Учебник по Экономике. 11 класc. Радионова - Новая программа

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Уважаемые друзья, существует несколько причин для того, чтобы вы поняли, насколько полезным может стать изучение экономики для вашей будущей жизни.

Во-первых, знание экономических законов, действие которых невозможно отменить, равно как и законов физики или биологии, делает нас более сильными. Ведь когда мы, к примеру, знаем причины и последствия инфляции, то нам легче приспособиться к росту цен, а когда понимаем, что является причиной экономических кризисов, то скорее можем найти пути выхода из них.

Во-вторых, овладев знанием законов экономики, мы всегда сможем предотвратить ненужные потери денег и времени. Ведь потери - это плата за незнание и неумение. Люди, которые, скажем, прельщаются высокими процентами по банковским депозитам, часто расплачиваются потерей своих сбережений, из-за того что не знали, как формируется процент как доход вкладчиков.

В-третьих, экономическая наука объясняет, как нужно действовать в мире ограниченных ресурсов. Если прислушиваться к ее советам относительно поиска лучшего из возможных вариантов использования ресурсов, то можно наиболее полно реализовать предоставленные каждому из нас природой и обществом возможности и способности.

Наконец, в-четвертых, жизнь в обществе требует от каждого умения отличать правду от лжи, делать верный гражданский выбор. Необразованный человек способен лишь полагаться на интуицию, образованный же - сравнивает и анализирует. Наше отношение, допустим, к политикам, членам правительства должно опираться на понимание роли государства в экономике, на осознание того, что государство действительно может, а чего не может вопреки всем обещаниям.

Итак, в учебнике, который вы держите в руках, объясняются основы экономики. А заложив фундамент экономических знаний, можно будет двигаться дальше, углубляя познания о том, как функционирует национальная и мировая экономики.

Для успешного изучения курса потребуется ваше сотрудничество с учителями и родителями, которые помогут вам понять определения, примеры и приведенные факты, решить задачи.

А я желаю вам успешного освоения всех десяти тем учебника.

Автор профессор Ирина Радионова

ГЛАВА 1

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Тема 1. Взаимосвязи экономических процессов и явлений

Изучив тему, вы узнаете

  • что изучает экономическая наука;
  • кому требуются экономические знания;
  • кто участвует в экономических отношениях и по поводу чего они возникают;
  • какие ресурсы использует человечество для производства и удовлетворения потребностей;
  • что такое производство и чем современные технологии производства отличаются от существовавших ранее;
  • почему важно использовать производственные ресурсы эффективно и как определяется экономическая эффективность;
  • что такое экономический кругооборот.

1.1. Что изучает экономическая наука

Экономическая наука изучает хозяйственную (экономическую) жизнь людей, объединенных в обществе. Проявления этой жизни мы наблюдаем ежечасно, нередко непосредственно в ней участвуя.

Например, по улицам города проезжают машины, везущие цемент, железобетонные конструкции, окна и т.п. для новостроек. Это - проявление производственной деятельности (производства) в сфере строительства.

Почти ежедневно каждый из нас посещает магазины различных торговых сетей - «Сельпо», «DЦ», «Фокстрот» и т.д. Покупая там товары, мы становимся участниками обмена денег на продукты и услуги.

Ежегодно в Верховном Совете Украины - Парламенте - принимается Государственный бюджет. Парламентарии обсуждают вопросы о том, сколько средств выделить на образование, медицину, учреждения культуры, армию, суды и т.п. В этом случае мы наблюдаем отношения распределения доходов, собранных в государственном бюджете.

Когда семья кладет деньги на банковский депозит, то имеем пример использования полученных ранее доходов в качестве сбережений.

В каждом из четырех рассмотренных случаев речь шла об отдельных проявлениях хозяйственной жизни, предполагающих наличие экономических ресурсов - материалов, производственных мощностей, денежных средств и т.п. Заметим, что все экономические ресурсы являются ограниченными. Ведь если строительные материалы используются на одной новостройке, то они не могут быть использованы на другой. Или, если деньги тратятся покупателем на приобретение стирального порошка в магазине «DЦ», то они уже не могут быть потрачены на покупку пирожных в «Сельпо». А парламентарии, принимая решение, скажем, об увеличении бюджетных расходов на учебные заведения, должны определить, какие иные статьи расходов государственного бюджета должны при этом уменьшиться. Наконец, если семья накапливает деньги на банковском счете, то это означает, что она сознательно ограничивает свое потребление.

Так как любые экономические ресурсы ограничены, то важнейшей проблемой хозяйственной (экономической) жизни является распределение их таким образом, чтобы как можно лучше, наиболее полно удовлетворить потребности.

Экономическая наука как раз и помогает решать проблему распределения ограниченных ресурсов. Кстати заметим, что потребности людей безграничны - они постоянно меняются и увеличиваются. Их безграничность обусловлена неутолимым желанием людей повышать потребление, делать разнообразнее и содержательнее собственную жизнь.

Итак, предметом экономической науки является обоснование способов распределения ограниченных ресурсов, благодаря чему обеспечивается наилучшее, наиболее полное удовлетворение потребностей. При этом наука объясняет, как должна функционировать экономика, ее основные законы, правила поведения людей в хозяйственной деятельности и решения экономических проблем.

1.2. Кому необходимы экономические знания

Экономические знания требуются каждому человеку и обществу в целом. Основные результаты применения экономических знаний в жизни человека и общества представлены на схеме 1.1.

Схема 1.1

Значение экономической науки для общества и отдельного человека

Объяснение к схеме

• Экономические знания необходимы правительствам стран. Ведь только понимая, как функционирует экономика, можно разрабатывать экономическую политику, то есть принимать решения по основным направлениям экономического развития, по конкретным экономическим программам.

• Осведомленность граждан страны по различным вопросам, в том числе по вопросу о том, как работает экономика, является предпосылкой создания демократического общества. В таком обществе граждане становятся участниками принятия самых важных решений, а власть несет ответственность перед осведомленными гражданами за свои действия.

• Экономические знания необходимы каждому человеку. Выбирая профессию, человек должен не только руководствоваться своими вкусами, но и понимать, какие профессии и почему будут иметь спрос. В этом ему может помочь знание экономических законов.

• Только человек, который знает законы функционирования экономики, способен основать собственное дело и руководить им. Поэтому экономические знания являются гарантией успешного ведения бизнеса.

• Информированность в экономической области помогает человеку принимать рациональные решения. Рациональность означает выбор лучшего из возможных вариантов при устройстве на работу, распределении доходов и времени, приобретении вещей и т.п.

1.3. Кто участвует в экономических отношениях и по поводу чего они возникают

Участников экономических отношений называют экономическими субъектами. В приведенных ранее четырех примерах такими субъектами были:

  • производители (строительные организации) и потребители (заказчики жилья);
  • продавцы (магазины различных торговых сетей) и покупатели продукции;
  • представители государственной власти, которые распределяют бюджет, и граждане, которые пользуются бюджетными средствами;
  • владельцы денег и финансовые учреждения - банки, которые принимают деньги на депозитные счета.

Кроме того, субъектами экономических отношений могут быть:

  • домашние хозяйства (семьи) - владельцы производственных ресурсов и предприниматели - пользователи этих ресурсов;
  • работодатели, которые нанимают на работу, и наемные работники;
  • собственники земли, недвижимости и арендаторы, которые берут землю и недвижимость в пользование;
  • налогоплательщики и органы финансовой власти;
  • кредиторы и должники и т.п.

Насколько сложна экономическая жизнь общества, настолько разнообразны экономические субъекты - участники этой жизни, вступающие в экономические отношения.

То, по поводу чего возникают экономические отношения, называется объектами экономических отношений. В приведенных нами примерах такими объектами были:

  • готовые продукты (жилье, товары в сетях розничной торговли);
  • доходы государственного бюджета или отдельной семьи.

Кроме того, объектами экономических отношений могут быть:

  • материальные производственные ресурсы (земля, машины, оборудование);
  • финансовые ресурсы (банковские кредиты, средства инвестиционных, страховых, пенсионных фондов);
  • прибыль предпринимателей и т.п.

1.4. Какие ресурсы использует человечество для производства и удовлетворения потребностей

В современной экономике создаются десятки миллионов самых разнообразных видов товаров - продуктов и услуг. Поэтому и количество используемых ресурсов должно быть не меньшим. Но для того чтобы лучше понять, как работает экономика, все ресурсы объединяют в большие группы. Они отражены на схеме 1.2.

Схема 1.2

Экономические ресурсы

Объяснение к схеме

• Земля как природный ресурс, данный человечеству, участвует в хозяйственной деятельности по-разному:

  • а) как операционная основа производства - место, на котором размещены производственные сооружения в обрабатывающей промышленности, строительстве и т.п.;
  • б) как источник минеральных ресурсов в добывающей промышленности;
  • в) как объект производственной деятельности в сельском хозяйстве и т.д.

Земля - ограниченный и практически не воспроизводимый ресурс, и потому она нуждается в заботливом отношении пользователей и государственной защите.

• Труд как экономический ресурс охватывает людей, занятых в производственной (хозяйственной) деятельности. Несмотря на технический прогресс, роль труда в производстве не уменьшается. Это объясняется, во-первых, сложностью задач, которые решаются в современном производстве для удовлетворения растущих потребностей. Во-вторых, интеллектуализацией труда, то есть растущими умственными усилиями. В-третьих, высокими рисками и ответственностью исполнителей во многих областях деятельности, например, в атомной энергетике, в добыче природных ресурсов, организации воздушных перевозок и т.п. Так как люди являются носителями определенных знаний и навыков, культуры, способности воспринимать и воплощать в жизнь технические и организационные нововведения, то теперь говорят, что экономическим ресурсом становится не просто труд, а человеческий капитал. Именно он отражает уровень развития трудящихся.

• Капитал как материальный ресурс охватывает средства производства - машины, оборудование, оснастка, транспортные средства, здания и сооружения. Капитал как финансовый ресурс - это средства, которыми распоряжаются банки и другие финансовые учреждения, отдавая их в пользование (в качестве кредитов) предпринимателям.

• Способность к предпринимательству (к предпринимательской деятельности) - это способность основывать прибыльное дело и эффективно управлять им. Не каждый человек владеет способностью к предпринимательству, а следовательно, не каждый может быть предпринимателем. Предпринимательская деятельность, кроме понимания технологий производства, предполагает склонность к риску, развитую интуицию, умение общаться и убеждать и т.д.

• Информация - знания о потребностях, ресурсах, технологиях производства и управлении, ценах и т.п. - становится важнейшим производственным ресурсом в информационном обществе. Информационным называют общество, определяющим признаком которого являются компьютерные технологии и сетевые системы накопления и передачи информации.

Поскольку экономические ресурсы ограничены, то принципиальным является вопрос о собственности - о том, кому принадлежат ресурсы. Принадлежность ресурсов определяет место экономических субъектов в хозяйственной жизни общества.

Если человеку принадлежит только труд - способность создавать определенные товары и услуги, то он может выполнять роль наемного работника. Если наемный работник к тому же владеет особыми, недоступными другим, знаниями и информацией, то его профессиональный статус и роль в хозяйственной жизни заметно повышаются.

Тот, кто владеет материальным или финансовым капиталом, может выполнять функции предпринимателя.

Государство является собственником стратегических производственных ресурсов. К стратегическим ресурсам относятся земля, ее недра, водоемы, автомобильные и железные дороги, аэропорты. Владение такими ресурсами определяет роль государства как гаранта экономической стабильности и национальной безопасности.

Полная собственность на ресурс предусматривает, что экономический субъект владеет, распоряжается и пользуется ресурсом, руководствуясь собственными экономическими интересами. В первую очередь такие интересы связаны с получением максимального дохода.

Земля - наиболее ценный ресурс, которым владеет человечество. Общая площадь мировых земельных ресурсов оценивается в 13400 млн га. Из них лишь 11%, или 1474 млн га, приходятся на пашни, сады, виноградники, то есть используются в сельском хозяйстве для производства продуктов питания. Из-за небрежного отношения к земле ежегодно из сельскохозяйственного обращения в мире изымается приблизительно 6 млн га. Если ухудшение земельных ресурсов и их изъятие будут происходить такими же темпами и дальше, то через 245 лет человечество утратит все земли, которые используются сегодня в сельскохозяйственном производстве.

1.5. Что такое производство и чем современные технологии производства отличаются от существовавших ранее

Производство - это деятельность людей, направленная на создание продуктов, вещей и услуг для удовлетворения потребностей. Эта деятельность предусматривает соединение определенных элементов производства. Если отсутствует хотя бы один из них, то производство становится невозможным. Логика производственного процесса и его элементы проиллюстрированы на схеме 1.3.

Схема 1.3

Объяснение к схеме:

• К элементам производства прежде всего относится собственно труд - деятельность, предусматривающая определенную квалификацию работников и их навыки. Кроме того, к элементам производства относятся средства труда и предметы труда. Средства труда - это машины, оборудование, инструменты, производственные сооружения, транспортные средства, нефте- и газопроводы, каналы, мосты, при помощи которых человек обрабатывает (видоизменяет) предметы труда. К предметам труда относится все то, на что направлена производственная деятельность, - земля, сырье, энергоносители, продукты, которые уже прошли первичную переработку, например, металлы, дерево, пластмассы и т.п. Вместе средства и предметы труда формируют средства производства.

• Элементы производства определенным образом соединяются. Способ их соединения называется технологией производства.

• В результате соединения труда людей, средств и предметов труда создается продукт.

Для иллюстрации элементов производства обратимся к примеру гончарного ремесла. Отметим, что эта деятельность существует на территории нашей страны уже по меньшей мере 5-7 тысяч лет - со времен трипольской культуры.

Труд гончара - это особая деятельность, которая требует не только физических усилий, но и творческих способностей. Она направлена на создание таких вещей домашнего потребления, которые обеспечивают комфорт и украшают жилище. Средствами труда в гончарном производстве являются особый станок - гончарный круг - и печь, в которой изделия подвергаются термической обработке.

Основным предметом труда гончара является глина, из которой лепят изделия - кувшины, горшки, блюда и т.п.

В приведенном примере гончарного производства речь шла о простейшей технологии, которая называется ремесленной. С исполь

зованием ремесленной технологии работает ювелир, который делает кольца и цепочки, часовщик, который ремонтирует часы, и т.д. Ремесленная технология была ведущей до промышленной революции на рубеже XVIII - XIX веков. Сегодня же она, скорее, исключение, чем правило для экономик развитых стран.

С XIX до середины XX века господствующей становится технология машинного производства. Общество, которое пользуется такой технологией, называется индустриальным.

С середины XX века ключевую роль постепенно начинают выполнять технологии автоматизированного производства. Общества с преобладанием технологии автоматизированного производства называются постиндустриальными.

Каждая из указанных технологий имеет свои особенности (определяющие черты), которые мы представили в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Определяющие черты производственных технологий

Технология производства

Определяющие черты технологий

Ремесленная

- основывается на ручном труде

- предусматривает универсальные средства труда

- как движущая сила используется мышечная энергия человека или животных

Машинное производство

- воздействие человека на предметы труда осуществляется с использованием системы машин

- как движущая сила применяется паровая, а позже - электрическая энергия

- развиваются специализация работников и разделение труда, что предусматривает сложную систему управления производственными коллективами

Автоматизированное производство

- в качестве средств производства используются автоматы и компьютеры

- увеличивается доля людей, занятых созданием информации, поддержанием средств коммуникации

- основными в обеспечении экономического роста становятся наукоемкие (предусматривающие постоянные научные разработки) производства - электронная промышленность, программное обеспечение, телекоммуникации, вычислительная техника

- используется атомная энергия и разрабатываются нетрадиционные источники с применением солнечной энергии, энергии земельных недр, биотоплива, морских приливов и т.п.

1.6. Почему важно использовать производственные ресурсы эффективно и как определяется экономическая эффективность

Все производственные ресурсы ограничены. Некоторые из них: земля, нефть, газ, руды металлов, уголь - вообще не воспроизводятся. Поэтому крайне важно использовать ресурсы эффективно.

В самом широком понимании эффективность - это соотношение результатов и затрат.

Высокая эффективность достигается тогда, когда результаты растут, азатраты, наоборот, сокращаются.

Результаты экономической деятельности воплощаются в продуктах, предназначенных для удовлетворения потребностей, а затраты связаны с использованными ресурсами. Эффективность можно определить по формуле

Согласно расчетам более эффективно используется труд на первом предприятии.

Экономическую эффективность можно оценивать как по каждому производственному ресурсу отдельно, так и по всем ресурсам вместе.

Если в знаменатель формулы эффективности подставить число работников, участвовавших в производстве, то получим показатель производительности труда. Если учитывается число единиц использованного капитала, например станков, то получаем показатель капиталоотдачи. Если же речь заходит о земельных площадях, используемых в сельскохозяйственном производстве, то получаем показатель урожайности, например центнеры зерна, собранные с одного гектара.

Для оценки эффективности по всем производственным ресурсам вместе нужно иметь показатели денежного измерения всех ресурсов, сложив которые, сможем оценить общие затраты.

Актуальным для многих экономик, которым не хватает собственных сырьевых ресурсов, является вопрос эффективного их использования. В частности, Украина для обеспечения собственных потребностей в энергетических ресурсах импортирует газ и нефть, цены на которые постоянно растут. Несмотря на объективные обстоятельства, которые требуют эффективного использования этих ресурсов, украинская экономика - одна из наиболее энергозатратных, или неэффективных. Если в среднем в мире на единицу использованных энергетических ресурсов приходится 5 единиц созданного в экономике продукта, то в Украине - всего лишь 2,44 единицы. Соответствующие показатели для некоторых развитых стран следующие: в Великобритании - 8,33, в Японии -7,14, во Франции - 6,67. То есть по показателю эффективности использования энергетических ресурсов Украина отстает вдвое от средних мировых показателей и в 2,5-3 раза от развитых стран.

1.7 Что такое экономический кругооборот

Созданный в производстве продукт продолжает движение в обмене, распределении и потреблении. Именно это движение и называется экономическим кругооборотом.

Обмен - это экономическая деятельность и соответствующие отношения между экономическими субъектами, в результате которых обеспечивается продвижение продукта от производителя к потребителю. В обмене участвуют магазины оптовой и розничной торговли, торговые базы и т.п.

Распределение - это экономические отношения, в результате которых формируются доходы. Эти отношения возникают между предпринимателем и наемным работником по поводу заработной платы; между владельцем денег и банком по поводу процентов по депозиту; между собственником земли и арендатором по поводу арендной платы; наконец, между гражданами и правительством по поводу уплаты налогов и получения социальных выплат и т.д.

Потребление - это экономические отношения, опосредствующие использование доходов и получение полезности от приобретенных вещей и услуг.

Непрерывная связь между производством, обменом, распределением и потреблением называется экономическим кругооборотом.

Упрощенный экономический кругооборот изображен на схеме 1.4.

Схема 1.4

Экономический кругооборот

Объяснение к схеме

• На упрощенной схеме кругооборота представлены два круга взаимодействия основных субъектов экономических отношений - домашних хозяйств, являющихся потребителями созданных продуктов, и предпринимателей, которые их производят.

• Внутренний круг кругооборота иллюстрирует преобразование (переход) производственных ресурсов в продукты, которые позднее становятся объектом потребления. Предполагается, что производственными ресурсами владеют домашние хозяйства, а продукты создаются при участии предпринимателей, которые эти ресурсы соединяют в производстве. Следовательно, внутренний круг отображает связь производства и потребления.

• Внешний круг кругооборота отражает переход доходов в затраты. Доходы, которые формируются в распределительных отношениях, являются платой за производственные ресурсы домашним хозяйствам. Затраты на приобретение созданных продуктов домашние хозяйства несут в процессе обмена. То есть внешний круг иллюстрирует связь распределения и обмена.

• Так как внутренний и внешний круги согласовываются, то схема изображает взаимосвязь производства, потребления, распределения и обмена.

• Схема является упрощенной, потому что на ней не отражены другие экономические субъекты, в частности торговые организации, финансовые учреждения, органы государственной власти и т.д.

Итоги темы

• Экономическая наука изучает, как следует организовывать производство, обмен продуктами труда, распределение богатства, потребление в условиях ограниченных производственных ресурсов для наиболее полного удовлетворения различных потребностей. Проблема распределения ограниченных ресурсов при условии наилучшего их использования определяет предмет экономической науки.

• Действующими лицами (субъектами) экономических отношений могут быть: производители и потребители, покупатели и продавцы, домашние хозяйства, государство, предприниматели и наемные работники, собственники денег и земли, торговцы и банкиры, органы государственного управления, отдельные производственные коллективы и отдельные работники и т.д.

• Значение экономической теории для общества в целом проявляется: а) в возможности прогнозировать события и принимать предупредительные меры при осуществлении правительственной экономической политики; б) в информированности граждан и демократизации общества.

• Роль экономической теории в жизни отдельного человека заключается в содействии: а) рациональному поведению в потреблении, использовании своих доходов и сбережений; б) ориентированию в сфере бизнеса; в) правильным решениям в выборе области занятости.

• Для производства и удовлетворения потребностей человечество использует ресурсы - землю, труд, капитал, способность к предпринимательству, информацию.

Земля как экономический ресурс - это все то, что берет человек у природы для производства, а именно: пахотные земли, территорию для размещения предприятий, месторождения минеральных ресурсов, воду, леса и т.п.

Труд - это человеческий ресурс, вовлеченный в производство и охватывающий физические и умственные способности людей, их образовательный и профессиональный уровень, производственный опыт.

Капитал - это материальные (машины, оборудование, оснастка, транспортные средства, здания и сооружения) и финансовые (денежные средства) ресурсы, которые принадлежат предпринимателям или другим владельцам и используются для создания вещей и услуг. Капитал существует в процессе производительного использования, принося своим владельцам доход.

Особым ресурсом является способность к предпринимательству, которая раскрывается в совокупности таких человеческих свойств, как умение проявлять инициативу при основании бизнеса, организовывать процесс производства, рисковать в момент создания или реорганизации.

Информация - знания о потребностях бизнеса, ресурсах, технологиях производства и управлении, ценах и т.п. - становится важнейшим производственным ресурсом в информационном обществе.

• Собственность как экономическое явление существует в производстве, распределении и использовании созданных благ, определяет то, в чьих интересах осуществляются экономические процессы, отражает уровень развития технологий и редкость (ограниченность) ресурсов. Собственность как юридическое явление раскрывается в праве владения, пользования и распоряжения определенными объектами.

• Производство - целенаправленная деятельность людей, имеющих целью создание потребительских благ для удовлетворения своих потребностей.

Содержание производства раскрывается через соединение таких основных элементов, как труд, средства труда и предметы труда, результатом чего становится продукт. Элементы производства определенным образом соединяются. Способ их соединения называется технологией производства.

• Ограниченность ресурсов диктует особое направление экономического поведения производителей, а именно: поиск рациональных путей использования имеющихся ресурсов и привлечение новых. Эффективность можно определить как отношение числа единиц созданной продукции к затратам производственных ресурсов.

• Созданный в производстве продукт продолжает движение в обмене, распределении и потреблении. Это движение называется экономическим кругооборотом.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  • Представление о предмете экономической науки даст возможность сознательно и творчески воспринимать все последующие темы школьного курса экономики, а не только заучивать материал.
  • Если вы связываете свою будущую профессию с экономикой, собираясь стать менеджером, бухгалтером, налоговым инспектором или банкиром, то после выяснения того, что такое экономическая жизнь общества, вы или утвердитесь в своем желании, или, наоборот, измените его.

Контрольные вопросы и задания

1. Дополните приведенные далее определения, так как в каждом из них чего-то не хватает:

  • а) экономическая наука изучает, как создаются и распределяются продукты в обществе;
  • б) субъектами экономических отношений являются домашние хозяйства и финансовые учреждения (банки);
  • в) земля - это производственный ресурс, который используется в сельском хозяйстве;
  • г) определяющими чертами автоматизированного производства являются использования компьютеров и наличие программного обеспечения.

2. Припомнив один день из жизни вашей семьи, определите, в каких случаях ее члены становились действующими лицами (субъектами) экономических отношений. В какие отношения (производства, обмена, распределения, потребления) вступали члены вашей семьи?

3. Земля одновременно является и средством, и предметом труда. Предложите для рассмотрения две конкретные ситуации: когда земля является средством труда, а когда - предметом труда.

4. Рыночная цена на товар определяет, что нормальными являются затраты производства на уровне 100 единиц. Какую технологию вынужден выбрать производитель под давлением рынка?

Ресурс

Цена единицы ресурса

Единицы ресурсов при применении технологии

№ 1

№2

№3

Земля

5

6

4

5

Труд

4

10

8

15

Капитал

3

12

10

9

Способность к предпринимательству

4

1

2

1

5. Определите производительность труда и капиталоотдачу на двух фабриках. На первой за год произведено 510 мебельных гарнитуров с использованием труда 15 рабочих и 10 станков. На второй фабрике сделано 150 подобных гарнитуров и работало 5 рабочих и 3 станка.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст