Биология. 8 класс. Мищук

§ 65. Эмбриональный период развития человека. Плацента, ее функции

Вспомните, какие временные этапы характерны для всех биологических систем. Где развивается зародыш у млекопитающих?

Индивидуальное развитие человека. С размножением тесно связан процесс индивидуального развития человека, предполагающий взаимосвязанные количественные и качественные преобразования организма.

В индивидуальном развитии (онтогенезе) различают эмбриональный и постэмбриональный периоды. Эмбриональное развитие длится от образования зиготы до рождения ребенка, постэмбриональное развитие начинается после рождения человека и завершается его смертью. Для каждого периода характерен ряд последовательных анатомических, физиологических и биохимических изменений.

Эмбриональный период развития человека происходит в организме женщины. Вам уже известно, что состояние женщины в этот период называют беременностью. В норме эмбриональное развитие человека длится в среднем 280 суток. В первые восемь недель эмбрионального развития нерожденного ребенка называют зародышем, с 9-й недели — плодом.

Развитие зародыша. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, делится, преобразуясь в многоклеточный зародыш. На четвертые сутки, когда зародыш попадает в полость матки, деление клеток становится более интенсивным. Зародыш приобретает форму пузырька с полостью внутри. В пузырьке выделяется внешний и внутренний слои (ил. 158).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, или ОНТОГЕНЕЗ — развитие организма, длящееся от образования зиготы до естественной смерти.

Ил. 158. Развитие зародыша: 1 — оплодотворение; 2-5 — разделение зиготы; 6 — образование у зародыша внутреннего и внешнего слоев; 7 — врастание зародыша в слизистую оболочку матки

Клетки наружного слоя зародыша выделяют ферменты, растворяющие слизистую оболочку матки. На 7-8-е сутки после оплодотворения происходит процесс врастания зародыша в слизистую оболочку матки (ил. 158). После проникновения в стенку матки зародыш быстро растет и развивается. У него постепенно образуются три зародышевых листка (эктодерма, мезодерма и энтодерма), дающие начало тканям и органам.

У четырехнедельного зародыша длиной 4-5 мм уже сформирована нервная трубка, дающая начало спинному и головному мозгу; хорда, из которой развивается позвоночник; кишки; сердце. В 8 недель у зародыша длиной 2,5 см, массой 12 г сформированы зачатки всех будущих органов; он начинает двигаться, хотя мать еще не чувствует этих движений (ил. 159).

Ил. 159. Зародыш человека: а — 4 недели; б — 6 недель; в — 7 недель; г — 8 недель

Плацента и ее функции. Во время развития зародыша образуются оболочки, покрывающие его со всех сторон. Внешняя оболочка содержит множество ворсинок. Ворсинки той части внешней зародышевой оболочки, обращенной к стенке матки, сильно разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую оболочку матки, густо пронизанную кровеносными сосудами. Этот участок оболочки участвует в образовании плаценты (ил. 160). Как вам уже известно, плацента, или детское место, — это орган, связывающий плод с организмом матери во время эмбрионального развития.

Через плаценту плод получает от материнского организма питательные вещества и кислород, выводит конечные продукты обмена веществ. Кроме того, плацента защищает плод от проникновения токсичных веществ и большинства болезнетворных микроорганизмов. Через нее от матери к плоду попадают антитела.

Плод соединяется с плацентой при помощи пуповины — соединительнотканного канатика, в котором проходят сосуды: пуповинная вена и две пуповинные артерии, заканчивающиеся системой капилляров.

Ил. 160. Строение плаценты

Кровь матери и плода не смешивается; обмен веществами происходит через систему капилляров в плаценте. Пуповинные артерии отводят венозную кровь от плаценты в организм матери, а пуповинная вена приносит к плоду через плаценту артериальную кровь с питательными веществами.

Развитие плода. Развивающийся плод находится в матке в особых плодных оболочках, которые образуют мешок, заполненный околоплодными водами. Они выполняют функцию механической защиты плода. Околоплодные воды заполняют пространство между плодом и внутренней плодной оболочкой. Они позволяют плоду свободно двигаться в мешке, обеспечивают защиту от внешних повреждений и инфекций, способствуют его развитию и нормальному течению родов (табл. 10).

Таблица 10

Развитие плода

12 недель

16 недель

28 недель

40 недель

Плод становится похож на человека, но голова его очень большая. Все основные внутренние органы сформированы, завершается формирование ушных раковин, век. Зачатки половых желез дифференцируются на мужские и женские. Длина — 9 см, масса — 18 г

Сформированы половые органы; тело покрыто тонким пушком. Начинается окостенение черепа. Формируется мышечная система. Плод приобретает способность к энергичным движениям. Длина — 16 см, масса — 140 г

У плода пробуждаются чувства, он уже способен слышать, появляется вкус, плод может сосать пальцы. Длина — 35 см, масса — 1,3-1,4 кг

Зрелый плод, готовый к жизни вне организма матери. Длина — 50 см, масса — 3-4 кг

В эмбриональном развитии человека выделяются критические периоды — периоды повышенной чувствительности зародыша и плода к действию факторов среды. Это периоды оплодотворения, врастания зародыша в слизистую оболочку матери, формирования нервной трубки, хорды и плаценты, роды. Плод очень чувствителен к недостаточному снабжению его кислородом и питательными веществами, к охлаждению, перегреванию, действию различных химических веществ и инфицированию. В частности, попадание в кровь плода лекарственных веществ, алкоголя, никотина, наркотиков и других токсичных веществ, некоторых вирусов, бактерий, одноклеточных паразитических организмов, которые могут находиться в теле матери, может привести к замедлению развития, появлению различных аномалий, гибели плода.

Онтогенез. Эмбриональный период развития. Зародыш. Плод. Плацента. Пуповина

В 1971 г. ВОЗ выделила понятие TORCH-синдрома. Эта аббревиатура касается внутриутробных инфекций, из которых наиболее часто встречаются: Т — токсоплазмоз, О — сифилис, гепатиты, стрептококки и другие вирусные и бактериальные инфекции, R — краснуха, C — цитомегаловирус, H — герпес). Выскажите свое отношение к проблеме здорового образа жизни как необходимого условия рождения здорового ребенка.

1. Что такое индивидуальное развитие человека? 2. Какие периоды онтогенеза различаются? 3. Что такое эмбриональный период развития человека? 4. Как происходит образование и развитие зародыша? 5. Что такое плацента и какую функцию она выполняет? 6. Как происходит развитие плода? 7. Каково значение околоплодных вод для развития плода? 8. Какова функция пуповины? 9. Смешивается ли кровь плода и кровь матери? Почему? 10. Чем зародыш отличается от плода? 11. На ранних стадиях развития зародыш человека подобен зародышам всех позвоночных животных. Это обнаружил еще в 1828 г ученый-эмбриолог Карл Бэр. Какое значение имело это открытие для развития биологической науки? 12. На основе дополнительных источников информации подготовьте сообщение о TORCH-инфекциях и их влиянии на эмбриональное развитие человека.