Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Полянский - Новая программа

Материал к практическому занятию 5

Зарождение массовой культуры

1. Массовая культура как явление

• Базовая информация

Одним из проявлений становления индустриального общества было зарождение и распространение массовой культуры.

Существуют разные мнения о том, когда возникла массовая культура. Одни видят её ростки в конце XIX в., другие — в начале XX в. и даже после Первой мировой войны. И всё же точкой отсчёта появления и развития массовой культуры большинство специалистов считает конец XIX — начало XX в.

Признаки массовой (популярной) культуры впервые проявились в США в конце XIX — в начале XX в. в связи со стремительным развитием кинематографа.

• Практическая часть

• Ознакомьтесь с высказыванием З. Бжезинского. Почему, по Вашему мнению, политолог связывает массовую культуру с научно-технической революцией? Согласны ли Вы с таким подходом? Аргументируйте Вашу точку зрения.

«Если Рим подарил миру право, Великобритания — парламентскую систему, Франция — культуру и республиканский строй, то современные США — научно-техническую революцию и массовую культуру».

Збигнев Бжезинский, американский политолог

• Базовая информация

Для того чтобы в эпоху индустриализации люди могли уделять время театру, танцам, музыке, а затем кино, кроме денег на развлечения, они также должны были иметь достаточно свободного времени, чтобы наслаждаться этими видами искусства. Скопление населения в городах, увеличение количества рабочих мест на заводах расширяли потенциальную аудиторию кинотеатров, художественных выставок, концертов и т. д.

В разных странах распространение массовой культуры происходило по-разному, но общими признаками были именно массовость и демократизм этого явления, а также уровень грамотности населения.

• Практическая часть

• Рассмотрите иллюстрации (см. с. 212). Первая иллюстрация связана с событием, произошедшим в Англии в 1870 г. во времена премьерства В. Гладстона, вторая — с популярностью романа как основного литературного жанра XIX — начала XX в. Какая, по Вашему мнению, может существовать связь между этими событиями?

Массовая культура — явление, возникшее в условиях индустриального общества. Массовая культура призвана удовлетворять потребности основной массы населения. Термин также употребляется для обозначения культуры, которая противопоставляется элитарной.

На уроке. Иллюстрация из журнала. XIX в.

П. Фишер. Интересная книга. 1905 г.

• Базовая информация

В конце XIX в. еженедельные газеты начали печатать сентиментально-мелодраматические произведения, получившие впоследствии название «сердечная пресса», или «индустрия грёз». В США появилась такая форма массовой культуры, как комиксы. Сначала этот жанр был предназначен исключительно для детей, но со временем стал неотъемлемой частью досуга взрослых.

• Практическая часть

• Рассмотрите американские комиксы XIX в. Как Вы думаете, читателям какого возраста адресован первый комикс? А второй? Выскажите предположения о причинах и степени популярности определённого вида искусства, пользующегося массовым спросом у разновозрастной аудитории.

2. Революция в моде

• Базовая информация

Швейная машина стала одним из символов индустриализации. Её создание повлияло не только на моду, но и на поведение, манеры, вкусы людей разного происхождения, социального статуса и имущественного положения.

• Практическая часть

• По рекомендации учителя при подготовке к занятию выберите фрагменты двух или более кинофильмов, посвящённых событиям на рубеже XIX-XX вв. Например, из сериала «Аббатство Даунтон» и сериала «Приключения Шерлока Холмса».

• Под руководством учителя поделитесь на рабочие группы. Первая группа будет просматривать фрагменты одной киноленты, вторая — другой. Обсудите в группах и обменяйтесь впечатлениями о замеченных вами изменениях в одежде и быту героев фильма. Сравните моду тех времён с направлениями моды в предыдущие полвека (см. Материал к практическому занятию 2, с. 46-48).

• Как, по Вашему мнению, эти изменения могли быть связаны с индустриализацией и ускорением ритма жизни? Как в них отражена массовая культура?

Кадр из кинофильма «Аббатство Даунтон». 2013 г.

Кадр из кинофильма «Приключения Шерлока Холмса». 1984-1985 гг.

• Базовая информация

В конце XIX в. под влиянием модерна изменились женский костюм и обувь. Моду диктовали большие модные салоны, каждый из которых имел собственный стиль: платья часто имели высокий закрытый воротник. Были модными пышные женские причёски, на голове носили капоты и огромные шляпы с перьями и загнутыми полями. Такой наряд создавал образ стилизованной женщины-цветка, женщины салонов, театров и вечерних развлечений.

В 1890-х годах привычный ритм жизни изменился: появился автомобиль, что также повлияло на форму костюма. Изменения были обусловлены и борьбой женщин за равные права с мужчинами. Все слои общества увлекались спортом. Были популярны велосипедные прогулки, крокет, теннис, плавание и др. Женщины переоделись в юбки с удобными блузками.

Настоящий прорыв в моде состоялся благодаря английскому модельеру Джону Редферну, одевавшему английский королевский двор и придворных дам.

Одежда для улицы: на женщине — верхнее платье, на мужчине — пальто

Женщина в костюме-тальере

Женщины с детьми, одетые для прогулки

Мода 1920-х годов

В конце XIX в. специально для принцессы Александры он изобрёл женский костюм с жакетом-пальто на основе мужского сюртука. Жакет и юбка изготавливались из одной ткани и сочетались со строгой блузкой с высоким стоячим воротником. Костюм стали называть «костюмом-тальером», и это был едва ли не первый женский деловой костюм.

Мужской костюм, уже сформированный до 1890-х годов, на рубеже веков претерпел мало изменений. Парадной одеждой стал чёрный фрак, официальной — чёрный редингот (сюртук) и визитные полосатые брюки. Повседневная одежда — короткий сюртук (предшественник пиджака), суконные и бархатные куртки, обшитые цветной тесьмой. Однообразие мужского костюма нарушал большой набор шляп: высокие цилиндры, котелки, соломенные канотье, кепи. В качестве аксессуаров у мужчин были гетры на ботинках, белые кашне, трости, зонты. Самой популярной у мужчин была причёска с прямым пробором.

В первом десятилетии XX в. заметную роль в моде играл стиль модерн, предпочитавший простоту и свободу в выборе новых форм и материалов. Зарождались новые направления в искусстве (кубизм, абстракционизм), и каждый из них по-своему влиял на костюм. Основным требованием моды стали естественность и простота. В одежде появились яркие детали. Всё чаще эталоном красоты и моды становились актрисы и актёры кино и театра. Так, воплощением красоты и женственности в начале XX в. считалась американская балерина Айседора Дункан, танцевавшая в свободном полупрозрачном платье — пеплосе, без корсета из китового уса

В 1900-е годы в моде господствовали восточные мотивы. Художник и модельер Поль Пуаре отказался от корсета и создал изысканные платья-туники. В своих моделях он использовал персидскую вышивку, восточные тюрбаны из меха и парчи. Юбки стали короче. Это была новая эстетика индустриального общества, гармонично сочетавшая изысканность и простоту.

Упрощению одежды способствовало развитие индустриального производства. Массовый пошив одежды предусматривал отказ от корсетов и других трудоёмких элементов, популяризацию простых форм. Изготовление костюма промышленным способом обусловило разработку стандартов, маркировки размеров и др. Одежда стала более демократичной.

Мужская мода была намного проще женской: менялись разве что ширина лацканов и брюк, длина пиджаков и пальто. Утвердилась форма английского мужского костюма: его крой стал свободным, пиджак окончательно вытеснил сюртук, а фетровая шляпа — цилиндр.

• Практическая часть

• Рассмотрите иллюстрации на с. 213-214 и обменяйтесь в рабочих группах мнениями по поводу развития моды в конце XIX — в начале XX в. Какие детали гардероба вызывают у Вас наибольший интерес? Важно ли для Вас, чтобы Ваши предпочтения разделяли одноклассники? Есть ли в одежде той эпохи идеи, которые могут быть воплощены в современной моде?

3. Новая музыка

• Базовая информация

Новые веяния не обошли стороной музыку и танцы. В конце XIX в. пользуется популярностью зародившийся в США стиль регтайм — американский аналог европейской романтической фортепианной музыки в афро-американском стиле. Фортепиано стало настолько популярным в США, что должно было присутствовать в каждом «приличном» доме. На юго-востоке США невиданной популярностью пользовался блюз, распространился джаз.

На танцевальных площадках воцарился фокстрот.

Огромные аудитории собирали мюзиклы.

• Практическая часть

• Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены техника танца, место проведения балов, наряды и эмоциональное состояние танцоров в XVIII в., в первой половине XIX в. и в конце XIX — в начале XX в. Какой вывод о демократизме и общей атмосфере танцев Вы можете сделать на основании этих иллюстраций? Даёт ли сравнение хотя бы частично ответ на вопрос об отличии массовой культуры от культуры предшествующих эпох?

Танцы в XVIII в.

Менуэт

Полонез

Танцы в первой половине XIX в.

Вальс

Кадриль

Джаз — форма музыкального искусства, возникшая на рубеже XIX-XX вв. в США, как синтез африканской и европейской культур; впоследствии получила повсеместное распространение.

Мюзикл — музыкально-сценическое представление, в котором сочетаются различные жанры и выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографического, драматического и оперного искусства.

Фокстрот — американский парный танец, появившийся в начале XX в. Исполняется в умеренно быстром темпе. Отличается свободой движений и элегантностью.

Танцы в конце XIX — в начале XX в.

Канкан

Фокстрот

Вальс-бостон

Чарльстон

• Вывод

Таким образом, массовая культура — это, без преувеличения, социальный феномен, появившийся в конце XIX — в начале XX в. Возникновение массовой культуры было связано с эпохой становления крупного промышленного производства, что потребовало создания армии наёмных рабочих для своего обслуживания. С появлением печатных СМИ и радиовещания сфера влияния массовой культуры существенно расширилась. Массовая культура потеснила фольклор, который был неотъемлемым культурным атрибутом традиционных местных общин. Одновременно с формированием новых производственных отношений и новой социальной структуры общества появляются люди, создающие принципиально новую, не элитарную, как было в прошлом, а действительно массовую культуру.