Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Полянский - Новая программа

§ 10. Соединённые Штаты Америки

• Какими были политические и экономические последствия Войны за независимость США?

1. Государственное устройство и особенности развития

Политическое объединение Соединённых Штатов Америки совпало с завершением индустриального становления страны. США жили по конституции 1787 г., которая уравновешивала автономию штатов и сильную центральную власть. Законодательная власть принадлежала конгрессу, состоявшему из двух палат. Палата представителей избиралась населением штатов, а членов сената выбирали парламенты штатов. Палата представителей и сенат имели равные права.

Главой исполнительной власти был президент, который избирался на четыре года всеобщим голосованием во всех штатах и мог быть избран на второй срок. Он был главой государства и возглавлял правительство. Также президенту поручалось верховное командование вооружёнными силами страны. В случае обоснованного обвинения в измене, взяточничестве и других тяжких преступлениях президент мог быть отстранён от власти. Это правило распространялось и на министров правительства.

Третьей ветвью власти в США был суд. Параллельно с судами штатов действовала федеральная судебная система, состоящая из районных и окружных судов. Конгресс предоставил Верховному суду право отменять любой закон, нарушавший конституцию, а также издавать приказы, обязательные для органов исполнительной власти, включая президента и министров.

Особенностью США в первой половине XIX в. было сосуществование на территории одной страны рабовладения на юге и капитализма на севере.

Система органов государственной власти в США

В северных штатах развивалось фермерское сельское хозяйство и промышленность, а в южных штатах господствовала рабовладельческая система. В конце XVIII в. американец Эли Уитни запатентовал хлопкоочистительную машину, благодаря которой плантаторы получали значительно больше прибыли, что побудило их расширять площади посевов хлопка. Соответственно, нужно было больше рабов для работы на плантациях. В отличие от северных штатов, где рабство было отменено ещё в начале XIX в., на юге страны в 1860 г. насчитывалось 4 млн темнокожих рабов.

Отношение к рабству во многих случаях было решающим не только для отдельных штатов, но и для государства в целом. Так, в первой трети XIX в. в правительственных кругах возник спор об ограничении рабства в новом штате Миссури. Конфликт удалось уладить, приняв компромиссное решение: штат Миссури был принят в состав США как рабовладельческий, а штат Мэн — как свободный. Все территории, расположенные к северу от Миссури, провозглашались свободными от рабства. «Миссурийский компромисс» позволил сохранить союз, но проблема разного отношения американцев к рабству осталась.

Время от времени в стране вспыхивали восстания темнокожих рабов, правда, они не были массовыми. Наиболее известным и кровопролитным было восстание рабов под предводительством Ната Тёрнера в штате Виргиния в 1831 г. Восставшие, которых насчитывалось свыше 70 человек, убили за два дня шесть десятков белых американцев. Войска и местное ополчение в течение двух дней подавили восстание. Н. Тёрнера и ещё два десятка его соратников казнили.

В конце XVIII в. на севере США возникло общественное движение за отмену рабства — аболиционизм. Его возглавили бывший раб Фредерик Дуглас и белые американцы — издатель Уильям Гаррисон и писательница Гарриет Бичер-Стоу (автор романа «Хижина дяди Тома»), Аболиционисты создали «подземную железную дорогу» — постоянно расширялась сеть тайников и убежищ для беглых рабов. К началу 1860-х годов «подземная железная дорога» помогла освободить от 40 до 100 тыс. рабов.

В 1850-х годах борьба против рабства активизировалась. В штате Канзас была образована Республиканская партия, объединившая промышленников и фермеров — противников рабства.

Север и юг США были, условно говоря, двумя цивилизациями в пределах одного государства. Исторически они отличались социальным составом населения: на севере США селились в основном бедняки, прибывавшие в поисках лучшей жизни и занимавшиеся в колониях охотой, рыболовлей, мелкой торговлей (например, скупали у индейцев мех), а также контрабандой; возникли фабрики, мастерские, судостроительные верфи. Зато юг США считался «землёй джентльменов»: сюда переселялись потомки знатных родов, покидавшие Европу, спасаясь от революций или религиозных преследований. Эти люди с некоторым превосходством относились к «простолюдинам» с севера. Интеллектуальная элита, библиотеки, научные лаборатории, литература, философия - это также преимущественно юг.

Между рабовладельческими южными и промышленными северными штатами всё отчетливее проявлялись взаимная нетерпимость и отчуждённость. Конфликт между ними был делом времени.

Аболиционизм (от латин. abolitio — отмена) — общественное движение в США за отмену рабства.

Увеличение территории США в ХIХ в.

2. Территориальный ров. «Доктрина Монро»

Война американцев за независимость 1775-1783 гг., в результате которой образовались суверенные США, огромная территория и разбросанность колоний заставили англичан смириться с невозможностью покорить Америку. К тому же снабжение британской армии было крайне затруднено, поскольку Америка с двух сторон омывается океанами. Важную роль сыграли и американская дипломатия, умело использовавшая противоречия между старыми колониальными державами. «Отцы-основатели» были убеждены, что Америка должна играть «особую роль» в мире. Благоприятные природные условия и географическое положение страны, не имевшей общих границ на суше с сильным соперником, способствовали экономическому росту и территориальному расширению США.

Воспользовавшись тем, что в конце XVIII в. Европу охватили затяжные войны, США (где силой оружия, а где благодаря деньгам) стремительно расширили свою территорию. В частности, благодаря приобретению у Франции за 15 млн дол. Луизианы к западу от р. Миссисипи территория США увеличилась вдвое. После этого американцы вынудили Испанию уступить Флориду, а в 1846 г. присоединили большой по территории Орегон. Под военным давлением со стороны США Мексика была вынуждена отдать Новую Мексику, Северную Калифорнию и Техас, общая площадь которых равна площади Франции. В 1848 г. в Калифорнии обнаружили залежи золота, и страну охватила «золотая лихорадка»: тысячи американских семей отправились на «дикий Запад». В 1867 г. за 7 млн дол. США купили у России Аляску.

Для того чтобы закрыть Американский континент от европейской колонизации, ещё в 1823 г. Президент США провозгласил «доктрину Монро», автором которой был государственный секретарь (министр иностранных дел) Джон Адамс.

• Как Вы считаете, для кого был выгоден принцип взаимного невмешательства США и стран Европы во внутренние дела друг друга, провозглашённый «доктриной Монро»?

«Граждане Соединённых Штатов питают дружеские чувства к своим собратьям по ту сторону Атлантического океана, к их свободе и счастью. Мы никогда не участвовали в войнах европейских государств, касающихся их самих, и это соответствует нашей политике. ...Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединёнными Штатами и этими государствами, мы обязаны сказать, что будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую угрозу для нашего мира и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий любой европейской страны. Что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость... мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейского государства в целях угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединенным Штатам».

Из послания президента Джеймса Монро Конгрессу США 2 декабря 1823 г.

Рост военно-морской мощи США стал важным фактором обеспечения «доктрины Монро», расширение сферы применения которой на многие годы вперёд стало основным содержанием американской внешней политики.

3. Гражданская война (1861-1865)

Поводом к Гражданской войне между северными и южными штатами стало избрание в 1860 г. президентом США Авраама Линкольна, одного из руководителей Республиканской партии и сторонника отмены рабства.

Авраам Линкольн (1809-1865) — президент США (1861-1865). С детства работал на ферме отца. Самостоятельно научился читать и писать. Прежде чем стать успешным адвокатом, работал клерком, землемером, почтмейстером. Занимался политикой. Выступал против рабства. Был избран президентом США в трудное для страны время. Первый в истории страны президент-республиканец. В 1862 г. объявил об освобождении рабов. Был избран президентом на второй срок. Убит в 1865 г.

Плантаторы южных штатов на своём съезде приняли решение о выходе из состава союза штатов и начали подготовку к войне. В 1861 г. 11 рабовладельческих штатов объявили о выходе из состава США и создании нового государства - Конфедеративных Штатов Америки (Конфедерации). Они приняли конституцию и избрали президентом Джефферсона Дэвиса.

Гражданская война — военная борьба между гражданами одного общества или страны либо, реже, между двумя странами, созданными на обломках ранее единого государства.

Джефферсон Дэвис

Боевые действия между южными штатами (Югом) и северными штатами (Севером) начались с обстрела конфедератами форта Самтер 12 апреля 1861 г. В ответ А. Линкольн, объявив Юг в состоянии мятежа, начал морскую блокаду.

Это была необычная война, дискуссии о причинах, ходе и последствиях которой продолжаются среди американцев по сей день. Сторонники разных взглядов признают, что на 1861 г. сложилась ситуация, которую уже невозможно было решить мирным путём. Конфедераты называли конфликт по-разному: война между штатами, война неповиновения, война за выход, Война за независимость Юга, однако самым распространённым является название Гражданская война.

Действительно, схватка между американцами, проживавшими в разных частях страны, обусловлена не классовыми причинами, а рядом сложных политических, экономических, социальных и психологических обстоятельств. Необычность войны заключалась в том, что её целью было не покорение, не увеличение территории или трофеев. Это была борьба за право жить так, как каждая сторона считала правильным; война ценностей.

Война проходила в два этапа. Основной задачей на первом этапе (апрель 1861 г. — апрель 1863 г.) северяне считали восстановление союза всех штатов и недопущение распространения рабства на новые регионы. После нескольких военных неудач правительство А. Линкольна объявило набор добровольцев, в том числе и афроамериканцев. Многие рабы бежали с Юга и вступали в ряды армии Севера. Армия пополнялась тысячами новых бойцов, затем была введена воинская повинность. Всего за годы войны в армию Севера вступили 2,2 млн, в армию Юга — 1,1 млн человек.

• Проанализируйте диаграмму. Оцените потенциал и шансы на победу в войне обеих сторон с учётом их человеческого и экономического потенциала.

Соотношение потенциала южных и северных штатов перед началом войны

Вербовочная открытка для призывников-афроамериканцев. 1862 г.

Большое значение для успеха Севера имел принятый в 1862 г. закон о гомстедах (земельных наделах). Согласно этому закону каждый гражданин США, достигший 21 года и не воевавший против Севера, мог получить надел до 65 га после уплаты 10 дол. таможенного сбора. После пяти лет проживания, обработки участка и его застройки надел становился частной собственностью. В 1862 г. было подписано правительственное заявление об освобождении рабов. Десятки тысяч бывших рабов записывались добровольцами в армию Севера.

В 1863 г. указом А. Линкольна в восставших штатах было отменено рабство. Это событие окончательно склонило чашу весов в пользу Севера.

Запрет рабства был закреплён тринадцатой поправкой к конституции США, которая вступила в силу в 1865 г. Многие белые американцы приветствовали отмену рабства, но хватало и расистов, оказывавших сопротивление уравниванию в правах афроамериканцев и белых американцев.

На втором этапе войны (май 1863 г. — апрель 1865 г.) военная инициатива перешла к Северу. В 1864 г. войска под командованием Уильяма Шермана зашли в тыл армий Юга. Войска генерала Улисса Гранта, назначенного в 1864 г. главнокомандующим армии Севера, численностью 115 тыс. бойцов весной 1865 г. перешли в наступление. У командующего армией Конфедерации генерала Роберта Ли оставалось немного более 50 тыс. человек, поэтому 2 апреля он отвёл войска из г. Ричмонда — столицы Конфедерации. Отступая с боями, через неделю остатки армии южных штатов сдались В. Гранту.

• Проанализируйте данные таблицы. Дайте общую оценку человеческих потерь американского народа в Гражданской войне. Какой, по Вашему мнению, была цена, которую американцам пришлось заплатить за свой выбор?

Воюющие стороны

Население в 1861 г., млн чел.

Мобилизовано, млн чел.

Убиты и умерли от ран, тыс. чел.

Ранены, тыс. чел.

Соединённые Штаты Америки (Север)

22,3

2,8

360

275

Конфедеративные Штаты Америки (Юг)

9,1

1,0

258

137

Итого

31,4

3,8

618

412

Капитуляция армии Конфедерации продолжалась до конца мая 1865 г. После ареста Дж. Дэвиса и членов его правительства Конфедерация прекратила своё существование. Самая кровопролитная в истории США война, в ходе которой состоялось до 2 тыс. сражений и битв, закончилась.

Победа Севера обеспечила территориальное единство страны, отмену рабства, демократическое решение земельного вопроса на западе страны, победу фермерского пути развития сельского хозяйства на большей части территории США, создание единого национального рынка и расширение демократических прав граждан.

Конечно, война не решила всех проблем. Некоторые из них были решены в ходе реконструкции Юга, другие, в том числе предоставление афроамериканцам равных прав с белыми, оставались нерешёнными в течение следующего столетия.

4. Реконструкция Юга (1865-1877)

Афроамериканцы внесли огромный вклад в победу Севера. Около 186 тыс. чел. воевало в армии союза, 36 тыс. чел. погибло на войне. В конце войны побеждённый Юг лежал в руинах. Причём речь идёт не только о разрушенных зданиях, дорогах, уничтоженном имуществе, но и о разрушении сложившегося образа жизни, основанного на рабстве.

Федеральное правительство утвердило политику предоставления пахотных земель бывшим рабам. На последних этапах войны они освобождались от рабства по мере продвижения федеральных войск по территории, ранее контролировавшейся Конфедерацией. По приказу У. Шермана бывшие рабы должны были получить по 40 акров земли и мула. Однако приказы генерала не означали, что такой была официальная политика правительства Соединённых Штатов в отношении всех бывших рабов. Эндрю Джонсон, ставший президентом после убийства А. Линкольна, отменил распоряжение У. Шермана и вернул землю, которой успели наделить вольноотпущенников, её предыдущим белым владельцам.

Правительство решало вопросы афроамериканцев южных штатов через «Бюро Фридмена», помогавшее бывшим рабам в судебных делах, в заключении трудовых договоров с частными землевладельцами, в поисках родных, а также продуктами питания, жильём и т. п.

Наиболее ощутимыми были достижения бюро в области образования, ведь до начала войны ни в одном южном штате не было государственного образования для детей афроамериканцев. Сотрудники бюро неоднократно подвергались нападениям из-за того, что они якобы «подстрекали негров против бывших хозяев». В таких условиях, не имея поддержки со стороны федеральных властей, бюро постепенно свернуло свою работу.

По окончании Гражданской войны федеральные законы формально защищали права афроамериканцев Юга — бывших рабов, отныне ставших вольноотпущенниками.

Президент А. Линкольн начал реконструкцию южных штатов ещё до того, как закончилась война. Желая создать на юге страны сильную Республиканскую партию, а также чтобы подсластить горечь поражения для населения Юга, он выпустил в начале декабря 1863 г. прокламацию об амнистии и реконструкции для тех областей Конфедерации, где находились войска союза; А. Линкольн предложил амнистию (за редким исключением) конфедератам, пообещавшим поддерживать конституцию и союз.

Цель реконструкции заключалась в проведении в южных штатах демократических преобразований и ограничении власти бывших рабовладельцев. Вся полнота власти временно передавалась федеральным войскам. Однако в 1870-х годах демократы постепенно вернулись во власть в южных штатах. Ради поддержки на президентских выборах правительство в 1877 г. вывело из южных штатов федеральные войска, после чего белые демократы восстановили свою политическую власть во всех без исключения южных штатах. Вывод федеральных войск означал завершение реконструкции Юга. Вскоре в южных штатах были приняты расистские законы, провозглашавшие раздельное проживание белых и афроамериканцев (сегрегация). Политическое преобладание белых демократов ознаменовалось созданием расистских организаций вроде ку-клукс-клана, члены которого терроризировали бывших рабов и сторонников аболиционизма.

• Рассмотрите политическую карикатуру, на которой изображены бывшие рабовладельцы, утверждавшие, что конец рабства — это освобождение белых рабовладельцев от выполнения тяжкого долга «заботы» о своих рабах. Что, по Вашему мнению, хотел сказать своим рисунком автор карикатуры?

Политическая карикатура из американской газеты. Плантатор говорит бывшему рабу: «Раньше мы заботились о вас, а теперь вы должны работать». 1865 г.

В целом реконструкция имела важное значение для США. Прежде всего были созданы условия для развития на юге страны рыночных отношений, завершился процесс формирования единого национального рынка. Важнейшим достижением было объединение «разделённого» накануне и в ходе Гражданской войны общества в единую политическую американскую нацию.

1861-1865 гг. — Гражданская война.

1865-1877 гг. — реконструкция Юга.

1. Сравните государственное устройство США (см. схему на с. 90) того времени с государственным устройством Великобритании, Франции, Германии или России (на выбор). Насколько, на Ваш взгляд, устройство США было более демократичным по сравнению с другими государствами?

2. В чём заключались различия и особенности порядков в южных и северных штатах в первой половине XIX в.? Какова, по Вашему мнению, причина этих особенностей и различий?

3. Кто такие аболиционисты и чего они добивались?

4. Используя историческую карту (с. 92), охарактеризуйте ход процесса территориального расширения США в первой половине XIX в.

5. Вспомните, что такое «доктрина Монро». Когда, при каких обстоятельствах и с какой целью она была принята?

6. Охарактеризуйте причины, основные события и исход Гражданской войны в США.

7. Насколько весомым был вклад афроамериканцев в победу США над Конфедерацией? Как сказалась отмена рабства на ходе и результатах войны?

8. Охарактеризуйте достижения и просчёты в осуществлении реконструкции Юга.