Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Полянский - Новая программа

Материал к практическому занятию 2

Последствия индустриальной революции

1. Общественные последствия индустриальной революции

• Прочитайте утверждения 1-7. Определите, какие явления характеризуют доиндустриальные времена, какие — период индустриальной революции.

1. Пар, который в середине XIX в. широко использовали в индустрии и на транспорте, вытесняют электрика и двигатели внутреннего сгорания.

2. Высокий коэффициент полезного действия электрических и дизельных двигателей способствовал повышению эффективности промышленного производства.

3. В производстве и быту миллионов людей появились водопровод, паровое отопление, электрическое освещение, телефон, автомобиль, электроприборы.

4. Организовано масштабное строительство железных дорог и парового флота, возводятся крупные сооружения — мосты, тоннели.

5. Усилились миграция и эмиграция; благодаря улучшению материальных условий, усовершенствованию транспорта, импорту продовольствия, достижениям в медицине увеличились рождаемость и продолжительность жизни.

6. В городах появились широкие проспекты, по которым ездят автомобили, электрическое освещение, многоэтажные дома со всеми удобствами.

7. Активизировалась внешняя торговля, благодаря чему существенно возросли прибыли предпринимателей.

2. Изменения в жизни и быту разных слоёв населения

Следствием индустриальной революции были не только экономические и социальные изменения, но и перемены в повседневной жизни людей, их быте, привычках и даже морали.

• Ознакомьтесь с перечнем изобретений и усовершенствований, которые подарил нам «долгий» XIX в. Какими из них Вы, Ваши родители, друзья и знакомые пользуетесь часто, какими — редко, а без каких Вы сможете обойтись?

Изобретения и усовершенствования в период «долгого» XIX в.

Общего назначения. Городское хозяйство

самолёт, пассажирские авиаперевозки, авиапочта, трактор, комбайн, доильная машина, сварочный аппарат, бетономешалка, заасфальтированные улицы, электрическая лампочка, лифт в домах, эскалатор, мусорный бак, бензиновая газонокосилка, фотостудия, кинотеатр, киностудия, кассовый аппарат, автомат по продаже товаров, продажа товаров по почте, закрытый городской бассейн, радио, классная доска чёрного цвета

Транспорт

автобус (омнибус), электрический трамвай и троллейбус, мотоцикл, легковой и грузовой автомобили, станция технического обслуживания машин, водительское удостоверение, пневматические шины, такси, метро, стальной корабль, моторная лодка, железная дорога, автострада

Быт. Повседневная жизнь

кино, фотография, холодильник, водопровод, электрическое освещение домов и улиц, ванная комната и гардеробная, центральное отопление, газовая плита, стиральная и посудомоечная машины, швейная машина, пылесос, электроутюг, электровентилятор, электрический фен, электрический звонок, самокат, велосипед (в т. ч. женский), фотоаппарат, радиоприёмник, телефон и автоответчик, громкоговоритель, печатная машинка, безопасные спички, женские брюки, застёжка-«молния», джинсы, кроссовки, блокнот, пластилин, канцелярские скрепки

Питание

молочный шоколад, сливочное мороженое, какао, сахар-рафинад, консервы, маргарин, гамбургер, хот-дог, картофельные чипсы, кофе без кофеина, жевательная резинка, «трубочки» для напитков, бутылка для молока, пиццерия

Гигиена

химчистка, безопасное лезвие для бритья, платный общественный туалет, туалетная бумага, жидкое мыло, парикмахерская для собак

Здоровье

лекарства в таблетках, слуховой аппарат, медицинский термометр, детская больница, электрокардиограмма, снотворное, рентгеновский снимок, обезболивание, операция на сердце, зубная паста в тюбиках, солнцезащитные очки

Военная сфера

стальной корабль и подводная лодка, военная униформа цвета хаки, динамит, морская мина, колючий провод

3. Влияние индустриальной революции на общественную мораль и жизнь людей

В период индустриальной революции всё большее значение приобретают экономические блага, в частности массовое производство предметов широкого потребления, стремление людей к комфорту. Ручной труд вытесняет техника, что, в свою очередь, меняет среду проживания как для знати и крупных предпринимателей, так и для рядовых тружеников.

Развитие бытовой техники неразрывно связано с появлением электричества и изобретением электрической лампочки. Дома электрифицируют, появилась идея электрифицировать тяжёлый ручной труд человека. Первыми бытовыми электроприборами стали: плита, утюг, чайник, щипцы для завивки волос, яйцеварка. Одновременно с появлением бытовых электроприборов начала развиваться такая отрасль, как ремонт бытовой техники.

Уже в 1896 г. на всемирной промышленной выставке было представлено свыше 80 электрических бытовых и кухонных приборов. Для следующего шага в развитии бытовой техники понадобился трёхфазный электрический двигатель, благодаря которому был изобретён фен, усовершенствованы громоздкие пылесосы, стиральные машины, холодильники, посудомоечные машины и т. д.

• Ознакомьтесь с высказыванием английского историка. Напоминает ли Вам это современное время?

«Уголь и сталь обеспечили процветание Европе и переродили цивилизацию. Паспорта исчезли везде, кроме России и Турции. Если человек, находившийся в Лондоне, в 9 часов утра решал поехать в Рим или Вену, то в 10 часов он мог уже выехать без паспорта и туристского чека, с одним лишь кошельком в кармане».

А. Дж. Тейлор (Борьба за господство в Европе. 1848-1918. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. — С. 278-279)

4. Изменения в жизни рядовых людей благодаря достижениям индустриальной революции

• Определите, какие из этих предметов, приспособлений и средств передвижения характеризуют: а) времена, предшествовавшие индустриальной революции; б) индустриальное общество.

• Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены улицы Лондона в XVII в. и в начале XX в. Что нового появилось в жизни города благодаря индустриальной революции? Какой вывод Вы можете сделать, сравнив эти два изображения?

XVII в.

Начало XX в.

• Какие этапы перехода от традиционного к индустриальному обществу отражает усовершенствование трамвая?

Нью-Йорк. 1850-е годы

Лондон. 1887 г.

Львов. 1894 г.

• Какие характерные признаки мотоциклов разных эпох свидетельствуют о техническом прогрессе?

Мотоцикл Даймлера. 1885 г.

Мотоцикл NSU. 1901 г.

Современный мотоцикл. XXI в.

• О каких изменениях в быту свидетельствуют картина XVIII в. и фото начала XX в.? Благодаря каким изобретениям произошли эти изменения? Почему, по Вашему мнению, на обеих иллюстрациях изображены женщины? Согласны ли Вы с разделением занятий на «мужские» и «женские»?

Дж. Баптист. Стирка. 1730-е годы

Электрическая стиральная машина. Начало XX в.

• Определите, к каким эпохам относятся сюжеты картины (Д. Индуно «Письмо») и фото. Какие изменения в быту людей они демонстрируют? Почему Вы пришли к такому заключению?

• Сравните иллюстрации. Чем отличается изображённая на них глажка белья? Какая из иллюстраций, по Вашему мнению, сделана раньше? Почему Вы пришли к такому мнению? Почему на этих и предыдущих четырёх иллюстрациях художники и фотографы изобразили женщин? Считаете ли Вы такое распределение обязанностей справедливым? Существует ли оно в наше время?

• Какие, с Вашей точки зрения, изменения в общественной жизни вследствие индустриальной революции отображены на этих иллюстрациях? Охарактеризуйте изменения, происходящие в современной моде в результате научно-технического прогресса.

Платье кринолин. Середина XIX в.

Костюмы для езды на велосипеде. Конец XIX в.

• Проанализируйте схемы длительности путешествий из Нью-Йорка в другие города США в 1800 и 1860 гг. Какие изменения Вы заметили и чем Вы можете это объяснить?

1800 г.

1860 г.

• Выводы

Каждая из технологических революций послужила причиной тех или иных социальных изменений. Аграрная революция способствовала укреплению социальных отношений в племенах, возникновению торговых отношений между поселениями, разделению труда — хлеборобы обрабатывали землю, скотоводы выращивали скот, ремесленники изготовляли орудия труда и т. д.

Вследствие индустриальной революции выросли города, возник спрос на технических специалистов для обслуживания машин. Постепенно сформировался средний класс. Повысилось качество образования, ускорился технический прогресс. Признаками индустриальной революции стали также массовое вовлечение в производство и участие в жизни общества женщин, начало борьбы женщин за равные с мужчинами права. Вырос общий уровень жизни; появилась бытовая техника, облегчившая домашнюю работу; произошло удешевление многих товаров. Повысился уровень образования населения, начался процесс взаимопроникновения культур.