Учебник по Экономике. 11 класc. Радионова - Новая программа

ГЛАВА 2

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Тема 3. Спрос, предложение, рыночная цена и деньги

Изучив тему, вы узнаете

  • что такое рыночное саморегулирование и как следует понимать принцип «невидимой руки рынка»;
  • в чем преимущества и недостатки рыночной конкуренции;
  • что такое спрос, предложение и от чего они зависят;
  • какая цена называется равновесной;
  • какую роль выполняют в обществе деньги и от чего зависит устойчивость национальных денег.

Ранее полученные знания, которые нужно использовать для усвоения материала темы

  • особенности поведения потребителя;
  • логику поведения рационального производителя;
  • содержание понятия «полезность»;
  • правила построения графиков и суть прямых и обратных зависимостей двух переменных.

3.1. Что такое рыночное саморегулирование и как следует понимать принцип «невидимой руки рынка»

Рыночная экономика функционирует при условии соблюдения определенных принципов (требований) во взаимоотношениях и экономических субъектов. Объясним их.

Принцип первый - это экономическая свобода. Он означает, что каждый экономический субъект руководствуется собственным интересом и несет ответственность за свои действия. Условием реализации этого принципа является частная собственность на имущество, доходы, производственные ресурсы.

Для производителя экономическая свобода означает возможность начать деятельность в любой области и достигать цели максимизации своего дохода (прибыли) всеми законными путями.

Для потребителя экономическая свобода предусматривает широкий выбор вещей и услуг и достижение наилучшего использования своих доходов с целью получения самой высокой полезности.

Принцип второй - это конкуренция. Конкуренция в экономической сфере - это соревнование за лучшую реализацию своего экономического интереса. Без экономической свободы не существует конкуренции.

Различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенной называется конкуренция при таких основных условиях:

  • существует большое количество производителей и покупателей каждого продукта, поэтому ни один из них не диктует собственных условий на рынке и единолично не определяет цену;
  • каждый продавец или покупатель свободно входит на рынок (участвует в покупке-продаже) и выходит из него (прекращает это участие), так как не существует правовых или организационных препятствий этому;
  • товары определенного рынка одинаковы, или однородны, то есть не имеют преимуществ для покупателей, а все покупатели одинаковы для продавцов;
  • все покупатели и продавцы полностью информированы о ситуации на рынке, ни один из них не знает чего-то такого, что скрыто от остальных;
  • покупатели и продавцы ведут себя как рациональные экономические субъекты и не вступают в сговоры с целью получения выгод.

Несовершенной считается конкуренция, при которой одно или несколько приведенных условий совершенной конкуренции по определенным причинам нарушаются.

Принцип третий - саморегулирование. Саморегулирование означает, что несмотря на большое количество производителей и потребителей, существенные отличие в интересах, их деятельность согласовывается автоматически - благодаря конкуренции и свободному ( по взаимному согласию) формированию цен.

Принцип рыночного саморегулирования сформулировал выдающийся экономист, один из основателей экономической науки Адам Смит, живший в Англии в XVIII в. В книге «Богатство народов» он высказал мысль, что именно экономический эгоизм, то есть желание достичь осуществления собственных интересов, заставляет производителей создавать то, что требуется покупателям, да еще и по наименьшей цене. «Каждый отдельный человек, - писал он, - большей частью не ставит целью содействие общественной пользе, а руководствуется исключительно собственным интересом. Однако при этом, как и во многих других случаях, человек невидимой рукой рынка направляется к цели, вовсе не относяйщеся к его намерениям. Руководствуясь своими собственными интересами, человек неизбежно предпочтет такие действия, которые лучше всего служат интересам общества».

Раскрыть механизм рыночного саморегулирования можно, объяснив, как именно в рыночной экономике решаются важные для хозяйственной жизни общества вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Краткое объяснение приведено в табл 3.1.

Таблица 3.1

Решение в рыночной экономике вопросов: что производить? как производить? для кого производить?

Вопрос хозяйственной жизни

Суть ответа на вопрос в рыночной экономике

Пример

Что производить?

Производится то, на что имеется спрос потребителей

Если увеличивается продажа электронных книг и потребители проявляют готовность покупать их по высшей цене, то это означает, что происходит «голосование деньгами» за этот товар. Для производителей это становится сигналом о целесообразности увеличения производства

Как производить?

В производстве используются технологии, гарантирующие меньшие издержки

Цена за 1 кг сахара установилась на уровне 8 грн. Сахар поставляют три завода, которые используют разную технику и организацию, соответственно, имеют разные издержки: первый - на уровне 5, второй - 7, третий - 9 грн за килограмм. Третий производитель не возместит издержек, поэтому вынужден покинуть рынок

Для кото производить?

Производители ориентированы на тех покупателей, доходы которых позволяют покупать товар

Средняя цена холодильника высшего класса составляет 8 тыс. грн. Спрос на холодильники формируют три группы семей. Первая группа имеет доходы, при которых на холодильник можно выделить не больше 3,5, вторая - не больше 5,5, третья - 8 и больше тыс. грн. Производители холодильников высшего класса будут ориентироваться только на третью группу семей

Объяснение к таблице

• В таблице содержится объяснение того, что решение важнейших вопросов хозяйственной жизни: что производить? как производить? для кого производить? - в рыночной экономике осуществляется с учетом уровня цен, установившихся на рынке, производственных издержек предприятий, конкурирующих между собой, и доходов потребителей.

3.2. Какие преимущества и недостатки имеет рыночная конкуренция

Без рыночной конкуренции нет рыночного саморегулирования. В частности, если бы производители не конкурировали между собой, они едва ли имели бы мотивы к поиску путей наилучшего удовлетворения потребностей покупателей. Рыночная экономика, как особая форма организации хозяйственной жизни в соответствии с принципами экономической свободы, конкуренции, саморегулирования, имеет значительные преимущества. Вместе с тем ей присущи и недостатки (ограничения), представленные на схеме 3.1.

Схема 3.1

Преимущества и ограничения рыночной конкуренции

Объяснение к схеме

• Рыночная конкуренция имеет преимущества, связанные с направленностью производства на наиболее полное удовлетворение потребностей, с использованием достижений технического прогресса для уменьшения издержек производства и с возможностью реализовать личные интересы экономических субъектов.

Недостатки конкуренции заключаются в том, что она, во-первых, может служить причиной масштабных банкротств более слабых производителей, приводить к массовой безработице и расслоению общества на очень богатых и очень бедных. Во-вторых, производители заинтересованы в быстрых и высоких прибылях, которые нельзя получить в области образования, культуры, осуществляя природоохранные мероприятия. Поэтому потребности людей в развитии именно этих сфер могут остаться неудовлетворенными. В-третьих, опасные для производителей-конкурентов последствия конкуренции заставляют их договариваться и заключать соглашения. Это вредит потребителям, так как влечет за собой рост цен и снижение качества.

Только государство (правительство) может радикально противодействовать негативным последствиям конкуренции. Эффективными инструментами такого противодействия являются:

  • законодательство, которое запрещает сговоры производителей и ограничивает загрязнение окружающей среды;
  • финансирование из государственного бюджета расходов на помощь безработным и малообеспеченным, на развитие культуры и образования.

3.3. Что такое спрос, предложение и от чего они зависят

Спрос и предложение являются важнейшими категориями (явлениями) рынка. Без них невозможно объяснить, что такое рыночная цена.

Спрос как экономическое явление - это отражение готовности покупателя приобрести товар при определенном уровне цены. Как правило графически спрос изображают как множество точек, объединенных одной линией, когда каждая точка соответствует определенным значениям цены и количества товара.

Объем спроса - это количество товара, которое может быть приобретено при каждом значении цены в определенный период времени.

Индивидуальным называется спрос отдельного потребителя на определенный товар, а рыночным - спрос всех потребителей на определенный товар. Фактически, рыночный спрос - это сумма индивидуальных.

Назовем основные факторы, которые могут повлиять на объем спроса в определенное время:

  • цена товара;
  • цены других товаров;
  • доходы и число покупателей;
  • вкусы и предпочтения покупателей;
  • ожидания покупателей.

Если предположить, что все факторы, кроме цены товара, являются неизменными, то получим зависимость, которая называется функцией спроса от цены. Она записывается так:

QD = F(P),

где QD - объем спроса на определенный товар, или максимальное число единиц товара, которое готовы приобрести покупатели при определенной цене; Р - цена этого товара.

Рациональный потребитель в нормальных рыночных условиях изъявляет желание приобрести большее количество товаров по низшей цене. Следовательно, между объемом спроса и ценой существует обратная связь. Эта обратная связь называется законом спроса.

Обратная зависимость между объемом спроса и ценой в экономической науке объясняется двумя причинами: действием эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода заключается в том, что низкая цена фактически увеличивает покупательную способность потребителя, который, чувствуя себя более состоятельным, желает приобрести товар в большем количестве.

Эффект замещения проявляется в том, что при уменьшении цены определенного товара потребитель отказывается от других, более дорогих, товаров, в результате чего более дешевый товар продается в большем количестве.

Зависимость объема спроса от цены проиллюстрируем на примере рынка картофеля. Готовность покупателя приобрести определенное количество картофеля видим в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Спрос одного потребителя на картофель за неделю

Цена за 1 кг, грн

Величина спроса за неделю, кг

7

2

6

4

5

7

4

10

3

18

Объяснение к таблице

• В таблице отражено то, что после уменьшения цены за 1 кг с 7 до 3 грн спрос потребителя на картофель на протяжении недели мог бы увеличиться с 2 до 18 кг.

• Зависимость между величиной спроса и ценой является обратной, поскольку в случае увеличения цены желание покупателя приобретать картофель уменьшается.

На основе данных таблицы строим график 3.1, отражающий функцию (линию) индивидуального спроса.

График 3.1

Линия индивидуального спроса на картофель

Объяснение к графику

• Каждая точка линии индивидуального спроса QD - это комбинация значений количества картофеля, который может быть куплен, и цены за 1 кг картофеля.

• Поскольку функция QD отражает обратную зависимость, то линия опускается слева направо.

Предложение как экономическое явление - это отражение готовности производителя производить и продавать товар при определенном уровне цены. Графически предложение изображается как определенная совокупность значений цен и количества товаров.

Объем предложения - это количество товаров, которое может быть продано при каждом значении цены в определенный период времени.

Индивидуальное предложение касается отдельного производителя (продавца) определенного товара, а рыночное - всех производителей определенного товара, которое фактически является суммой индивидуальных предложений разных производителей.

Среди множества факторов, которые могут повлиять на предложение в определенное время, основными являются следующие:

  • цена товара;
  • цены других товаров, которые используются в качестве ресурсов для производства;
  • применяемая технология;
  • налоги, которые платит производитель, или льготы, которые ему предоставляются;
  • количество производителей.

Если считать неизменными все факторы, кроме цены товара, то получим функцию предложения от цены. Ее записывают так:

QS =F(P),

где QS - объем предложения товара в определенное время, или количество определенного товара, которое согласны предложить продавцы при определенной цене; Р - цена этого товара.

Опыт хозяйствования убеждает: если цена будет высокой, то производитель готов предложить большее количество товаров. Объем предложения растет именно тогда, когда растет цена. Эту зависимость называют законом предложения.

Прямая зависимость между ценой и величиной предложения теоретически объясняется в экономической науке следующими двумя эффектами.

Эффект перераспределения ресурсов в пользу товара с более высокой ценой означает, что высокая цена, связанные с ней выручка от реализации и большая прибыль, позволяют совершенствовать производство и увеличивать объемы производства и продаж.

Эффект привлечения к использованию худших ресурсов предполагает, что при более высокой цене появляется возможность возмещения высших издержек, то есть становится возможным привлечение и худших ресурсов, что способствует расширению производства.

Зависимость между ценой и объемом предложения картофеля одним производителем проиллюстрируем в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Предложение картофеля одним производителем за неделю

Цена за 1 кг, грн

Объем предложения за неделю, кг

7

10

6

9

5

7

4

4

3

0

Объяснение к таблице

• В таблице отражено то, что при росте цены с 3 до 7 грн продавец картофеля готов увеличить её предложение с 0 до 10 кг на протяжении недели.

• Зависимость между объемом предложения и ценой картофеля является прямой.

По табличным данным можно построить линию индивидуального предложения картофеля (график 3.2).

График 3.2

Объяснение к графику

• Каждая точка линии индивидуального предложения QS - это комбинация значений количества картофеля, которое может быть предложено продавцом, и цены за 1 кг картофеля.

• Поскольку функция QS отображает прямую зависимость, то линия предложения поднимается слева направо.

3.4. Какая цена называется равновесной

Всегда существует цена, при которой объем предложения отвечает объему спроса, то есть желания покупателей и продавцов относительно покупки-продажи совпадают. Такая цена называется равновесной, или ценой равновесия спроса и предложения.

Рассчитаем цену равновесия для нашего примера с индивидуальным спросом и предложением на рынке картофеля. Для упрощения предположим, что на рынке существует только один покупатель и один продавец картофеля. Объединим две предыдущие таблицы в одну и добавим колонку, в которой показано, на сколько предложение превышает спрос или, наоборот, спрос превышает предложение при разных ценах на картофель (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Соотношение предложения и спроса

Цена за 1 кг, грн

Объем предложения за неделю, кг

Объем спроса за неделю, кг

Излишек предложения (+), недостаток предложения (-) по отношению к спросу, кг

7

10

2

+8

6

9

4

+5

5

7

7

0

4

4

10

-6

3

0

18

-18

Объяснение к таблице

Таблица показывает, что в четырех из пяти вариантов соотношения предложения и спроса имеется несоответствие намерений продавцов и покупателей. При цене в 7 и 6 грн за 1 кг предложение превышает спрос, а при цене 4 и 3 грн за 1 кг, наоборот, спрос превышает предложение.

Только при цене в 5 грн за 1 кг намерения покупателей и продавцов совпадают. Именно такая цена называется равновесной.

На основе данных табл. 3.4 строим график, на котором одновременно будут изображены две линии - спроса и предложения (график 3.3).

График 3.3

Формирование цены рыночного равновесия

Объяснение к графику

На графике показано, что две линии - спроса и предложения - пересекаются только в одной точке, которая соответствует цене в 5 грн за 1 кг картофеля.

Если цена превышает равновесную, которая равняется 5 грн, то формируется излишек картофеля, то есть часть его не будет продана. Если же цена устанавливается на уровне ниже 5 грн, то возникает дефицит картофеля, когда часть потребительского спроса не удовлетворяется.

Цену рыночного равновесия можно рассчитать, если мы знаем уравнение для функции спроса и предложения.

Пример. Пусть функция спроса описывается уравнением QD = 5 - 1,3Р, а функция предложения - уравнением QS = 2 + 1,1Р. Поскольку равновесная цена возникает, когда спрос и предложения совпадают, то запишем равенство, позволяющее определить цену равновесия: 5 - 1,3 Р = 2 + 1,1 Р. Отсюда Р = 1,25, где Р - цена рыночного равновесия, при которой спрос и предложения совпадают.

Рассчитав значение равновесной цены и подставив ее в уравнение или спроса, или предложения, получим равновесные объемы реализованной продукции.

Цена рыночного равновесия постоянно колеблется, она не является такой, которая устанавливается раз и навсегда. Причиной изменения цены рыночного равновесия становятся так называемые неценовые факторы - те, что не связаны с ценой данного товара. Одни из них влияют на спрос, другие - на предложение. Графически результаты влияния неценовых факторов изображаются параллельными смещениями линий спроса и предложения - вправо (при увеличении) и влево (при уменьшении). Ранее эти факторы мы уже упоминали. Представим их в виде табл. 3.5.

Таблица 3.5

Неценовые факторы спроса и предложения

Факторы влияния на спрос

Факторы влияния на предложение

Действие в сторону увеличения (смещение функции QD вправо)

Действие в сторону уменьшения (смещение функции QD влево)

Действие в сторону увеличения (смещение функции QS вправо)

Действие в сторону уменьшения (смещение функции QS влево)

Рост цен на товары-заменители для данного товара

Снижение цен на товары-заменители для данного товара

Снижение цен на товары, являющиеся ресурсами для производства данного товара

Рост цен на товары, являющиеся ресурсами для производства данного товара

Увеличение доходов потребителей данного товара и рост количества потребителей

Уменьшение доходов потребителей данного товара и сокращение количества потребителей

Усовершенствование технологий производства

Использование устаревших технологий производства

Изменение вкусов и предпочтений в пользу данного товара

Изменение вкусов и предпочтений в пользу других товаров

Льготное налогообложение для производителей

Увеличение налоговой нагрузки на производителей

Негативные ожидания в отношении будущего

Нет негативных ожиданий

Увеличение количества производителей

Уменьшение количества производителей

Объяснение к таблице

• В таблице приведены четыре фактора, влияющие на спрос. Содержание и характер (направление) этого влияния следующие:

• Если товары, которыми можно заменить наш товар в потреблении (для картофеля такими товарами-заменителями являются, например, макаронные изделия, гречка, рис), подорожали, то, отказываясь от этих более дорогих товаров, потребитель увеличит спрос на наш товар (картофель). Приуменьшении цен на товары-заменители потребитель начнет отказываться от покупки картофеля.

• Если доходы потребителей увеличиваются, то при прочих равных условиях спрос должен повыситься. Также влияет на спрос и количество потребителей. При уменьшении доходов и количества потребителей спрос будет сокращаться.

• Если меняются предпочтения и вкусы в пользу определенного товара, например спортивной одежды модной марки, то спрос будет увеличиваться. После очередного изменения вкусов и предпочтений спрос на этот товар упадет.

• Негативные ожидания, скажем, в отношении инфляции, увеличивают текущий спрос на товары. Если же негативных ожиданий нет, то спрос снижается.

• Таблица отображает также четыре фактора, влияющие на предложение. Содержание и характер (направление) этого влияния следующие:

• Если начнут уменьшаться цены на товары, которые являются ресурсами для производства нашего товара, например, подешевеют удобрения для выращивания картофеля, то тогда сократятся издержки производства и вырастет предложение. При подорожании производственных ресурсов предложение сокращается.

• Если внедряются новые технологии, например энергосберегающие, то будет происходить уменьшение издержек производства, а предложение начнет расти. Если производители игнорируют новые технологии, то в условиях ограниченности ресурсов это приведет к сокращению предложения.

• Если правительство вводит льготное налогообложение для производителей, то это стимулирует производство и предложение. В случае же увеличения налогов производство и предложение могут уменьшаться.

• Если новые производители приходят в отрасль, скажем, в сельское хозяйство, то это содействует росту ее производственного потенциала, а предложение увеличивается. Если производители сворачивают свое производство, то предложение сокращается.

В реальной жизни товары не всегда продаются по цене рыночного равновесия. Например, продавцы могут завысить цену. Но тогда потребители не будут покупать всей продукции. Возникнет ее излишек, и появится проблема, как реализовать весь товар. Продавцы, конкурируя между собой, начнут снижать цену.

Если рыночная цена установится на уровне ниже равновесной цены, то спрос начнет превышать предложение, и возникнет дефицит.

При этом перед покупателями встанет вопрос, как приобрести товар? Они, конкурируя между собой, станут проявлять готовность покупать по более высокой цене.

Рыночная конкуренция является тем регулятором, который, вопреки отклонениям, возвращает цену к уровню, который уравновешивает спрос и предложение.

Отметим, что цены не всегда формируются только под влиянием спроса и предложения. Причиной такого нерыночного ценообразования может стать стремление производителей ограничить конкуренцию. Именно с этой целью в период средневековья ремесленники объединялись в цеховые организации - цеха цирюльников, пивоваров, портных и т.п. Такую же роль выполняют и современные монополисты - крупные предприятия, которые контролируют производство в целых отраслях.

Нерыночное ценообразование происходит и в случае, если государство ограничивает рост цен на такие товары, как хлеб, лекарства, коммунальные услуги для малообеспеченных граждан.

3.5. Какую роль выполняют в обществе деньги и от чего зависит устойчивость национальных денег

Деньги имеют многовековую историю, на протяжении которой существенно и неоднократно менялась их форма. Древнегреческий историк Геродот свидетельствовал, что первые чеканенные монеты существовали в Лидийском царстве еще в VII в. до нашей эры.

Деньги для хозяйственной жизни общества важны не сами по себе, а с учетом выполняемых ими функций. Поэтому иногда говорят, что деньги - это совокупность функций, которые они выполняют, подчеркивая тем самым второстепенность формы, в которой деньги существуют.

Итак, деньги выполняют несколько функций:

  • средства обращения;
  • средства платежа;
  • меры стоимости;
  • средства накопления.

Функцию средства обращения деньги выполняют при покупке-продаже вещей и услуг. Каждый раз, когда мы рассчитываемся в магазине деньгами, они выполняют для нас и для тех, кто продает товар, функцию средства обращения.

Когда речь идет о денежном возмещении за использованные ресурсы - для выплаты зарплаты, процента за кредит, арендной платы и т.п., деньги выполняют функцию средства платежа.

Если мы используем денежную форму для сравнения цен разных товаров, глядя на этикетки и решая, купить или не купить, деньги выполняют для нас функцию меры стоимости. Такую же функцию они выполняют для общества в целом, когда правительство предоставляет статистическую информацию, используя денежные показатели, об объемах произведенного валового внутреннего продукта, доходах и расходах бюджета, экспорте и импорте и т.д.

Функцию средств накопления деньги выполняют тогда, когда домохозяйства, предприниматели или правительство делают сбережения.

Современные деньги существуют в формах, отраженных на схеме 3.2.

Схема 3.2

Формы, в которых существуют современные деньги

Объяснение к схеме:

• Бумажные деньги - это банкноты, или банковские билеты. Название «банковские билеты» отражает то, что первые банкноты появились в Средневековье и были письменными свидетельствами (расписками) банкиров о получении на хранение от клиентов определенного количества золота. В банкноте отмечалось количество золота, которое нужно было вернуть владельцу по его требованию. Со временем право выпуска банкнот перешло к государству. Сначала банкноты обменивались на золото, а выпуск их связывался с золотым запасом страны. В первой половине XX в. большинство стран мира перестали обменивать банкноты на золото.

К бумажным деньгам относятся также казначейские билеты. Их выпускает министерство финансов для покрытия государственных расходов. Казначейские билеты никогда не обменивались на золото.

Современные бумажные деньги выполняют функцию денег не потому, что они обеспечены золотом, а из-за того, что их пускает в обращение государство. Его авторитет и государственное имущество гарантируют (обеспечивают) надежность денег.

Для разменивания бумажных денег используются монеты, имеющие название билонных денег.

• К заменителям денег относятся чеки, вексели, банковские карточки. Их используют в расчетах, но при условии, что каждый из этих заменителей обеспечен или счетом в банке, или наличными деньгами.

Чек - это письменное распоряжение владельца банковского счета перечислить определенную сумму предъявителю чека или выдать ему денежную наличность.

Вексель - это письменное обязательство должника уплатить определенную сумму денег в определенный срок. Вексель может начать самостоятельное движение, если он передается третьему, четвертому лицу и далее, и обслуживать расчеты многих экономических субъектов. Вексель передается от одного владельца (держателя) к другому при помощи особой передаточной надписи - индоссамента. Вексель можно передать банку, получив (с определенной скидкой) одолженные деньги раньше указанного на векселе срока.

Банковская пластиковая карточка - расчетное средство, которое наиболее часто выдают банки своим клиентам. Карточка содержит идентификатор владельца - отметку о номере счета в банке. При расчетах кредитными карточками в торговых или других учреждениях используются специальные устройства - терминалы. Через них номер карточки и данные о расчётах за товары и услуги поступают в банк. Банк делает безналичные перечисления денег в пользу учреждений, предоставивших товары или услуги. Кредитной карточкой можно воспользоваться и в случае, когда ее владельцу требуется денежная наличность.

• Банковские счета, или депозитные деньги - это особый инструмент отображения и контроля за состоянием и движением денежных средств (депозитов). Счета делятся на бессрочные и срочные. Деньки с бессрочного счета можно получить в любое время для расчетов или платежей. Срочные счета становятся доступными вкладчикам лишь через определенное время.

Понятие «электронные деньги» применяют для определения банковских (депозитных) денег, использование которых предполагает существование электронных технологий. Эти технологии дают возможность перечислять деньги и регистрировать информацию об их движении безбумажным способом.

• Международные - это деньги международных организаций, предназначенные для осуществления расчетов между странами. Такими деньгами являются СДР - «специальные права заимствования», созданные Международным валютным фондом (МВФ), и евро - общая валюта стран ЕС, образующих Еврозону.

Для экономики любой страны крайне важным является обеспечение устойчивости национальных денег. Каждая страна заинтересована в уважительном отношении к собственным деньгам как со стороны граждан, так и со стороны иностранцев.

Для обеспечения устойчивости денег необходимо точно определить спрос на деньги (MD), учитывая выполняемые ими функции, и оценить имеющееся количество денег в обращении, или их предложение (MS).

Контроль за массой денег в обращении, обеспечение устойчивости национальных денег - основная задача центрального банка страны.

Спрос на деньги определяется следующими основными факторами:

  • общим объемом произведенного в экономике в течение года продукта национального производства (Y);
  • средним уровнем цен, по которым эти продукты и услуги реализуются (Р);
  • скоростью движения денег, или количеством оборотов, осуществляемых в среднем одной денежной единицей в течение года (V).

Для расчетов количества денег, требующихся для обеспечения нормального обращения, используют формулу

Предложение денег оценивается показателями, которые называются денежными агрегатами. Они приведены на схеме 3.3:

Схема 3.3

Денежные агрегаты

Объяснение к схеме

• Для оценки денежного предложения используют денежные агрегаты М0, М1, М2, М3.

• Денежные агрегаты связаны между собой, и эти связи можно отобразить следующими уравнениями:

• М1 = М0 + текущие счета (М0 - наличные деньги, или бумажные деньги и монеты, обслуживающие обращение, текущие - это счета в банках, деньги с которых могут быть получены (перечислены) в любое время.

• М2 = М1 + краткосрочные счета (краткосрочные - это счета, деньги с которых можно получить и использовать только через определенный, хоть и короткий, срок).

• М3 = М2 + ценные бумаги банков (ценные бумаги банков - долговые обязательства банков, используемые в обращении при расчетах).

Если предложение денег превышает спрос на них, то деньги обесцениваются и теряют свою устойчивость. При потере устойчивости начинается «бегство от денег», когда экономические субъекты хотят как можно быстрее обменять их на имущество, товары, деньги других стран. Проявлением потери устойчивости денег является падение курса национальной валюты по отношению к другим валютам, иначе говоря - девальвация национальной валюты.

Изменения курса гривны по отношению к доллару за период с декабря 2007 г. до сентября 2010 г. проиллюстрированы графиком 3.4.

График 3.4

Изменения курса гривны по отношению к доллару

Объяснение к графику

• Представленные на графике данные свидетельствуют о том, что гривна потеряла стабильность в последнем квартале 2008 г. Именно в это время произошел рост денежного агрегата М3 на 30,2% и наличных денег на 39,3%.

• Если современные деньги не имеют золотого обеспечения, то что делает их устойчивыми? Есть несколько объяснений этого:

• во-первых, деньги наделены особой общественной полезностью - свойством обмениваться на вещи и услуги. Если национальная экономика демонстрирует высокую эффективность - способность производить вещи и услуги, то устойчивость национальных денег гарантируется этой способностью;

• во-вторых, деньги признаются (декретируются) государством, которое объявляет их законными платежными средствами. Чем экономически сильнее и авторитетнее государство для своих граждан и всего мира, тем более устойчивыми являются его деньги;

• в-третьих, ценность денег определяется их покупательной способностью, которая зависит от изменений общего уровня цен - инфляции. Если цены в экономике стабильные, то это обеспечивает устойчивость национальных денег.

Итоги темы

• Рыночная экономика основывается на принципах экономической свободы, конкуренции, автоматизма регулирования.

• Любая экономическая система решает три фундаментальные проблемы: что производить? как производить? для кого производить? Для решения проблемы что производить? первоочередное значение имеет «голосование» деньгами потребителей в пользу определенного товара. В решении проблемы как производить? ключевую роль играет конкуренция производителей, в процессе которой осуществляется отбор более эффективных технологий. Главным ориентиром в решении проблемы для кого производить? становится размер доходов потребителей.

• Спрос и предложение являются главными факторами рынка, формирующими рыночную цену. Спрос - это и количество продукта, которое потребители способны приобрести на рынке при определенной цене. Предложение - это количество продукта, которое производители могут поставить на рынок при определенной цене. Графически изображенная зависимость величины спроса от цены называется кривой спроса, а зависимость величины предложения от цены - кривой предложения.

• Кроме цены данного товара спрос определяется ценами других товаров, доходами потребителей, их вкусами, предпочтениями и ожиданиями рыночных изменений. Факторами предложения кроме цены товара являются цены ресурсных товаров, применяемые технологии, система налогообложения, количество производителей. Влияние других (кроме цены данного товара) факторов графически изображается смещением кривых спроса и предложения вправо или влево.

• Под влиянием спроса и предложения определенного товара устанавливается цена рыночного равновесия (равновесная цена). Она уравновешивает спрос и предложение.

• Деньги - необходимый инструмент функционирования рыночной экономики. Они существуют в форме наличных бумажных денег и их заменителей, банковских счетов, международных денег.

• Спрос на деньги определяется объемом производимого в экономике продукта и общим уровнем цен. Предложение денег оценивается денежными агрегатами М0, М1, М2, М3.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  • Понимая преимущества рыночной экономики, вы сможете ими воспользоваться, а зная присущие ей ограничения (недостатки), - избежать их последствий.
  • Зная разные факторы, влияющие на предложение и спрос, можно спрогнозировать, как будут соотноситься спрос и предложение конкретного товара в будущем, а следовательно, какими будут цена и наполненность рынка конкретным товаром. Среди таких самых важных факторов для украинского рынка, в частности, были и остаются цены на энергоносители (горюче-смазочные материалы, бензин), налоговая политика правительства в отношении отечественного производителя, применяемые пошлины на импортируемые товары.
  • Знание особенностей форм современных денег даст возможность воспользоваться преимуществами каждой из них в конкретной ситуации.

Контрольные вопросы и задания

1. Рыночная экономика решает три фундаментальные проблемы с помощью трех рыночных механизмов. Стрелками обозначьте связь между ними.

Фундаментальные проблемы экономики

Пути их рыночного решения

что производить?

конкуренция между производителями

как производить?

распределение денежных доходов потребителей, конкуренция между ними

для кого производить?

«голосование» деньгами, наличие ресурсов

2. Сформулируйте закон спроса и закон предложения, ответив на следующие вопросы: между какими двумя явлениями существует связь, отображенная в каждом из законов? Каков характер этой связи?

3. Пусть в течение дня на рынке было продано 10 т яблок по цене 7 грн за килограмм. Какие изменения в величине предложения могли бы произойти, если бы цена за 1 кг:

  • а) повысилась до 10 грн;
  • б) снизилась до 5 грн?

4. Пусть функция спроса на товар описывается уравнением QD = 8 - 2,5Р, а функция предложения - QS = 5 + 2Р. Определите цену рыночного равновесия. Постройте на одной графической плоскости график кривой спроса и график кривой предложения.

5. Определите функции, которые выполнялись деньгами в приведенных ситуациях:

  • а) работник получает заработную плату;
  • б) банк принял от вкладчика определенную сумму денег и гарантировал ему ежегодный рост ее на 10%;
  • в) застройщик и строительная организация договорились об объеме работ и оплате выполненных работ;
  • г) покупатель рассчитался в магазине чеком, выписав его на свой банк.