Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Подаляк - Новая программа

§ 4. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Объясните термины: «буржуазия», «наемные рабочие», «рассеянная мануфактура».

1. Домашнее жилище. Как и в эпоху Средневековья, в XVI-XVII вв. вид жилища зависел от географических и климатических особенностей местности, а также от рода занятий и благосостояния его владельцев. На севере Европы крестьяне проживали в деревянных домах или жилищах, выполненных в технике «фахверка» - на дубовом каркасе возводились насыпные оштукатуренные стены. На юге, где леса ранее уничтожили, жилища сооружали из камня. Крыша на юге была плоской, а на севере - островерхой. Иногда ее покрывали камышом, но чаще - соломой, которую в голодные годы скармливали скотине, а при замене на новую использовали для удобрения грунта. Нередко только перегородка отделяла жилое помещение от места, в котором держали скотину.

Подумайте! Почему на севере Европы крыши домов делали островерхими, а в южных районах - плоскими?

Серебряный сундук. Фландрия. XVI в.

Обычно вся семья обитала в одной большой комнате, отапливаемой очагом для приготовления пищи. Мебели было немного. Вокруг стола стояли скамьи, которые на ночь отодвигали к стенам, покрывали набитыми соломой матрасами или перинами и превращали в постель.

Одежду и другой домашний скарб хранили в большом сундуке. Кухонная утварь также была скромной: чугунный котел, сковороды и горшки, кувшины и жбаны, кадки и ведра. Ели и пили из деревянных или глиняных мисок и кубков, причем нередко их нехватало и приходилось пользоваться общей посудой.

Подумайте! К чему приводило пользование общей посудой?

В городах сохранялось немало низких глиняных и деревянных хибар, покрытых соломой или дранкой. В них, а также в полуподвалах или на чердаках многоэтажных зданий жила городская беднота. Часть бедняков вообще не имела постоянной крыши над головой. Частые пожары вынуждали горожан переходить к строительству каменных жилищ. С этой же целью с XVII в. крыши начали покрывать черепицей, но она стоила дорого и была не всем по карману. В домах торговцев и ремесленников на первом этаже размещались лавка или мастерская, а также кухня. На втором - жила семья хозяина, там находились гостиная и спальни. Третий этаж занимали подмастерья, ученики и слуги. Чердак служил складом.

Ян Брейгель. Знатная супружеская чета в крестьянском доме. 1600 г.

Значительно больше внимания стали уделять внутреннему убранству жилища. Полы всюду, даже в небогатых домах, покрывали керамической или каменной плиткой. Паркет изредка встречался в дворцах знати; мода на него началась лишь с XVIII в. Во всех слоях населения - от обычного крестьянина до могущественного монарха - сохранился старинный обычай зимой засыпать пол соломой, а летом - душистыми травами и цветами. На смену им приходили соломенные циновки, а также ковры, которые клали не только на пол, но и на столы, сундуки и даже на шкафы.

Вспомните! Откуда пошла мода на использование ковров в Европе?

Дощатый пол верхнего этажа служил потолком для нижнего. Его до XVIII в. не штукатурили, а обтягивали тканью или расписывали узорами. Обивочными тканями зажиточные люди закрывали также стены. Дешевые бумажные обои (их называли «домино») сначала пользовались спросом только у небогатого населения и лишь со временем приобрели широкую популярность. В XVI в. научились делать по-настоящему прозрачное стекло. Окон с ним стало больше как в городах, так и в деревнях, однако полностью вытеснить промасленную бумагу и пергамин стекло не смогло.

При выборе мебели особенно принимали во внимание ее удобство и внешний вид. Ассортимент мебели стал шире, а сама она - практичнее и красивее. Мебель полировали, украшали резьбой, художественной росписью и позолотой. Широко использовали шкафы разного вида и назначения: в одних хранили одежду, в других - посуду и столовые приборы, в третьих - книги. Итальянские мебельщики пользовались славой искуснейших в Европе мастеров и законодателей мебельной моды.

XVI в. Письмо о доме немецкого банкира Раймунда Фуггера

Что за роскошь в доме Раймунда Фуггера! Его своды поддерживают мраморные колонны. Он имеет просторные и красивые комнаты и залы, а самая красивая из них - кабинет самого хозяина, с позолоченным потолком и чрезвычайно роскошно убранной кроватью. К нему примыкает часовня Св. Себастьяна, со стульями из ценного дерева весьма искусной работы. Но главное его украшение - прекрасные картины.

Удивило нас собрание памятников старины, которые мы увидели на верхнем этаже дома... В одной комнате находились монеты и бронзовые статуи, в другой - каменные статуи, некоторые из них были колоссальных размеров. Нам рассказали, что все эти достопримечательности доставлены сюда с большими затратами из разных стран, в основном из Греции и Сицилии. Сам хозяин - образованный и благородный человек.

Вопросы к документу. 1. Какие вещи в доме банкира произвели наибольшее впечатление на автора письма? 2. Почему в документе указано, что Раймунд Фуггер - образованный и благородный человек?

Мебель для сидения - стулья и кресла - делали с высокими спинками и гнутыми подлокотниками; их обтягивали тканью или кожей. Столы изготовляли прямоугольные и овальные, с ножками самых разнообразных форм. Кровать была с высоким изголовьем и поднятым на столбиках резным деревянным пологом: он должен был защищать спящих от насекомых. Постельное белье использовалось очень редко, кровать застилали суконными и шелковыми одеялами. Комнаты украшали зеркалами в изысканных рамах, подсвечниками, часами на подставках, декоративными вазами, шторами и занавесками.

Между тем подлинного комфорта не существовало даже в домах знати. Отдельная ванная комната и там считалась большой роскошью, как, кстати, и туалет со сливом воды, изобретенный в XVI ст. англичанами. Уровень гигиены, сравнительно со Средневековьем, снизился: страх перед болезнями вынуждал закрывать городские бани. К полному мытью тела относились как к медицинской процедуре и устраивали его в лучшем случае раз в год. Вместо умывания лицо и руки обтирали утром мокрым полотенцем. Серьезной проблемой оставались отопление и освещение. Дом обогревал кухонный очаг, камины и печи. Камины могли позволить себе только богачи, печи были доступнее. На юге использовались жаровни. Отопление стоило дорого, потому нередко обогревалась только одна спальня. Источником искусственного освещения служили факелы, свечи, кухонный очаг.

Спальня Екатерины Медичи

XVI в. Рассказ итальянского путешественника о домашнем быте жителей города Цюриха

Во всех здешних домах сразу после утренней молитвы служанки, а где их нет, то и сами хозяйки, начинают убирать комнаты, подметать коридоры и крыльцо, мыть и чистить скамьи и другую утварь. Комнаты обставлены очень просто, часто вся отделка заключается в чистоте и порядке. Самой роскошной частью покоев служат деревянные панели, которыми обшивают стены. На каждой панели вырезаны из орехового дерева или портрет, или гирлянды. Такая обшивка стен защищает от зимних холодов, но темный цвет орехового дерева и лака, которым покрыты сосновые панели, делает комнаты мрачными. Этому способствуют также узкие и низкие окна и незначительная высота этажей. Зимой комнаты обогревают большими печами.

Утвари мало, и она небогатая. Вдоль стены и вокруг большого стола поставлены длинные скамьи. Гостям в богатых домах дают деревянные стулья, обитые бархатом и обшитые золотой или серебряной бахромой. Небогатые люди вместо бархата используют сукно или кожу, а сверху кладут подушки, вышитые женщинами семьи. Такими же вышитыми коврами покрывают в праздники и столы. Кресла этот бодрый и крепкий народ дает лишь старым и больным.

Дорогая посуда используется только в праздничные дни. Повседневная столовая утварь была глиняной и деревянной, у богатых - оловянной.

Вопрос к документу. Что, по вашему мнению, понравилось, а что не понравилось итальянскому путешественнику в швейцарском городе Цюрих?

Чем крестьянская свадьба в Нидерландах была похожа на свадебное застолье украинцев?

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568 г.

Геррит Беркхейде. Пекарь

2. Стол простолюдинов. В XVI-XVII вв. Европа еще не освободилась от страха перед голодом. Пища основной массы населения оставалась довольно однообразной. Основу рациона составляли зерновые - пшеница, рожь, ячмень, просо.

«Хлебное меню» дополняли гречка, а на юге Европы еще и завезенная из Америки кукуруза. Из них готовили супы и каши. К продуктам массового потребления относились также бобы, горох, чечевица. Мяса - говядины, баранины, свинины, курятины - потребляли достаточно много. Готовили блюда из дичи - мяса кабанов, оленей, косуль, зайцев, а также куропаток, жаворонков, перепелов. Специально для еды разводили голубей. Свежее мясо стоило дорого, поэтому на столе у простолюдинов более привычной была солонина.

В прошлое уходила «мания пряностей»: их использовали уже не так много, как в Средние века. Отчасти это объяснялось появлением новых овощных культур - спаржи, шпината, зеленого горошка, цветной капусты, помидоров, кабачков, кукурузы и картошки, отчасти - уменьшением потребления несвежего мяса. В обычный рацион европейца входили также сыры, яйца, сливочное масло, молоко, оливковое масло. Долгое время Европа была ограничена в сладостях. Сахар сначала считали лекарством и продавали лишь в лавках аптекарей. В XVI в. его получали из сахарного тростника трудоемким и дорогим способом. Поэтому сахар оставался предметом роскоши, хотя его потребление постепенно росло.

Почти половина года приходилась на постные дни. Тогда наступал черед даров моря. Свежая, но особенно копченая, соленая и сушеная рыба заметно дополнила и разнообразила стол. Балтика и Северное море кормили сельдью, Атлантика - треской, Средиземноморье - тунцом и сардиной. Также в реках, озерах и прудах водилось много рыбы.

Франсиско Сурбаран. Натюрморт. 1630-1635 гг.

Узнайте! Какой рацион питания в XVI в. был у большинства городских жителей Украины? Какие из вышеназванных продуктов употребляли наши предки, а о каких они даже не слышали?

Пили преимущественно натуральное виноградное вино. Подлинным народным напитком было пиво, а в Северной Франции - сидр. К их потреблению побуждала не столько любовь к хмельным напиткам, сколько плохое качество воды, особенно в городах. Водопроводов существовало мало. Использовали талый снег, речную и дождевую воду. Особенно опасно было пить воду из рек, поскольку в них выливали вредные отходы красильного, дубильного и других ремесел. Такую воду очищали, пропуская через мелкий песок, а потом продавали. Ежедневно по улицам Парижа разносились крики 20 тыс. водоносов, каждый из которых доставлял по 60 ведер воды в квартиры многоэтажных домов.

Благодаря Великим географическим открытиям в Европу проникли новые напитки - шоколад, чай и кофе. Шоколаду приписывали лечебные свойства, но и побаивались: во Франции противники напитка распространяли слухи, как будто у тех, кто употребляет шоколад, рождаются черные дети.

Почему, по вашему мнению, художник избрал своим персонажем водоноса?

Как относились к этой работе в Севилье?

Диего Веласкес. Севильский водонос. 1620 г.

Чай из далекого Китая привезли в начале XVII в. голландцы. Душистый напиток долго оставался привилегией знати и только с XVIII в. вошел в широкое употребление.

Особенно по вкусу пришелся кофе, с которым европейцы познакомились в мусульманских странах. В XVII в. Париж буквально наводнили бродячие торговцы-армяне в живописных турецких тюрбанах. Вскоре распахнулись двери многочисленных уютных кофеен, где за чашкой кофе встречались и вели нескончаемые беседы аристократы, политики и люди исскуства. Повсюду на улицах появились женщины, которые из специальных бачков с краниками и подогревом продавали обычным горожанам разбавленный молоком горячий кофе.

Подумайте! В каких странах в наше время традиционно пьют больше кофе, а в каких - чай?

Турецкая кофейня. XVI в.

Бенвенуто Челлини. Солонка

С XVI в. заработали многочисленные таверны, где за выпивкой и закуской можно было пообщаться с друзьями, поиграть в карты или кости. Нередко такие таверны становились настоящим пристанищем для преступников и мошенников, особенно в бедных кварталах.

3. Правила пышного застолья. XVI в. внес заметные изменения в европейскую кухню. Начали обращать внимание не только на то, чем накормить гостей, но и как подать блюда, как вести себя за столом. Цель пышного застолья - не только дать гостям возможность насладиться вкусно приготовленной едой и красиво сервированным столом, но и продемонстрировать им богатство и могущество хозяйской семьи.

На больших пирах обычно подавали так называемое «показное блюдо». Одно из них в конце XVI в. приготовил нюрнбергский кондитер Ханс Шнайдер. Из несъедобных материалов он изготовил хитроумные замки, башни, фигурки животных и птиц и наполнил их паштетами. Внутри этого величественного сооружения повар спрятал настоящих кроликов и белок, а также мелких птиц. Когда в торжественный момент паштет открыли, из него на потеху гостям разбежалась и разлетелась в разные стороны вся живность.

Расширился ассортимент кухонной утвари и посуды. Наряду с металлическими и деревянными в домашнем хозяйстве все чаще использовались стеклянные, фаянсовые и хрустальные вазы, бокалы, разнообразные блюда, тарелки, салатницы, сахарницы. Им старались придать как можно более красивый вид. Настоящим произведением искусства является золотая солонка, украшенная эмалью и драгоценными камнями, которую знаменитый итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини сделал для французского короля Франциска I.

Паоло Веронезе. Свадьба в Кане (фрагмент). 1562-1563 гг.

Вилльем Клас. Натюрморт с ежевичным пирогом

Готовясь к пиршеству, заботились об украшении зала. Стены завешивали гобеленами и гирляндами из цветов, на видном месте ставили шкаф с «парадной» посудой. Столы размещали буквой «П» и в несколько слоев покрывали роскошно вышитыми скатертями. Обычно садились попарно - дама с кавалером. Пока ожидали первое блюдо, пили легкое вино, угощались фруктами, слушали музыку. Задача поваров состояла в том, чтобы как можно сильнее удивить гостей невиданными произведениями кулинарии.

Еду брали преимущественно руками, из-за чего использовали много салфеток и на протяжении застолья несколько раз мыли руки ароматизированной водой, поливая ее из кувшина над специальным тазиком. Среди столовых приборов главным оставался нож. Ложкой старались обеспечить каждого гостя, однако вилки с четырьмя зубцами только начинали входить в употребление. Не всегда многочисленным гостям хватало тарелок и бокалов, поэтому ими пользовались вместе или по очереди. Использование столовых приборов стало совершенно естественным в конце XVII в. Появились даже специальные, часто роскошно украшенные футляры, в которых ложки, вилки и ножи клали на стол.

4. Капризы моды. Европейская мода также ощутила влияние географических открытий. Применение индийских красителей позволило придавать тканям необычные цвета. Использование восточных благовоний и пряностей открыло широкие возможности для создания новых парфюмерии и косметики. Употребление табака вызывало спрос на трубки и табакерки, форма и вид которых изменялись в соответствии с требованиями моды.

Венецианские цокколи

Сравните, чем отличался наряд инфанты Лукреции Борджа и Изабеллы.

Лоренцо Лотто. Портрет Лукреции Борджа. Ок. 1510 г.

Алонсо Санчес Коэльо. Инфанта (принцесса) Изабелла. 1579 г.

Уже на рассвете Нового времени европейские страны установили между собой более или менее постоянные торговые и дипломатические контакты: Европа начала жить единой жизнью. Возникла и общеевропейская мода, которую диктовали самые влиятельные с политической точки зрения государства. На рубеже XV-XVI вв. ее законодателями были итальянцы. На нижнюю сорочку они надевали узкий костюм, а на него - более просторную верхнюю одежду. Среди женщин распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому они уделяли большое внимание прическам и головным украшениям - диадемам, венкам и сеткам.

Венецианские модницы, чтобы выглядеть более высокими и стройными, обували цокколи - туфли-«копытца» на высокой платформе. Такая обувь усложняла и замедляла движение, но куда спешить в городе, где вся жизнь подчинена медленному течению вод в каналах?

В XVI в. ведущая роль в европейской политике перешла к Испании. Моду также диктовали испанцы. Они создали мужской строгий костюм темных тонов с застегнутым наглухо воротничком. За любовь к черной одежде испанцев в других странах презрительно называли «воронами». Правда, иногда о цвете в одежде знати можно было только догадываться, настолько густо она была украшена драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью. По всей Европе приобрели популярность короткие испанские плащи и маленькая узкая бородка - эспаньолка. Обувались испанцы в мягкие узкие туфли, украшенные похожими на когти разрезами, - так называемые «волчьи лапы». Голову покрывала твердая шляпа с узкими краями.

Женская испанская мода на долгие годы подарила миру юбку на жестком металлическом каркасе. Такой костюм весил немало, и поступь знатной дамы приобретала особую величавость. Наряд дополняли сережки, перстни, ожерелья и цепочки, а также веер из страусовых перьев и тонкий носовой платок, отделанный изысканными кружевами. Со времен арабского господства женщины сохранили обычай при выходе на улицу набрасывать на голову темное покрывало. Впоследствии оно превратилось в знаменитую испанскую мантилью из черного кружева.

В XVI в. испанцы начали выращивать завезенный из Нового Света картофель. Из него научились получать крахмал, совершивший настоящий переворот в европейской моде. Подкрахмаленный воротник становился твердым, что позволяло увеличивать его размеры. Вскоре он уже напоминал настоящие «мельничьи жернова». Такой воротник тесно охватывал шею, поэтому голову приходилось держать высоко поднятой. Подобная осанка вполне соответствовала образу гордого аристократа-испанца.

Чтобы предоставить воротничку жесткую складчатую форму, его плоили специальными щипцами, а потом обшивали тонким узорчатым кружевом. Цена готового воротничка была очень высокой. Чтобы во время трапезы не испачкать и не испортить дорогую вещь, в конце XVI в. вспомнили о давнем изобретении античности - вилке. С тех пор среди знати стало неприличным кушать руками.

Вспомните! Как выглядели модные дамы в XVI в. в Украине?

Исаак Оливер Ричард Секвилл. Испанская мода в Англии. 1616 г.

С XVII в. центр моды переместился во Францию. Взяв за основу испанский костюм, французы подошли к делу творчески. Они сделали одежду более изысканной и яркой, украсили ее россыпью драгоценностей. Тогда же приобрел популярность голландский стиль - шляпа с высокой тульей и отложной воротник.

В XVI в. научились вязать чулки. Карманов еще не придумали, поэтому все мелочи держали в кошельке, прикрепленном цепочкой к поясу. Свидетельством зажиточности была одежда, украшенная мехом. С XVII в. среди знати распространился обычай спать в ночных сорочках, но в широкое употребление исподнее белье вошло лишь с XVIII в. Только после этого начали отступать заболевания кожи.

Одежда простых людей не была столь роскошной, хотя некоторые могли позволить себе наряды из льна, тонкого сукна, шелка и стремились, особенно в городах, придерживаться моды. Беднота носила одежду из грубого полотна, вид которой мало менялся с течением времени.

Целые армии портных, сапожников и шляпников зарабатывали на хлеб благодаря капризам моды. Смена фасонов каждый раз давала новый толчок развитию производства и торговли. Погоня за модой не была напрасной прихотью, она двигала общество вперед.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Как изменился, по сравнению со Средневековьем, внутренний вид жилья? Насколько комфортными можно считать дома европейцев раннего Нового времени?

2. Как повлияли Великие географические открытия на питание европейцев?

3. Почему европейцы в раннее Новое время стали меньше употреблять пряностей?

4. Как проходили пышные застолья и с какой целью их устраивали?

5. Каким было состояние гигиены и как это сказывалось на здоровье людей того времени?

6. Что нового принесли географические открытия в европейскую моду?

7. Почему в XVI в. законодательницей моды стала Испания и как выглядели наряды испанцев?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1. Опишите крестьянский быт по картине Яна Брейгеля на с. 42.

2. В тетрадях составьте таблицу «Важнейшие нововведения раннего Нового времени в повседневной жизни европейца». Разделите ее на четыре колонки: 1) предметы пользования и посуда; 2) одежда; 3) жилье и мебель; 4) продукты питания и напитки.

3. На ленте времени обозначьте, какие страны были законодателями моды в определенные периоды. Прокомментируйте, с чем это, по вашему мнению, было связано.

ТВОРЧЕСКИ ПОРАБОТАЙТЕ

Представьте себе, что вы приглашены на пир к знатной особе XVI в. Составьте рассказ о том, чем вас угощали, и о поведении гостей за столом.