Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Подаляк - Новая программа

§ 28. «ЗАКРЫТЫЕ» СТРАНЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Вспомните! Кто из европейских путешественников первым побывал в Китае и написал об этой стране интересную книгу?

1. Китай в эпоху Мин. В начале XVI в. в Китае проживало самое большое для того времени количество населения - свыше 100 млн человек. Власть находилась в руках династии Мин (1368-1644), при правлении которой наблюдалось укрепление китайской экономики. В сельском хозяйстве значительно расширились посевные площади, улучшилась техника земледелия, действовала отлаженная система искусственного орошения. В многочисленных городах процветали торговля и ремесла, работали крупные мануфактуры. Многолюдные города поражали иностранцев огромными размерами и необычной архитектурой. Далеко за пределами Китая расходились высококачественные хлопковые и шелковые ткани, бумага, изделия из фарфора, стекла и металлов. Постоянный спрос на внешних рынках существовал также на «китайский напиток» - чай.

С давних времен в Китай проникали разные религии, в том числе христианство и ислам. Но господствующим стало конфуцианство, названное так по имени его основателя Конфуция (Кун-фу-цзи - мудрец Кун), который жил в VI-V в. до н. э. Основу конфуцианства составляют высокие моральные принципы: честность, справедливость, верность долгу, преданность. Его необходимыми условиями являются почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших, искренность и гуманность. Кроме того, большая роль отводится обучению, ибо оно совершенствует человека.

Подумайте! Чем конфуцианство отличается от известных вам мировых религий?

Конфуцианство внесло в жизнь китайцев четкий порядок. Каждый из них обязан был знать свое место в обществе и не нарушать установленных норм. Даже вид одежды - вышитые на ней цветы или животные, фасон головного убора, форма пояса - должны были подчеркивать положение человека. Обычным людям запрещалось носить драгоценности, украшать свои дома и даже пользоваться дорогой посудой. Покорность императору была безоговорочной.

Война против Японии на землях Кореи стала последней значительной победой империи Мин. Она стоила Китаю большой крови и опустошила государственную казну. Для изыскания денег правительство взвинтило налоги. В ответ страну захлестнула волна народных восстаний.

В то же время на северных границах Китая возникла новая угроза: завершили свое объединение и перешли в наступление племена маньчжур - коренного народа северо-восточной области Китая. Их грабительские набеги на китайскую территорию стали обычным явлением, но правительство Мин было не в состоянии дать отпор врагу. Недовольство императорской властью охватило всю страну и вылилось в широкое восстание во главе с бывшим сельским кузнецом Ли Цзы-ченом. Он собрал большое повстанческое войско, захватил в боях ряд провинций и провозгласил себя императором. Затем Ли Цзы-чен организовал поход на Пекин и в 1644 г. овладел китайской столицей. Минская династия прекратила свое существование.

Ли Цзы-чен освободил крестьян от налогов, а деньги, необходимые для содержания армии, взимал с богачей. Правление императора-самозванца продолжалось всего 42 дня. Напуганная восстанием знать обратилась за помощью к вчерашним врагам - маньчжурам. Те с готовностью откликнулись и вместе с минским войском разбили повстанцев. Однако после победы маньчжуры заявили, что забрали Китай у бунтовщиков, а не у народа, и отказались покинуть страну. Так пришла к власти маньчжурская династия Цин (1644-1911).

Рассмотрев картину, расскажите, как выращивается чай.

Чайная плантация в Китае

Приглашение к чаю. XVII в.

2. Империя Цин. В завоеванном Китае во главе государства стоял наследственный монарх с неограниченной властью - маньчжурский император (богдохан). Привилегированным положением пользовалась маньчжурская знать, удерживавшая в своих руках все высшие должности. В знак покорности маньчжуры заставляли китайских мужчин брить часть головы и носить длинную косу. Вместе с тем маньчжуры не притесняли религиозные чувства и права местного населения и не посягали на его старинные традиции. Наоборот, завоеватели многое позаимствовали у китайцев: и опыт государственного управления, и их верования, и достижения многовековой культуры.

Экзотические богатства Китая - чай, шелк и фарфор - издавна привлекали европейцев. Купцы из Португалии, Голландии, Англии и Франции основывали в прибрежных городах свои фактории. С XVI в. началось проникновение в страну католических миссионеров. Династия Цин противилась росту европейского влияния и перешла к политике «закрытия» своих территорий для иностранцев. Сначала китайцам запретили торговать вне пределов Цинской империи. Под страхом смерти им не разрешалось строить большие суда, способные выходить в открытое море. Затем прекратился вывоз из страны металлов и шелка, крайне ограничилась продажа чая. Одновременно из Китая выслали миссионеров, а христианские храмы (свыше 300) закрыли или разрушили.

В 1757 г. по приказу богдохана закрылись для иностранной торговли все морские порты Китая, кроме Гуанчжоу (Кантона). Но и там европейцы не имели права проживать в самом городе и вынуждены были селиться за его пределами. Им запретили также изучать китайский язык, а тех китайцев, которые рисковали обучать «заморских чертей», казнили.

Китайский чиновник. XVII в.

Подумайте! Чего боялась китайская власть, «закрывая» страну от европейцев?

Вдоль всего побережья как-будто поднялась незримая, но прочная «китайская стена» с единственной дверью - Гуанчжоу. Так завершился процесс «закрытия» Цинской империи. Он противоречил потребностям страны и обрек Китай на техническое, экономическое и культурное отставание от Запада. Все пагубные последствия этого проявились в XIX в.

3. Объединение Японии. Еще с конца XII в. в Японии сложилась своеобразная система власти. Формально государство возглавлял император, однако реальной власти он не имел. Она находилась в руках военных правителей - сёгунов, основной опорой которых являлись самураи - средние и мелкие собственники-воины.

В результате продолжительных междоусобных войн Япония распалась на отдельные княжества. Более века между ними шла беспрерывная борьба, истощавшая силы народа и сопровождавшаяся многочисленными восстаниями. Казалось, Страна Восходящего Солнца навсегда погрузилась в водоворот беспорядка и распрей. Вернуть Японию к мирной жизни могли только ее объединение и усиление центральной власти. Первые успешные шаги в этом направлении сделал мелкий землевладелец незнатного происхождения Ода Нобунага (1534-1582), который разгромил своих главных противников и стал фактическим главой Японии. Суровыми указами и жестокими расправами Нобунага прекратил междоусобицы на значительной части территорий Японии, но сам погиб.

Объединение страны продолжил его ближайший соратник Тоётоми Хидэёси (1536-1598), выходец из крестьян. Он стал единоличным правителем Японии и ради укрепления государства провел ряд реформ, направленных на обновление экономической жизни. При Хидэёси были выпущены новые золотые и серебряные деньги, выросли площади обрабатываемых земель и урожаи, поощрялось развитие ремесла и торговли. В стране воцарилось политическое спокойствие. Внешняя же политика Японии, наоборот, стала очень агрессивной. Впрочем, это не имело успеха: война против Кореи закончилась для Японии унизительным миром.

Опишите одежду, прическу императрицы, а также интерьер. Сравните эту картину с портретами европейских правительниц.

Маньчжурская императрица

Опишите сцену, изображенную на картине: действующие лица, их наряд, занятие, интерьер.

Японский дом. XVIII в.

Недовольная таким результатом знать, воспользовавшись смертью Хидэёси, подняла мятеж. Точку в междоусобной войне поставил Иеясу Токугава (1542-1616). Разгромив всех соперников, он в 1603 г. провозгласил себя сёгуном. Новый правитель в первую очередь заботился об укреплении собственной власти: раздал земли своим сторонникам, а у противников отобрал все имущество либо его часть. Император, и без того лишенный реальной власти, был полностью изолирован от политической жизни. Место пребывания своего правительства Иеясу перенес из Киото, где находился император, в Эдо (будущее Токио). Постепенно этот город, где Иеясу основал библиотеку с коллекцией рукописей и книг, превратился в политический и культурный центр страны.

Иеясу лишь два года оставался сёгуном. Потом он отказался от титула в пользу сына, а сам углубился в изучение истории. Однако бывший правитель фиктивно устранился от дел: в действительности ни одно важное решение не принималось без его участия. Эпоха, когда правили наследники Иеясу, продолжалась 264 года и известна как сёгунат Токугава (1603-1867).

XVII в. Из «Завещания» Иеясу Токугава

Сёгун должен остерегаться, чтобы его не вводили в заблуждение родственники... вынуждая пользоваться услугами близких им лиц и пренебрегая услугами лиц заслуженных.

Правители должны вести себя сообразно своим доходам и не роскошествовать.

В Японии... науки, по сравнению с другими странами, еще находятся на низком уровне. Открытием школ и распространением образования следует сделать Японию известной.

Если правитель не знает тягот своего народа, а народ не знает забот своего правителя, то волнения возникают сами по себе. Если правитель человеколюбив, то в государстве нет забот.

Если кто-то из моих наследников изменит этим правилам, то тем же самым проявит свою неспособность быть сёгуном. Этого уже не будет мой достойный наследник.

Вопросы к документу. 1. С какой целью Иеясу настаивал на необходимости распространять в Японии образование? 2. Соблюдать какие правила и почему требовал от своих преемников первый сёгун Токугава?

Сёгун Иеясу Токугава

4. Самозакрытие Страны Восходящего Солнца. В XVI в. Япония поддерживала внешние связи с народами шестнадцати стран. Японцы были прекрасными мореплавателями, и на Востоке почти не осталось мест, куда бы они не проникли с торговыми или завоевательными целями.

Япония привлекала иностранцев. Первыми прибывшими сюда европейцами стали португальцы. Вслед за ними появились испанцы, голландцы и англичане. Торговля с ними развивалась бурно и приносила большие прибыли всем участникам. За купцами отправились миссионеры-иезуиты. Сначала их встречали вполне дружелюбно, ведь они открывали бесплатные больницы, школы, приюты для сирот. Более того, часть японцев-буддистов, особенно в районах активной торговли с европейцами, приняла христианство.

XVI в. Из «Японских писем» иезуита Франциска Ксавье

Японцы очень дружелюбны, доброжелательны, не злобны, ценят честь и достоинство, ставя их превыше всего. В основном они бедны, но бедность тут не презирается... Японцы высоко ценят оружие и очень полагаются на него... Они не позволяют себе относиться к кому-либо оскорбительно и пренебрежительно. Люди держатся с достоинством, с большим уважением относятся друг к другу.

Вопросы к документу. Какие черты в характере японцев произвели особое впечатление на автора документа? Вызывают ли они уважение у вас?

Со временем ситуация изменилась. Как-то один испанский моряк хвастался в японском порту, что владения короля Испании постоянно расширяются. Когда его спросили, почему так происходит, испанец ответил: «Сначала приходят миссионеры, а затем солдаты короля». Об этом немедленно доложили сёгуну Хидэёси. Тот отреагировал мгновенно: всех миссионеров вынудили покинуть страну.

Сёгуны династии Токугава свели контакты с иностранцами к минимуму. Они запретили не только христианство, но и въезд иностранцев в Японию. Исключение было сделано лишь для голландцев, которые помогли подавить крестьянское восстание, и для соседей-китайцев. Их торговые суда, хотя и в ограниченном количестве, могли заходить в порт Нагасаки. Самим японцам под угрозой смертной казни не разрешалось покидать предела родины и строить большие, пригодные для дальнего плавания корабли. Так в 1639 г. Япония завершила переход к политике самоизоляции от внешнего мира. Некоторое время это не мешало развитию земледелия, ремесла и торговли. В XVIII в. в стране даже возникли текстильные, солеварные и бумажные мануфактуры, начали действовать банки, то есть зарождались элементы буржуазного строя.

«Самозакрытие» Японии продолжалось 215 лет и спасло ее от европейского колониального порабощения. Но в условиях, когда в Европе разворачивался промышленный переворот, изоляция обрекла страну на техническую отсталость. Разрыв между Японией и Европой все увеличивался. В конце XVIII в. вопрос об «открытии» Японии встал со всей остротой.

5. Традиции японской культуры. В жизни японцев особую роль всегда играло искусство. Стремление чувствовать гармонию с окружающим миром, умение видеть красоту вокруг себя, даже в обычных вещах - естественные черты японского характера.

Какой стиль преобладает в здании представительства? О чем, по вашему мнению, это свидетельствует?

Нидерландское торговое представительство в Нагасаки. 1690 г.

В XVI-XVIII вв. достигла расцвета ансамблевая архитектура, в которой в общее целое соединен замок и расположенный вокруг него сад. Замки с многоярусными изогнутыми крышами напоминали парящих в небе птиц. В садах художники столь искусно размещали деревья, кусты, камни и ручьи, что их созерцание создавало чувство покоя и отстраненности от повседневной суеты.

Японские художники украшали настенной росписью дворцы правителей и знати, тушью наносили рисунки на шелковые и бумажные свитки, на изысканные веера. Высоко ценились также картины-ширмы, служившие декоративными перегородками между комнатами. Популярным видом живописи была гравюра - печатный оттиск рисунка, нанесенного на деревянную доску или металлическую пластину. На них изображали актеров в театральных образах, японских красавиц и сцены из повседневной жизни.

С XVII в. в обиход японцев широко вошли нецке - маленькие фигурки из дерева, камня, слоновой кости, фарфора. Их появление связано с тем, что в национальном японском костюме - кимоно - нет карманов. Поэтому все необходимые мелкие предметы (ключи, кошелек, коробочку с лекарствами, трубку) прикрепляли к поясу с помощью брелока нецке. С XVIII в. нецке начали изготовлять известные мастера, и с тех пор они превратились в произведения декоративного искусства. Нецке делали в виде богов, добрых духов, животных; их считали талисманами, приносящими удачу.

Японцы верили, что поэзию придумали боги, потому она важнее прозы - изобретения человека. Поэты сочиняли короткие стихи без рифмы, но каждое слово в них имело глубокий смысл. Популярностю пользовался японский театр, где актерами были только мужчины.

Нономура Нинсей. Предметы для чайной церемонии

Т. Киёхиро. Чайная церемония

С XVI в. особое развитие получило искусство размещения цветов в вазах - икебана («жизнь цветов»). Знаменитые мастера создавали разные виды икебаны, всегда вкладывая в них определенное содержание. Каждое растение воплощало в себе конкретное пожелание: сосна и роза - долголетия, пион и бамбук - процветания и мира, хризантема и орхидея - радости. Обычаем стало обязательное обучение девушек искусству составления букетов.

Отдельное место в японской культуре занимает церемония чаепития. С XVI в. она превращается в настоящее искусство. Здесь все имело значение: расположение чайного павильона и сад вокруг него, выбор икебаны и посуды, предметы обстановки и каждый жест хозяина.

Японская культура XVI-XVIII вв. вся пронизана стремлением найти гармонию в отношениях между человеком и природой. Она исполнена стремления разглядеть красоту как в большом, так и в малом.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какой уклад вводило конфуцианство в китайское общество?

2. Почему завоеватели-маньчжуры позаимствовали у китайцев опыт государственного управления, их верования, культурные достижения?

3. С чем был связан переход Китая к «закрытию» для иностранцев?

4. Почему слова испанского моряка о том, что следом за миссионерами идут королевские солдаты, побудили сёгуна Хидэёси отдать приказ о высылке христианских миссионеров?

5. Из каких соображений японцам запрещалось строить большие морские суда?

6. Какие черты присущи японской культуре?

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ

1. На ленте времени обозначьте периоды царствования династии Мин и Цин в Китае.

2. Решите хронологическую задачу. В каком году прекратилась политика «самозакрытия» Японии, если она длилась 215 лет, а началась в 1639 г.?

ТВОРЧЕСКИ ПОРАБОТАЙТЕ

Объединитесь в малые группы. Прочитайте одно из наставлений Конфуция и обсудите его. «Я часто дни напролет не ем и ночи напролет не сплю, все думаю, но от этого нет пользы. Лучше уж учиться. Учиться и не размышлять - трата времени; размышлять и не учиться - пагубно». Результаты обсуждения презентуйте классу.

ЗАПОМНИТЕ ДАТЫ

1603-1867 — эпоха сёгуната Токугава

1639 — переход Японии к политике самоизоляции

1644-1911 — правление в Китае династии Цин