Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Полянский - Новая программа

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

Перед Вами — учебник по всемирной истории, подготовленный в соответствии с новой программой (2017 г.) на принципах компетентностного подхода, используемого во многих странах мира.

В современном динамичном и компьютеризированном мире уже недостаточно усвоить лишь определённый объём знаний. Задание школы — помочь Вам подготовиться к взрослой жизни, приобрести необходимые умения и навыки, выбрать профессию, найти своё место в обществе.

Компетентность в любом деле означает сочетание знаний, умений и практических навыков, а также морально-этических ценностей и гражданских качеств. Компетентностный подход облегчит Вам на нынешнем этапе учебную, а в будущем и профессиональную деятельность. Компетентность включает осведомлённость, коммуникацию, самовыражение, инициативность и практичность, работу с цифровыми носителями, социальные и общественные навыки, а также умение учиться. Благодаря компетентностному подходу Вы войдёте во взрослую жизнь с прочным запасом знаний, сможете применить на практике свои умения.

Следовательно, овладев компетентностным подходом, Вы сможете сделать осознанный выбор жизненного пути.

Учебник состоит из введения и пяти разделов, которые разделены на параграфы. Каждый раздел начинается с блока информации о том, какие навыки вы приобретёте, овладев учебным материалом. В конце разделов помещено «Обобщение», где сжато изложены основные тезисы изученного материала.

Важное место в учебнике отведено понятиям — историческим терминам и определениям, обязательность знания, понимания и применения которых предусмотрена учебной программой и требованиями ко внешнему независимому оцениванию. Исторические термины и понятия, с которыми Вы, возможно, ознакомитесь впервые, сопровождаются пояснениями. Чтобы облегчить усвоение содержания параграфа, понятия размещены не в конце учебника, а непосредственно в тексте как словарь.

Рубрика «Взгляд современника (исследователя)» содержит высказывания историков, известных политиков, военных деятелей, художников и др. Во многих случаях приводятся противоречивые, а порой и противоположные взгляды на одни и те же явления, события либо исторические личности. К высказываниям поданы вопросы и задания.

На проблемные, или «открытые», вопросы и ситуации обычно нет однозначных «чёрно-белых» ответов. Это не должно Вас настораживать. Наоборот, Вы можете рассуждать, анализировать, искать нестандартные решения для нетипичных ситуаций. В жизни каждый из нас иногда сталкивается с проблемой поиска оптимального решения. В ситуации, когда возможны разные оценки и трактовки событий прошлого, Вы сделаете собственные выводы и сможете проверить свои навыки критической оценки исторических источников. Вы также научитесь отстаивать собственную точку зрения в процессе обсуждения на уроке или во внеурочное время. Формирование этих компетентностей (готовность применять свои знания, навыки и умения на практике) как раз и является одной из основных целей изучения истории. В учебнике помещены исторические карты, которые помогут географически представить описываемые события, а также лучше запомнить исторические факты.

Таблицы, схемы, графики и диаграммы содержат статистический материал, не обязательный для запоминания. Они помогут Вам выработать навыки анализа и обобщения разнообразных данных, сделать собственные выводы. Также эти материалы могут стать источником дополнительных аргументов на подтверждение либо опровержение определённых оценок или взглядов.

Фотографии, рисунки, в частности карикатуры, являются также источником исторической информации, иллюстрирующим и дополняющим авторский текст. К ним поданы вопросы и задания проблемно-поискового характера.

В учебнике раскрыты место и роль как известных исторических деятелей, так и обычных людей в водовороте исторических событий. Важные факты, события, даты и имена выделены в тексте другим шрифтом.

Каждый параграф заканчивается рубрикой «Основные события».

Вопросы и задания в конце параграфа — разного уровня сложности: от простых (на знание хронологии, применение исторических понятий, умение воссоздать исторические факты и т. п.) к сложным — направлены на Ваше умение анализировать противоречивые факты, события и информацию, на работу с историческими источниками.

Также в учебнике даны материалы к практическим занятиям, в которых использованы, в частности, отрывки из исторических источников и иллюстративный материал. Поставленные вопросы заставят Вас задуматься над теми или иными событиями, теориями и явлениями, сравнить их, систематизировать и обобщить.

Плодотворной Вам работы и хороших результатов!

Автор

Введение

• Что означают понятия «Новое время», «раннее Новое время», «эпоха раннего модернизма»?

• Какие хронологические рамки эпохи Средневековья и Нового времени? Какая периодизация этих эпох?

• Назовите основные достижения раннего Нового времени.

• Назовите государства, которые в результате великих географических открытий и технических достижений раннего Нового времени стали ведущими странами мира.

1. Место Нового времени в истории

В 9 классе Вы будете изучать период Нового времени, который с лёгкой руки британского историка Э. Хобсбаума также называют «долгим» XIX веком (XX в. называют «коротким»). Формально, т. е. по календарю, XIX в. длился с 1801 по 1900 г., однако историки «продлевают» его, взяв за основу периодизации логически объединённые важные события. Историки практически единодушны в том, что «долгий» XIX в. завершился с началом Первой мировой войны. Что касается даты его начала, то единого мнения в исторической науке нет.

Разные взгляды на начало «долгого» XIX в. существуют не потому, что в истории «ничего нельзя знать наверняка», а потому, что за основу периодизации можно брать те или иные значимые события и явления прошлого.

• На схеме указаны альтернативные даты начала Нового времени. Вспомните, чем исторически значимы эти (кроме Французской революции XVIII в.) события. Почему, по Вашему мнению, именно эти события некоторые историки считают рубежом начала Нового времени?

«Долгий» XIX в. — исторический период, длившийся от начала Французской революции (1789-1799) до Первой мировой войны (1914-1918); второй период Нового времени.

Ф-О. Биар. Отмена рабства. 1849 г.

Наиболее распространёнными и наименее дискуссионными являются такие хронологические рамки «долгого» века — от Французской революции (1789-1799) до Первой мировой войны (1914-1918). В учебнике использована именно эта периодизация.

Новое время, охватывающее «эпохи» водяного, парового, а также электрического двигателей, — это время коренных изменений во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической. По сравнению с доисторическими временами, древним миром или средневековьем это короткий период, однако он сыграл исключительно важную роль в европейской и мировой истории.

На протяжении «долгого» XIX в. произошло немало судьбоносных событий: начался распад испанской и португальской колониальных империй, а также Османской империи; Священная Римская империя и империя Великих Моголов вообще исчезли с карты мира. Зато ведущее место в мире заняла Британская империя. Она контролировала четверть населения земного шара и владела третью суши. Британский флот господствовал на морях, он успешно отражал нападения пиратов и содействовал развитию международной торговли.

Был нанесён серьёзный удар по рабовладению: в конце XVIII в. призошло успешное восстание рабов на Гаити; Великобритания положила конец похищениям европейцев пиратами на севере Африки и превращение их в рабов; отменено рабство в Соединённых Штатах Америки (США) и Бразилии. В Российской империи отменено крепостное право.

Широкое использование электричества, увеличение производства стали и добычи нефти дали начало второй индустриальной революции. Благодаря ей Германия, Япония и США превратились в ведущие государства. Россия и Китай (во время династии Цин) пошли своим путём, отличавшимся от других государств мира.

А. фон Менцель. Железопрокатный завод. 1872-1875 гг.

Для второй половины XIX — начала XX в. характерно становление в Европе национальных государств; расцвет, а затем кризис абсолютистских монархий; стремление к парламентским формам правления. В XIX в. в основном сформировались системы международных отношений, были заложены основы современного мира. Этот век подарил немало научных открытий и технических изобретений, выдающихся произведений искусства и культуры.

• В 8 классе Вы ознакомились с историческими понятиями «капитализм», «капиталист», «буржуазия», «наёмный рабочий». Что они означают?

2. Развитие индустриального общества

После индустриальной революции изменилась социальная структура народов Европы и США, утвердилось индустриальное общество.

В XIX в. важное место занимали классы, чей статус определялся не социальным происхождением или унаследованными титулами, как было раньше, а их значением в индустриальном обществе.

В отличие от предыдущей эпохи, когда лояльность граждан определялась преимущественно их отношением к религии, в XIX в. основным признаком лояльности стало отношение граждан к государству.

Усовершенствование технологии производства обусловило рост ассортимента товаров, улучшение их качества, а также способствовало развитию торговли. Всё это формировало, говоря современными понятиями, мировую экономику.

Однако XIX в. также усилил противоречия и породил конфликты между капиталистами и рабочим классом.

В результате появления среднего класса — материально обеспеченных и образованных людей — возник вопрос о правах и свободах человека, о размежевании полномочий и ответственности власти и граждан.

Современная карикатура на мировую экономику

Индустриальное общество — общество, сформированное в процессе и в результате индустриализации, появления новых форм организации труда. Характеризуется массовым потоковым производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, формированием гражданского общества.

Индустриализация — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, в частности в промышленности.

Использование детского труда на стеклозаводе в штате Иллинойс (США). 1908 г.

3. Формирование гражданского равноправия и парламентской демократии

В XIX в. не только стремительно развивалась экономика, но и коренным образом изменилось отношение к образованию и науке, пришло осознание важности прогресса. Благодаря почти одновременному созданию в Великобритании, Франции и Германии систем образования, финансирование и контроль которых осуществляло государство, большинство граждан впервые получило доступ к образованию. Постепенно возросло количество образованных людей, они начали требовать от власти равноправия и демократии.

Принцип гражданского равноправия нашёл образное воплощение в лозунге Французской революции конца XVIII в. «Свобода, равенство, братство» и на протяжении «долгого» XIX в. был закреплён в конституциях и декларациях прав человека многих стран.

Парламентская демократия возникла в Великобритании и была принята в некоторых бывших британских колониях. Она предусматривала свободные выборы, участие граждан в политической жизни страны (лично или через представителей в органах власти), разделение власти на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную.

Утверждение гражданского равноправия и парламентской демократии на протяжении XIX в. характерно для большинства европейских стран и США. Новое мировоззрение боролось с пережитками прошлого.

Невзирая на трудности, «долгий» XIX в. был периодом роста и оптимизма, научных достижений и экономических изменений. Социальные, политические сектора общества и бизнес тесно переплелись между собой. Они взаимодействовали, конкурировали и даже конфликтовали. Однако преодоление постоянно возникающих противоречий является залогом общественного прогресса. Всё больше людей сознательно участвовало в общественно-политической жизни, наполняя её своей интеллектуальной энергией, пытаясь осознать своё место в обществе и в мире. «Долгий» XIX в. можно условно разделить на три периода: 1789-1848 гг. («эпоха» революций), 1848-1875 гг. («эпоха» капитала), 1875-1914 гг. («эпоха» империй). Следовательно, второй период Нового времени — «долгий» XIX в. — очень интересный период, для которого характерны, с одной стороны, противоречия, борьба, межклановые и международные конфликты, а с другой — прогресс, рост и успех.

Демократия — форма политической организации общества, для которой характерно участие народа в управлении государством.

Гражданское равноправие — официально признанное государством равенство граждан (подданных) перед государством, законом и судом. Парламентская демократия — демократическая форма правления, при которой партия (или коалиция партий), победившая на выборах в парламент (законодательный орган), формирует правительство, которое возглавляет её лидер. Парламентское меньшинство пребывает в оппозиции к большинству. Исполнительная власть принадлежит правительству.

Плакат, агитирующий за расширение прав женщин

Мир, в котором мы живём, в значительной степени был сформирован в Европе и Америке в период между эпохой Просвещения и Первой мировой войной. Это время появления и утверждения новых социальных, экономических и культурных идей и теорий, изменения привычного образа жизни, усиления взаимосвязи и взаимовлияния между разными странами и континентами. «Долгий» XIX в. охватывает разнообразные события, в частности войны и революции, забастовки и катастрофы. В то же время — это век огромных достижений человеческого ума, обогащения мировой сокровищницы литературы и искусства.

Это также время, когда люди рождались, страдали и радовались, помогали своим родным и близким, оставляли след в памяти других людей либо в истории. Каждое поколение проходит свою дистанцию на марафоне истории, чтобы передать эстафету потомкам.

Мы — также их потомки. Это только кажется, что события «долгого» XIX в., которые вы будете изучать в течение года, были очень давно. На самом деле, 150 или 200 лет — это всего лишь 2-3 поколения до нас.

1789-1914 гг. — хронологические рамки «долгого» XIX в.

1. Покажите на исторической карте, размещённой на первом форзаце учебника, ведущие страны Европы и мира в конце XVIII в.

2. Охарактеризуйте особенности политического и экономического развития мира в конце XVIII — на рубеже XIX-XX вв.

3. Назовите хронологические рамки «долгого» XIX в. и объясните его особенности.

4. Объясните, что означают исторические понятия «индустриальное общество», «демократия», «гражданское равноправие», «парламентская демократия».

5. Актуален ли, по вашему мнению, лозунг Французской революции «Свобода, равенство, братство»? Как Вы считаете, насколько важны свобода, равенство и сплочённость для украинцев XXI в.?

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст