банк продает валюты других стран за национальные деньги, то количество денег в обращения уменьшается. Когда же он покупает валюты других стран и пополняет государственные резервы, то количество национальных денег в обращении увеличивается.

Как объяснялось в теме 3, коммерческие банки создают деньги в форме текущих, краткосрочных и долгосрочных счетов, которые являются элементами денежных агрегатов М1, М2, М3. Поэтому, влияя на деятельность коммерческих банков, национальный банк может содействовать увеличению именно этих элементов денежного предложения. Путями такого стимулирования являются уменьшение нормы обязательных денежных резервов, которые должен иметь каждый коммерческий банк, или смягчение требований по получению лицензии на банковскую деятельность.

Увеличивая предложение денег, центральный банк делает деньги более дешевыми, что может стимулировать экономическую активность по следующей логике:

Приведенная логическая цепочка отражает то, что более дешевые деньги - это более низкая ставка процента по кредитам. Это способствует заинтересованности предпринимателей в инвестициях (ID - спрос на инвестиции), увеличению выпуска (ВВП) и уменьшению безработицы.

Однако влияние увеличения количества денег в обращении на ситуацию в экономике не является однозначным, так как может вызвать инфляцию. Для того чтобы этого не произошло, необходимо согласовывать следующие макроэкономические показатели:

  • денежное предложение (М);
  • реальный ВВП (Y);
  • скорость обращения денег, или среднее число оборотов, которые в течение года осуществляет одна денежная единица (V);
  • уровень цен (Р).

Связь указанных величин представляется следующим уравнением:

Уравнение отображает, что зависимость между количеством денег, с одной стороны, и уровнем цен и реальным ВВП - с другой, является прямой. Это означает, что чем больше созданный ВВП и общий уровень цен, тем больше денег нужно экономике для обслуживания операций (взаимоотношений) между экономическими субъектами. А зависимость между количеством денег и скоростью обращения денег обратная. Обратная зависимость в данном случае означает: чем быстрее обращаются деньги, тем меньше их требуется для экономики.

Из уравнения (8.3) вытекает, что при условии неизменной скорости обращения денег увеличение их количества (предложения) в обращении без соответствующего роста объемов реального ВВП вызовет лишь рост общего уровня цен - инфляцию. Поэтому правительства стран руководствуются так называемым «золотым правилом» - дают согласие на такое увеличение предложения денег, лишь при согласовании с изменениями реального ВВП, чтобы не вызвать инфляцию.

Связь трех указанных величин - изменений ВВП, изменений денежного предложения (по агрегату М3) и инфляции в украинской экономике - изображена на графике 8.1.

График 8.1

Изменения ВВП, М3 и инфляции в Украине

Объяснение к графику

Г рафик иллюстрирует значительное несоответствие между изменениями денежного предложения и реального ВВП в каждом году из рассмотренных. Это несоответствие объясняет достаточно высокие показатели инфляции в украинской экономике.

8.4. Что такое общественные блага

Из всей совокупности благ - вещей и услуг, которыми мы пользуемся, можно выделить особые блага, названые общественными. Их противоположностью являются частные блага.

Общественные блага имеют следующие отличительные признаки:

  • их создание и потребление отвечает общественным интересам, так как без них общество не могло бы существовать как сообщество цивилизованных людей;
  • они направлены на коллективные потребности, для которых индивидуальное (частное) удовлетворение было бы или невозможным, или экономически нецелесообразным;
  • объем потребления этих благ конкретным потребителем определить трудно или вообще невозможно;
  • с ними связаны ощутимые положительные внешние эффекты для общества, поэтому потери от недостаточного их производства являются значительно большими, чем затраты на производство.

Положительные внешние эффекты - это дополнительные выгоды, которые имеет общество, община от производства только определенных вещей и услуг. К последним, например, относится образование. Его развитие делает общество не только богаче благодаря более высокой производительности труда, но и цивилизованнее, более пригодным для комфортного существования, безопасным для всех граждан.

Все рассмотренные особенности общественных благ объясняют целесообразность их производства под контролем государства и с использованием ресурсов, которыми оно владеет. Общественными благами с перечисленными признаками являются:

  • образование;
  • фундаментальная наука;
  • культура (музеи, архивы, театры, филармонии и т.д.);
  • сохраненная окружающая среда (национальные парки, заповедники, чистые вода и воздух, флора и фауна и т.д.);
  • благоустройство городов и поселков;
  • правопорядок и справедливое судоустройство;
  • защита прав и свобод личности;
  • национальная безопасность.

Естественно, основным источником финансирования общественных благ должен быть государственный бюджет.

8.5. Почему важно ограничивать монополию и каким образом это может делать правительство

Одной из задач правительства является обеспечение эффективности хозяйствования в рамках всей национальной экономики. Экономика не может быть эффективной в условиях незащищенной конкуренции и господства монополий. Ведь рыночная конкуренция имеет тенденцию к затуханию, а рыночные субъекты-конкуренты тяготеют к сговорам, которые бы уменьшали их затраты на осуществление конкурентной борьбы.

Политика, направленная на защиту конкуренции и ограничение монополизма, называется антимонопольной.

Для осуществления антимонопольной политики в законодательстве определяют:

  • предельную долю рынка, которая может принадлежать отдельному производителю и после достижения которой он [производитель] считается монополистом. По украинскому законодательству, монополистом становится предприятие, которому принадлежит 35 % рынка;
  • виды злоупотреблений монопольным положением, которые влекут за собой ответственность и предусматривают компенсацию. Злоупотребление монопольным положением - это необоснованное завышение цен, навязывание потребителям дополнительных обязательств, ограничение производства и отказ продавать товар, когда нет альтернативы его приобретения у других продавцов, создание преград для вхождения новых производителей на рынок.

Органы государственной власти, которые выявили злоупотребление по результатам антимонопольных расследований, могут принудительно ограничить цены на продукцию монополиста или добиться принудительного раздела крупной компании на несколько меньших.

В 2002 году закончился шестилетний судебный процесс «США против “Microsoft”». По результатам расследования установлено, что фирма «Microsoft» была монополистом на рынке операционных систем (операционная система MS DOS). Позднее антимонопольное расследование деятельности «Microsoft» продолжила комиссия Европарламента. Оно анализировало соответствие действий этой компании европейскому антимонопольному законодательству и конкретно касалось встроенного в OS Windows проигрывателя аудио- и видеофайлов Media Player.

Эти факты свидетельствуют о пристальном внимании правительств развитых стран к деятельности даже мировых лидеров компьютерной техники в тех случаях, когда очевидно злоупотребление монопольным положением.

Итоги темы

• Государственная экономическая политика - это система мер, к которым прибегает правительство для достижения поставленных целей. Основными экономическими целями правительства при формировании экономической политики становятся: достижение определенных объемов ВВП, обеспечение полной занятости, ценовая стабильность.

• Налогово-бюджетная (финансовая) политика предусматривает использование правительством налогов и государственных расходов для регулирования экономики. Налоги - обязательные платежи в государственный бюджет, перечень, ставки, порядок оплаты которых определяются Налоговым кодексом страны. Основными являются налоги на доходы с физических лиц, на прибыль предприятий, НДС, акциз, пошлина, налоги на имущество.

• Налоговые и неналоговые поступления формируют государственный бюджет, основными направлениями использования (расходования) которого становятся государственные закупки товаров, государственные инвестиции, социальные трансферты и выплаты по обслуживанию государственного долга. Государственный бюджет становится дефицитным, если G > Т. Дефицит бюджета оценивается как относительная величина в процентах к ВВП по формуле

• Основным содержанием денежной политики правительства является влияние через изменения количества денег в обращении на ВВП, занятость и уровень цен. Изменение количества денег достигается при помощи эмиссии, операций с валютными резервами и в результате влияния на деятельность коммерческих банков.

• Для того чтобы изменения количества денег не вызывали инфляцию, необходимо согласовывать их с изменениями реального ВВП и скорости обращения денег, принимая во внимание зависимость

• Общественные блага - особые продукты, создание которых отвечает интересам общества в целом. Они связаны с коллективными потребностями, затраты на удовлетворение которых не могут быть осуществлены за счет средства отдельных потребителей и которые формируют положительные внешние эффекты. К общественным благам относятся образование, наука, культура, сохраненная природная окружающая среда, правопорядок и судоустройство, осуществление прав и свобод граждан, национальная безопасность.

• Антимонопольная политика правительства - это деятельность, направленная на поддержание конкуренции с целью обеспечения необходимого уровня экономической эффективности. Осуществляя антимонопольную политику, правительство определяет предельную долю рынка, которую может контролировать один производитель, и перечень запрещенных злоупотреблений монопольным положением.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  • После изучения этой темы должно измениться ваше отношение к налогам, если оно раньше было негативным. Теперь вы будете воспринимать их не только как бремя, которое возлагается на граждан государством, но и как общественно полезное явление. Ведь существование налогов обеспечивает финансирование образования, науки, культуры, национальной безопасности и т.п.
  • Знание всех видов налогов, которые должен платить гражданин, поможет вам в общении с представителями налоговых органов, при заполнении налоговой декларации.
  • Зная причины и последствия появления дефицита бюджета, вы сможете критически оценить политические программы тех партий и движений, которые декларируют увеличение социальных расходов, но не предлагают мероприятий по увеличению доходов бюджета.
  • Узнав о последствиях увеличения количества денег в обращении, вы сможете предусмотреть влияние эмиссии и других действий правительства в денежной сфере на благосостояние вашей семьи.

Контрольные вопросы и задания

1. Определено, что предприятие должно уплатить налог на прибыль в объеме 70 тыс. грн. Прибыль составляла 250 тыс. грн. Какой является ставка налогообложения? Какая прибыль останется в распоряжении предприятия?

2. В 2009 году расходы сводного бюджета Украины составляли 312 028 млн грн, а доходы - 297 845 млн грн. Определите абсолютный и относительный дефицит бюджета, если известно, что ВВП в этом году равнялся 914 720 млн грн.

3. Объясните, кого и к чему стимулирует каждая налоговая льгота, о которой шла речь в теме.

4. В 2010 году денежная масса в украинской экономике выросла по показателю М3 на 15,3 %, а реальный ВВП уменьшился на 15,3 %. На сколько должны были бы измениться цены по показателю темпа инфляции, если бы в этом году скорость обращения денег оставалась неизменной?

5. В период 2005-2009 гг. количество денег в обращении по показателю М3 и ставка процента коммерческих банков по кредитам изменялись так, как это показано в таблице:

Показатель

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

М3 (изменение в %)

54,3

54,7

53,7

30,2

-5,5

Ставка коммерческих банков(%)

16,2

15,2

13,9

17,5

20,9

Во все ли годы реализовалось стимулирующее влияние денежной политики (по логике M↑ >i ↓)?