Учебник по Экономике. 11 класc. Радионова - Новая программа

Тема 5. Предпринимательская деятельность

Изучив тему, вы узнаете

  • какие функции выполняет предприниматель;
  • в каких формах осуществляется предпринимательская деятельность;
  • как между собой связаны доход, затраты и прибыль предпринимателя;
  • почему предприятию необходимо взаимодействие с финансовыми учреждениями;
  • что такое бизнес-план предприятия.

Ранее полученные знания, которые нужно использовать для усвоения материала темы

  • особенности рынка производственных ресурсов;
  • схема ценообразования на разных рынках производственных ресурсов;
  • содержание категории «собственность»;
  • особенности рыночной экономики.

5.1. Какие функции выполняет предприниматель

Предприниматели - особые субъекты экономики. Существуют разные варианты ответа на вопрос о том, в чем заключается эта особенность.

Первым понятие «предприниматель» употребил еще в начале XVIII в. французский банкир Рене Кантильен, который считал определяющими признаками предпринимателя управление собственным делом и способность рисковать для достижения в нем успеха. В начале XX в. это представление существенно дополнил выдающийся австрийский экономист Й. Шумпетер, который сделал акцент на том, что предприниматель - это новатор, двигатель научно-технического прогресса.

Деятельность любого предпринимателя подчинена цели присвоение прибыли. Размером прибыли определяется успех предпринимателя.

Развитие предпринимательства приносит обществу бесспорные выгоды. Они заключаются прежде всего в том, что:

  • предприниматель может достигать своей цели, только полнее удовлетворяя потребности покупателей;
  • предприниматель заинтересован в экономном расходовании ресурсов, поэтому он стремится усовершенствовать технологии и этим содействует техническому прогрессу;
  • предприниматель достигает наилучших результатов при условии социальной и политической стабильности, поэтому он заинтересован в партнерских отношениях с правительством, профсоюзами, потребителями и т.д.

Однако, желая получить большую прибыль, предприниматель может прибегать к разным средствам. Исторический опыт свидетельствует, что эти средства могут и противоречить интересам общества, потребителей и наемных работников. Поэтому всегда остается актуальным вопрос о согласовании противоположных интересов.

В чем может проявляться противоречие интересов?

Пример 1. Относительно высокие цены некоторых товаров побуждают предпринимателей производить продукты с низкой или даже отрицательной общественной полезностью, такие как алкогольные напитки, табачные изделия, видеофильмы, пропагандирующие насилие, неуважение к людям определенных национальностей или социальных групп.

Пример 2. Предприниматели могут быть заинтересованы в сохранении энергозатратных производств и технологий, загрязняющих окружающую среду, если расходы на очистные сооружения и новые технологии уменьшают прибыльность.

Пример 3. Предприниматели всегда ищут пути минимизации налоговых платежей, хотя налоги являются источником финансирования социальных программ, общегосударственных проектов.

Пример 4. Предприниматели для скорейшей реализации продукции или услуг могут предоставлять неправдивую или неполную информацию о них в рекламе.

Пример 5. Предприниматели могут выбирать такой путь экономии на расходах, как ухудшение условий труда, рост его интенсивности без увеличения заработной платы наемных работников.

В цивилизованных обществах найдены инструменты гармонизации (согласования) интересов предпринимателей, общества, потребителей, наемных работников. Наиболее действенными инструментами являются:

  • законодательство, которое, с одной стороны, охраняет окружающую среду, моральное и физическое здоровье нации, определяет минимальную заработную плату и условия труда, а с другой - защищает частную собственность и облегчает налоговую нагрузку на предпринимателей;
  • деятельность институтов гражданского общества - объединений потребителей, защитников окружающей среды, союзов предпринимателей, профессиональных союзов и т.п.

Выдающиеся предприниматели - организаторы, новаторы, творческие личности - являются богатством отдельных наций и всего человечества. Благодаря им меняется образ жизни и общение миллионов людей. Мир в начале XXI в. был бы другим, если бы не деятельность предпринимателей - основателей, в частности, таких фирм, как «Apple» и «Microsoft», «Boeing» и «Samsung».

Крупные украинские предприятия «Оболонь», «Рошен», «Чумак», «Богдан» и тысячи средних и малых предприятий, которые честно ведут свою деятельность по всей стране, укрепляют уверенность в том, что традиции украинского предпринимательства в их лучших проявлениях не утрачены.

5.2. Виды предпринимательской деятельности и виды предприятий

Деятельность предпринимателя начинается с определения направления работы и выбора организационной формы будущего предприятия. От правильности решения этих вопросов зависит успех будущего дела.

Предпринимательская деятельность, если в ней существует потребность, может начаться в любой области. Исходя из сфер приложения предпринимательских усилий можно выделить следующие виды предпринимательства (схема 5.1).

Схема 5.1

Виды предпринимательства

Объяснение к схеме

• Схема демонстрирует четыре основные вида предпринимательства: производственное, коммерческое, посредническое и финансовое.

Производственное предпринимательство связано с изготовлением различных видов продукции и с предоставлением услуг. Поэтому его могут представлять автомобилестроительный завод, хлебопекарня, строительная фирма, отель, парикмахерская, образовательное заведение.

Коммерческое предпринимательство осуществляется в сфере реализации готовой продукции. Оно охватывает предприятия оптовой и розничной торговли.

Посредническое предпринимательство имеет целью налаживание связей между производителем продукции (услуг) и потребителем. Оно представлено предприятиями, которые предоставляют информацию, создают рекламу, изучают рынок, консультируют.

Финансовое предпринимательство выполняет функции, связанные с движением денег (кредитов), ценных бумаг, страхованием имущества и рисков. В нем заняты банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансово-кредитные организации.

Человек становится предпринимателем, создав предприятие. Каждое предприятие является частью большого целого - национальной экономики. Предприятия можно классифицировать и исследовать, опираясь на разные признаки (критерии). Важнейшие критерии классификации и группирование предприятий изображены на схеме 5.2.

Схема 5.2

Классификации предприятий по разным признакам

Объяснение к схеме

• На схеме приведены четыре признака, по которым каждое предприятие можно отнести к определенной группе, а именно: по форме собственности, организационной форме, масштабу, цели деятельности.

• Упомянутые признаки можно применять одновременно, и тогда предприятие будет представлено как владеющее четырьмя признаками. Например, торговые предприятия чаще всего бывают частными, единоличными, малыми, прибыльными.

Охарактеризуем подробнее каждую из выделенных групп предприятий.

Предприятия по форме собственности. Предприятие может принадлежать одному человеку, коллективу людей или обществу; соответственно, различают частную, коллективную, государственную формы собственности. Одна форма собственности отличается от другой в зависимости от того:

  • из каких источников сформировано имущество предприятия;
  • в чьих интересах оно используется;
  • кому будут принадлежать доходы от деятельности предприятия.

Ответы на эти принципиальные вопросы и позволяют отличить предприятие одной формы собственности от предприятия другой формы так, как это сделано в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Предприятия по формам собственности

Из каких источников сформировано имущество предприятия

В чьих интересах используется имущество предприятия

Кому будут принадлежать доходы от деятельности

Частное

Из частных доходов

Частного лица

Частному лицу

Коллективное

Из коллективных доходов

Коллектива людей

Коллективу

Государственное

Из государственных доходов

Общества в целом

Государству

Формам собственности соответствуют определенные организационные формы предприятий.

Предприятия по организационной форме. В наиболее обобщенном виде связь между формами собственности и организационными формами предприятий представлена на схеме 5.3.

Схема 5.3

Формы собственности и организационные формы предприятий

Частная собственность является основой рыночной экономики. Особенности ее организационных форм объясним на примере.

Пример. Предприятие «Окно в мир» возникло как единоличное владение (sole proprietorship). Его владелец господин Кириленко организовал небольшой бизнес по монтажу пластиковых окон в квартирах и офисах, вложив собственный капитал - сбережения, накопленные из собственных доходов. Он нанял четверых строителей, водителя грузовика, а сам выполнял работу организатора производства, принимая заказы и рекламируя услуги, а также работу бухгалтера. В качестве залога за кредит в банке он использовал собственную квартиру и автомобиль.

Через пять лет успешной деятельности владелец предприятия «Окно в мир» осознал необходимость расширения дела. На переговорах с коллегами по бизнесу было принято решение создать партнерское предприятие, или общество (partnership), по монтажу окон, дверей, балконных конструкций. К делу были приобщены денежные капиталы и средства производства еще двух человек. Партнеры заключили соглашение о распределении функций, рисков, доходов и убытков.

Еще через семь лет успешной деятельности владельцы предприятия «Окно в мир», приняв во внимание достаточно высокий спрос на жилье, решили расширить дело. Они задумали стать основателями строительной организации, выбрав в качестве ее организационной формы корпорацию (corporation, public company). После согласования всех юридических вопросов объявлено о продаже акций нового акционерного общества. Благодаря продаже акций было получено достаточно средств для приобретения новых производственных мощностей, найма на работу дополнительных рабочих и служащих.

Каждая рассмотренная нами организационная форма частных предприятий: единоличное владение, партнерство, корпорация - имеет как преимущества, так и ограничения (недостатки). Они приведены в табл. 5.2.

Таблица 5.2

Преимущества и ограничения единоличного владения, партнерства, корпорации

Преимущества

Ограничения (недостатки)

Единоличное владение

• Самостоятельность собственника и свобода действий в принятии решений

• Простота организации и скорость воплощения управленческих решений в жизнь

• Высокая мобильность, способность приспосабливаться к потребностям клиентов

• Присвоение всей прибыли одним человеком и использование налоговых льгот, которые обычно предоставляются единоличным владениям как малым предприятиям

• Ограниченность ресурсов при основании дела

• Значительное число функций, выполняемых одним человеком, что может стать причиной ошибочных решений

• Риск потери всего имущества в случае банкротства

Партнерство

• Расширение источников финансирования за счет нескольких партнеров

• Более качественное управление благодаря распределению функций между партнерами

• Использование налоговых льгот, так как доход каждого партнера облагается налогами один раз

• Вероятность возникновения разногласий между партнерами

• Ответственность одного партнера за ошибочные решения других

• Необходимость реорганизации предприятия в случае выхода из партнерства одного из основателей

Корпорация

• Значительное расширение капитала за счет средств от продажи акций, а также кредитов банков, как правило, более благосклонных к крупным предприятиям

• Возможность найма профессиональных менеджеров и более высокое качество управленческих решений

• Нет угрозы реорганизации из-за смены собственников при продаже ими акций

• Ограниченная ответственность держателей акций, не распространяющаяся на их личное имущество

• Держатели акций не участвуют в текущем управлении, а функции управления осуществляют наемные менеджеры, что может привести к конфликту интересов

• Двойное налогообложение доходов: сначала - как прибыли корпорации, позже - как дивидендов на акции

Ведущими предприятиями в мире являются корпорации, ежегодный рейтинг которых оценивается по таким показателям, как полученный доход, прибыль и стоимость активов. Среди 20 крупнейших в 2010 году по рейтингу «Forbes Global 2000» заняли первые три места: «JPMorgan Chase» (США, банковские услуги), «General Electric» (США, электронная и электротехническая продукция, полимеры), «Exxon Mobil» (добыча и переработка нефти и газа). Первая в рейтинге «JPMorgan» имела следующие показатели: доход - 115630 млн долл., прибыль - 11650 млн, активы - 2031990 млн долл. Доходы упомянутых компаний сопоставимы с доходами целых стран.

Коллективная собственность существует в организационной форме кооперативов. Кооператив (cooperative) - это предприятие, которым совместно владеют его члены, обычно мелкие производители (ремесленники или фермеры), потребители, владельцы небольших сумм денег и т.п. Основная цель деятельности кооперативов - удовлетворение производственных, бытовых, потребительских нужд и потребностей в кредитовании его членов.

Кооперативы имеют следующие особенности организации:

  • условием членства в кооперативе является вхождение в него со своим паем - деньгами, землей, денежными средствами производства и т.п.;
  • самоуправление и непосредственное участие каждого члена в делах кооператива.

Кооперативы имеют как преимущества, так и ограничения (табл. 5.3).

Таблица 5.3

Преимущества и ограничения коллективной собственности

Преимущества

Ограничения

• Функционирование на демократических началах самоуправления

• Равенство всех членов кооператива. Распределение доходов на основе трудового или паевого вклада

• Упрощенная процедура создания

• Пользование налоговыми льготами, которые обычно предоставляются государством для кооперативов

• Необходимость согласования интересов всех членов при принятии решений

• Сложность точной оценки трудового вклада в производственных кооперативах

• Отделение собственности от управления, когда члены кооператива часть своих функций передают правлению кооператива

Государственные предприятия в рыночной экономике, хоть и финансируются из бюджета, но вынуждены нести расходы, которые не превышают полученных доходов. В этом они схожи с предприятиями других форм собственности. Однако государственные предприятия имеют и определенные особенности:

  • их собственниками являются местные или центральные органы государственной власти;
  • они работают по государственным заказам, обеспечиваются государством начальным капиталом;
  • директоров предприятий назначает правительство;
  • распределение доходов и размер заработных плат работников строго регламентируются законами.

Вообще государственные предприятия отличаются от остальных большей стабильностью (предсказуемостью) развития, но, как правило, они менее эффективны.

Преимущества и недостатки (ограничения) государственных предприятий приведены в табл. 5.4.

Таблица 5.4

Преимущества и недостатки (ограничения) государственных предприятий

Преимущества

Ограничения

• Менее зависимы от изменений рыночной конъюнктуры, поэтому более стабильны

• Имеют больше, чем другие предприятия, государственных источников финансирования

• Действуют вне конкурентной борьбы, которая подстегивает остальных предпринимателей к более высокой эффективности, поэтому являются менее эффективными

• Функционируют по более жестким правилам, поэтому менее мобильны

Предприятия по масштабу (размеру) делятся на малые, средние и крупные.

В современной экономике сосуществуют различные по масштабам деятельности предприятия. Чем же объясняется такое сосуществование? Имеется несколько причин:

• во-первых, технология производства разных товаров нуждается в предприятиях разных масштабов. Например, предоставление стоматологических услуг или индивидуальный пошив одежды выгоднее осуществлять на небольших предприятиях. И напротив, для производства самолетов, автомобилей, железнодорожных вагонов и т.п. необходимы предприятия крупных масштабов.

• Во-вторых, разные предприятия имеют разные возможности реагировать на непостоянный потребительский спрос. Меньшие предприятия способны реагировать быстрее на изменение спроса, более крупные - медленнее. Вместе с тем крупные предприятия имеют больше ресурсов для осуществления научных исследований и внедрения новых технологий, чем малые и средние.

Существуют конкретные параметры (показатели), по которым предприятия относят к малым, средним и крупным. В Украине и в странах Европы они совпадают по числу занятых, но отличаются по валовому доходу (обороту). Сравнительные данные представлены в табл.5.5.

Таблица 5.5

Параметры, определяющие принадлежность предприятий к малым, средним, крупным

Параметры оценки

Малые предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

Европа

Украина

Европа

Украина

Европа

Украина

Занятые (чел.)

до 50

до 50

от 51 до 250

от 51 до 250

больше чем 250

больше чем 250

Оборот (валовой доход)

до 10 млн евро

до 70 млн грн

от 10 до 50 млн евро

от 70 до 100 млн грн

более 70 млн евро

более 100 млн грн

Вклад малых, средних и крупных предприятий в обеспечение граждан работой и в производство продукции в Украине в 2009 г. отражен в табл. 5.6.

Таблица 5.6

Вклад малых, средних и крупных предприятий Украины в обеспечение занятости и производства продукции

Параметры оценки

Малые предприятия

Средние предприятия

Крупные предприятия

Доля предприятий в общей занятости населения, %

19,1

46,7

34,2

Доля предприятий в объемах продукции

4,4

68,1

27,5

Украинские данные свидетельствуют о значительном недоиспользовании возможностей малых предприятий, особенно в занятости населения (предоставление работы). В европейских странах их доля в занятости населения превышает 50 %.

По цели деятельности предприятия делятся неприбыльные и неприбыльные.

Для прибыльных предприятий, как правило, являющихся предприятиями частной собственности, цель получения прибыли является первостепенной.

Для неприбыльных предприятий прибыль не является целью деятельности. Но если в процессе хозяйственной деятельности их доходы превышают расходы, то разница полностью используется для расширения или модернизации.

Цели деятельности неприбыльных предприятий (организаций) могут быть разными, а именно:

  • для профсоюзов, творческих союзов писателей, композиторов, художников - защита интересов определенных групп людей;
  • для университетов, колледжей, клубов, интеллектуальных объединений людей - образование и просветительская деятельность;
  • для Красного креста, обществ милосердия, объединений людей с ограниченными возможностями - благотворительная деятельность;
  • для товарных и фондовых бирж - упорядочение рыночных отношений и придание им более цивилизованных форм.

5.3. Как между собой связаны доход, затраты и прибыль предпринимателя

В процессе предпринимательской деятельности формируются два основных вида дохода, а именно:

  • валовой доход, или общая выручка;
  • прибыль предпринимателя.

На первый взгляд любое увеличение валового дохода (общей выручки) является свидетельством успешной деятельности предпринимателя. Однако это не так. Ведь в предпринимательской деятельности необходимо учитывать издержки на производство и реализацию продукции.

Валовой доход, или общая выручка, определяется по формуле

TR = P x Q,

где Q - объемы проданной продукции; Р - цена единицы продукции.

Валовая прибыль рассчитывается по формуле

Pr = P x Q - TC = TR - TC,

где Рr - прибыль предпринимателя; ТС - общие издержки на производство и реализацию продукта.

Не вся валовая прибыль остается у предпринимателя, поскольку ее часть изымается в государственный и местные бюджеты в виде налогов. Прибыль после налогообложения называют чистой прибылью и определяют по формуле

NPr = Рr - Т,

где NPr - чистая прибыль; Т - налог на прибыль.

Желание предпринимателя сделать прибыль максимальной зависит от издержек. А издержки имеют интересное свойство изменяться в зависимости оттого, сколько товаров производится, то есть от масштабов производства. Чтобы понять эту зависимость, следует рассмотреть структуру (составные части) издержек.

Издержки делятся на постоянные и переменные. Поэтому формула общих затрат имеет следующий вид:

ТС = FC + VC,

где ТС - общие издержки; FC - постоянные издержки; VC - переменные издержки.

Рассмотрим состав постоянных и переменных издержек на примере.

Пример. Мастерская, владельцем которой является частный предприниматель Черкавский, производит женские шляпки.

К постоянным издержкам этого предприятия относятся:

  • арендная плата за помещения, в которых расположена мастерская;
  • заработная плата руководителей и учетчиков, в нашем случае - самого владельца, который руководит делом, и бухгалтера;
  • издержки, связанные с амортизацией (износом) оборудования, на котором производятся шляпки;
  • издержки на страхования имущества мастерской.

К переменным издержкам производства шляпок относятся:

  • сдельная оплата труда мастериц, которые делают шляпки;
  • расходы на приобретение фетра, тканей, ниток и другой фурнитуры для шляпок;
  • плата за электрическую энергию.

Принципиальное отличие постоянных и переменных издержек заключается в том, что постоянные издержки не меняются с изменением объемов производства, в нашем случае - с увеличением количества шляпок. Напротив, переменные издержки растут при увеличении и сокращаются при уменьшении этих объемов.

Иллюстрируем расчеты валового дохода, общих издержек и прибыли шляпной мастерской при разных объемах производства. Рыночная цена за одну шляпку составляет 750 грн (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Динамика доходов, издержек и прибылей при производстве разного количества шляпок

Количество шляпок (ед.) за месяц - Q

Валовой доход (при цене шляпки 750 грн) - TR

Постоянные издержки (грн) - FC

Переменные издержки (грн) - VC

Общие издержки (грн) - ТС

Валовая прибыль (грн) - Рr

10

7500

4000

2000

6000

1500

20

15000

4000

7000

11000

4000

30

22500

4000

11000

15000

7500

40

30000

4000

14000

18000

12000

50

37500

4000

16000

20000

17500

60

45000

4000

23500

27500

17500

70

52500

4000

32000

36000

16500

Объяснение к таблице

• Все показатели рассчитаны по приведенным ранее формулам для определения TR, ТС и Рr.

• Наибольшую прибыль мастерская может получить, производя ежемесячно или 50, или 60 шляпок. Поэтому увеличение объемов производства с 60 до 70 шляпок исходя из заинтересованности предпринимателя сделать свою прибыль максимальной является нецелесообразным.

Вывод, сделанный на основе данных табл. 5.7, можно проверить по закону (правилу) максимизации прибыли предприятия. Его [закона] смысл заключается в том, что максимальной прибыли предприятие достигает при определенных оптимальных объемах производства, а именно тогда, когда соблюдает тождество

MC = MR,

где МС - предельные издержки; MR - предельная выручка.

Предельными называют издержки, связанные с созданием одной дополнительной единицы продукции, а предельной выручкой - доход, связанный с продажей дополнительной единицы продукции.

Пример. Проиллюстрируем закон максимизации прибыли и расчеты предельных издержек и выручки, анализируя далее деятельность шляпной мастерской. Предположим, что дополнительная единица производства и продажи - это не одна шляпка, а их партия в 10 единиц (табл. 5.8).

Таблица 5.8

Определение оптимальных объемов производства

Партии из десяти шляпок

Общие издержки (ТС)

Предельные издержки (МС)

Предельная выручка (TR)

Первая

6000

6000

7500

Вторая

11 000

5000

7500

Третья

15 000

4000

7500

Четвертая

18 000

3000

7500

Пятая

20 000

2000

7500

Шестая

27 500

7500

7500

Седьмая

36 000

11 000

7500

Объяснение к таблице

• Предельные издержки производства каждой дополнительной партии шляпок (третья колонка) рассчитываются как разница между общими издержками производства каждой последующей и каждой предыдущей партии. Если речь идет, например, о пятой партии шляпок, то МС = 20 000 - 18 000 = 2000.

• Предельные издержки до производства пятой партии шляпок сокращались, а с шестой - начали увеличиваться.

• Оптимальным является производство шестой партии, или 60 шляпок, поскольку именно при таком объеме производства предельные издержки уравнялись с предельной выручкой: МС = MR.

Кроме абсолютного, представленного в денежном измерении, показателя прибыли, при оценке деятельности предприятий используют и относительный показатель прибыльности, или рентабельности. Его рассчитывают как соотношение между прибылью и общими издержками:

Полученный показатель означает, что на каждую гривну издержек предприниматель Черкавский получил почти 64 коп. прибыли. Это очень высокий показатель, поскольку нормальной считается рентабельность на уровне 15-30%.

Предприниматель может влиять на величину прибыли и на прибыльность (рентабельность), не только находя оптимальный (наилучший из возможных) объем выпуска, но и используя другие возможности, среди которых есть и такие:

  • эффективное (экономное) использование всех производственных ресурсов;
  • высокая техническая вооруженность труда;
  • реализация технических и организационных нововведений;
  • более совершенное знание рынка.

5.4. Почему предприятию необходимо взаимодействие с финансовыми учреждениями

Если бы предприниматели пользовались лишь собственными ресурсами для создания и расширения предприятий, то это значительно тормозило бы развитие экономики. Все ресурсы, которыми может воспользоваться предприниматель, делятся на внутренние (собственные) и внешние (схема 5.4).

Схема 5.4

Финансовые ресурсы предприятия

Объяснение к схеме

• Собственными внутренними ресурсами предприятия является прибыль и амортизационные отчисления. Часть прибыли возвращается в производство в виде средств для расширения и модернизации производства. Амортизационные отчисления предприятия, которые накапливаются на специальных счетах при использовании и износе оснащения, оборудования, машин, механизмов, позднее применяются для приобретения новых средств производства.

Внешними ресурсами для предприятия могут быть банковские кредиты, средства от продажи акций, если предприятие является корпоративным (акционерным), или облигаций, государственные субсидии и лизинг.

Краткосрочные (до одного года) кредиты предоставляются банками для финансирования текущих расходов: приобретения сырья или материалов, выплаты зарплаты. Долгосрочные же кредиты используются для покупки зданий, сооружений, оборудования, осуществления технических нововведений. Плата за долгосрочные кредиты выше, чем за краткосрочные.

Продавая акции, предприятие получает дополнительные средства, но держатели акций становятся собственниками (акционерами) предприятия. Продавая облигации, предприятие также получает дополнительные средства, становясь должником, и принимает на себя обязательства уплатить покупателю облигации не только ее стоимость, но и проценты после окончания срока займа.

Государственные субсидии предоставляются предприятиям в исключительных случаях из государственного бюджета с целью поддержки определенных отраслей или производств. Во многих странах ими пользуются угольные шахты и фермерские хозяйства. Лизинг является особым источником финансовых ресурсов предприятия, который одновременно объединяет в себе и кредитные обязательства, и аренду. Он предусматривает долгосрочное использование дорогого оснащения, транспортных средств, оборудования, которые предприятие не могло бы приобрести другим способом. При этом стоимость этих средств производства возмещается частями, путем включения в стоимость изготовленной продукции. Этот источник финансирования открывает новые возможности для развития малого и среднего бизнеса, если другие источники финансирования оказываются недоступными.

5.5. Что такое бизнес-план

Каждое предприятие является организацией, которая нуждается в управлении. Речь идет об управлении:

  • производством;
  • финансовыми ресурсами;
  • персоналом;
  • сбытом продукции.

Для каждого из приведенных элементов управления требуются специальные знания, а функции управления выполняются работниками определенной квалификации. Производство контролируют инженеры и технологи, финансы - финансовые менеджеры, бухгалтеры и аудиторы, персонал - специалисты по кадровым вопросам, сбыт - специалисты по продажам, маркетологи. Для того же чтобы предприятие функционировало как единое целое, необходимо наладить взаимодействие его подразделений, подчинив их деятельность общей цели. Бизнес-план выполняет именно такую объединяющую функцию.

Бизнес-план предприятия составляется по общепринятой форме, упрощенный вариант которой представлен далее. В нем формулируется содержание определенной бизнес-идеи, объясняются ее преимущества, реалистичность воплощения, ожидаемые экономические и финансовые результаты, рассматриваются возможные риски.

Пример. Пусть идет речь о проекте строительства площадки детских аттракционов в новом микрорайоне большого города. Каким должно было бы быть содержание основных разделов бизнес-плана? Ответ вы найдете в табл. 5.9.

Таблица 5.9

Содержание основных разделов бизнес-плана

Название раздела бизнес-плана

Содержание раздела

I. Идея бизнеса

Обоснование потребности в организации досуга детей и подростков

Доказательство того, что подобные услуги помогают решать проблему эффективного (с выгодой для здоровья детей и подростков) досуга под наблюдением взрослых и уменьшают расходы района (города) на преодоление негативных последствий действий подростков, лишенных возможности содержательно проводить свободное время

II. Г рафик реализации проекта

Сроки осуществления отдельных видов работ для создания площадки аттракционов

III. Цели бизнеса

Определение цели реализации проекта для предприятия. Ими могут быть: овладение определенной частью рынка развлечений, достижение определенных объемов производства услуг и т.п.

IV. Результаты исследования рынка

Определение потенциальных потребителей услуг - детей и подростков (возможные их количество, возраст, вкусы) Исследование конкурентов, в качестве которых могут рассматриваться организации, предоставляющие альтернативные услуги в сфере организации досуга детей и подростков, а именно спортивные, компьютерные клубы, кинотеатры и т.п.

V. Оценка расходов

Расчеты всех расходов, необходимых для возведения сооружений, приобретения аттракционов, озеленения территории и т.д.

VI. Формирование цены

Осуществляется на основе оценки издержек и анализа цен на альтернативные услуги по организации досуга другими предприятиями

VII. Оценка возможной прибыльности проекта

Определение ожидаемой прибыли и учет влияния на прибыльность проекта рисков этой сферы деятельности, возможностей использования налоговых льгот и т.д.

Итоги темы

• Предпринимательство - самостоятельная, инициативная деятельность, которая предусматривает нововведения и риск и направлена на получение прибыли. Такая направленность может порождать противоречие интересов предпринимателей, с одной стороны, и общества, потребителей и наемных работников - с другой. Для разрешения противоречий используется такой инструмент, как законодательство, которое определяет правила деятельности предпринимателей, самоуправляемых организаций производителей, потребителей и т.п.

• По сферам реализации предпринимательство может быть производственным, коммерческим, посредническим и финансовым. Предприятия могут классифицироваться и по другим критериям: формам собственности, организационным формам, масштабам (размерам), цели деятельности.

• В процессе предпринимательской деятельности формируются два основных вида дохода: валовой доход (общая выручка) и прибыль предпринимателя. Уровень прибыли зависит от издержек. Издержки делятся на постоянные и переменные. Особым видом издержек являются предельные затраты, связанные с производством дополнительной единицы продукта при расширении производства.

• Максимизация прибыли достигается при объемах производства, когда предельные издержки совпадают с предельной выручкой, то есть МС = MR.

• Финансовые ресурсы предприятия складываются из внутренних (прибыль и амортизационные отчисления) и внешних (банковские кредиты, поступления от продажи ценных бумаг, государственные субсидии, лизинг).

• Современным средством управления предприятием является разработка и реализация бизнес-плана, который включает следующие разделы: идея бизнеса, график реализации проекта, цели бизнеса, результаты исследования рынка, оценка расходов, формирование цены, оценка возможной прибыльности проекта.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  • Эта тема формирует навыки оценки издержек и сравнения их с доходами; помогает преодолеть в себе сугубо «потребительское» отношение к окружающему миру и осознать необходимость бережливости, одним из проявлений которой является направление части доходов на сбережение и накопление.
  • Вы сможете принимать обоснованные решения, выбирая организационную форму и масштаб предприятия при организации собственного бизнеса в будущем. Также вы начнете понимать содержание деятельности кооперативов, государственных предприятий, неприбыльных организаций, с которыми обязательно придется столкнуться во взрослой жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Представьте, что ваше собственное имущество (дом, земельный участок, автомобиль, произведения искусства и т.д.) оценивается в 150 тыс. грн. К тому же вы имеете капитал в 50 тыс. грн, из которых 30 тыс. вложили в единоличное владение, на 10 тыс. приобрели акции, а 10 тыс. положили в банк. Что станет с вашим имуществом и капиталом, если:

  • а) обанкротится ваше единоличное предприятие;
  • б) обанкротится корпорация, акции которой вы приобрели?

2. Представьте, что вы консультируете троих людей, которым свойственны такие черты:

  • первый распоряжается значительным личным капиталом, но не склонен к риску;
  • второй имеет перспективную идею, но не владеет средствами и не имеет организационного опыта;
  • третий владеет незначительным капиталом, но довольно инициативен и превыше всего ценит независимость.

Участие в предприятии какой формы вы посоветовали бы каждому из них и почему?

3. Какого размера и какой организационной формы целесообразно сделать предприятие, осуществляющее следующую деятельность:

  • производит железнодорожные вагоны;
  • создает музыкальные клипы;
  • предоставляет юридические услуги;
  • издает книги и открытки?

Обоснуйте свой ответ.

4. Чем может привлекать (или отталкивать) благотворительная деятельность? Воспользуйтесь приведенными ниже ответами и попробуйте продолжить их перечень:

  • а) благотворительность является эффективным способом вложения средств для предпринимателей, осознающих зависимость между развитием бизнеса и развитием общества;
  • б) благотворительная деятельность приводит к тому, что одна часть общества паразитирует за счет другой;
  • в) благотворительность дает возможность достичь успеха тем, кто не располагает средствами, но имеет талант;
  • г) результатом благотворительной деятельности становится потеря частью общества способности и желания активно работать, бороться за достойное существование.

5. Решите задачу.

Фирма реализовала 8000 единиц товара по 500 грн за одну единицу. Постоянные издержки производства составляют 2000 грн. Переменные издержки - 10 грн на каждое изделие. Определите валовую прибыль фирмы. Какой будет чистая прибыль фирмы, если налог на прибыль и другие платежи в бюджет составляют 40%?