Биология. 8 класс. Мищук

Уважаемые восьмиклассники!

В этом году предметом изучения биологии является человек. Надеемся, что вам будет интересно углубить свои знания о строении организма человека как целостной биологической системы, функционирующей в условиях природной и социальной среды. Приобретенные вами знания будут нужны не только для того, чтобы стать образованными, но и для формирования сознательного отношения к своему организму. Вы узнаете, какие сложные процессы протекают в нем, как легко их нарушить, но трудно восстановить. Осознаете, что беречь здоровье, жить в гармонии с самим собой, другими людьми и природой — это жизненная необходимость для каждого из нас.

Изучение биологии станет более увлекательным благодаря выполнению лабораторных исследований, которые научат вас наблюдать, работать с микроскопом, лабораторным оборудованием. Настоящими экспериментаторами вы почувствуете себя, выполняя исследовательский практикум. Разработка и защита проектов позволит вам расширить свои знания об организме человека и его функционировании с помощью различных источников информации. Выполнение проектов не только поспособствует развитию творческих умений, научит представлять свои разработки и защищать их, но и будет иметь практическое значение для каждого из вас.

Структура учебника способствует организации самостоятельной познавательной деятельности. Так, вопросы в начале параграфа (напечатанные цветным шрифтом) помогут настроиться на усвоение нового материала. Слова или предложения, имеющие особое значение, выделены курсивом.

В учебнике нет рекомендаций запретительного характера (не ешь, не кури, не ленись!). Ваш возраст уже позволяет делать самостоятельный выбор в различных жизненных ситуациях, а приобретенные знания помогут сделать правильный шаг.

Удачи вам в обучении!

Авторы

Введение

Изменение одной части организма или отдельной функции неизбежно влечет за собой изменение других частей и функций.

Жорж Кювье, французский натуралист к. XVIII — нач. XIX в.

§ 1. Организм человека как биологическая система. Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья

Обобщив изученное в предыдущих классах, выдвиньте предположение о том, какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья.

Понятие о биологических системах. Окружающий мир состоит из систем. Как вам уже известно, к системам неживой природы относятся Вселенная, Галактика, Солнечная система и т. п. К системам живой природы, или биологическим системам, относятся клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера и т. п. (ил. 1). Вспомните, из каких компонентов состоит каждая из этих систем. Какие взаимосвязи существуют между компонентами системы и как взаимодействуют между собой сами системы?

БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (от греч. bios [биос] — жизнь, systema [система] — образование, соединение) — структурная и функциональная совокупность всех компонентов объектов живой природы, между которыми существуют взаимосвязи и взаимодействие.

Ил 1. Биологические системы

Каждая из биологических систем состоит из определенных подсистем — элементарных частиц. Например, биосфера — из экосистем, вид — из популяций, организм — из органов, клетка — из органелл.

Человек — биологическая система, с которой связано существование социальных систем, в частности, общества, класса, социальной группы и т. п.

Все составляющие биологических систем взаимодействуют между собой структурно и функционально, образуя целостную систему. Биологические системы связаны с окружающей средой, что обусловливает необходимость систем приспосабливаться к различным внешним воздействиям.

Все биологические системы проходят определенные временные этапы: образование, развитие, стабилизацию, разрушение (старение) и прекращение существования или преобразование (ил. 2). Эти этапы отражают закономерности протекания количественных и качественных изменений всех компонентов системы в зависимости от факторов среды.

Организм человека как биологическая система. Организм человека является сложной биологической системой, в которой различают подсистемы различных уровней структурной организации: от атомов и молекул — до систем органов.

Ил. 2. Этапы развития биологических систем (на примере человека)

Каждый уровень организации организма человека имеет свою структуру и выполняет определенную функцию. Все компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, образуя структурно-функциональное единство — целостный организм (ил. 3).

Организм человека, как и любая биологическая система, является открытой системой, так как происходит его непрерывное взаимодействие с окружающей средой, при котором осуществляется обмен со средой веществом, энергией и информацией.

Человеку присущи общие свойства биологических систем:

• самоорганизация — внутренняя упорядоченность, которая проявляется через взаимодействие ее составляющих, обеспечивает целостность организма, придает ему качественно новые свойства;

• обмен веществ и энергии, проявляющийся в процессах питания, дыхания, выделения;

• рост (количественные изменения) и развитие (качественные преобразования) организма;

• раздражительность — ответ организма на воздействие внешней и изменения внутренней среды;

Ил. 3. Взаимосвязь систем разных уровней в организме человека

• самовоспроизведение — воспроизведение себе подобных в процессе размножения;

• наследственность (свойство организма передавать характерные для него особенности строения и развития потомству) и изменчивость (способность приобретать новые признаки);

• саморегуляция — способность организма поддерживать постоянство химического состава, физических свойств, протекания физиологических процессов;

• адаптация — способность организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

В следующих параграфах вы подробно ознакомитесь с особенностями строения и функций организма человека, а также с общими свойствами биологических систем, начиная с клетки.

Значение знаний о человеке для сохранения его здоровья. Современный человек способен проникнуть в глубины микромира и макромира, выйти в открытый космос и побывать на Луне, исследовать процессы, происходящие во Вселенной. Однако сегодня, как и тысячи лет назад, его преследуют болезни. Очевидно, одной из причин является то, что мы часто забываем: человек является частью природы и должен все свои действия согласовывать с ее законами. Поэтому человечеству, исследуя окружающую среду, важно жить по законам природы, на основе научных знаний вырабатывать рекомендации по сохранению здоровья и соблюдать их.

В этом году вы впервые начнете систематически изучать человеческий организм. И будете делать это в первую очередь для того, чтобы суметь решить дилемму, рано или поздно встающую перед каждым, — быть здоровым или болеть. Известно, что здоровье на 50 % зависит от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, еще на 20 % — от наследственности и только на 10 % — от уровня развития медицины. Примечательно, что около 75 % заболеваний взрослых «заработаны» в детстве и подростковом возрасте.

Зная особенности строения и функционирования организма человека, мы можем замечать отклонения в его жизнедеятельности и организовывать свою жизнь (питание, двигательную активность, отношения между полами и т. п.) здоровым, продуктивным образом. Так можно предотвратить возникновение различных заболеваний.

Нормальное состояние здоровья — это не только его состояние сегодня, но и те скрытые резервы, которые могут пригодиться завтра. Где же взять эти резервы? Они заложены в организме человека природой, но требуют постоянного совершенствования. Как полнее использовать тот запас сил, который подарила нам природа? Ответ прост: нужно вести здоровый образ жизни.

Организм человека как биологическая система. Свойства организма как биологической системы. Значение знаний о человеке для его здоровья

1. Что такое биологическая система? Приведите примеры. 2. Назовите этапы развития биологических систем. 3. Какие свойства присущи человеку как биологической системе? 4. Какая из систем структурной организации организма человека, изображенных на ил. 3, является самой сложной? Почему? 5. Может ли организм человека существовать изолированно от других биосистем? Почему? 6. Слепцы исследовали слона. Первый, ухватившись за хвост, сказал, что слон похож на веревку, другой, ощупав слоновью ногу, — что на столб, третий, измеряя туловище, констатировал: «Ему нет конца». Почему у слепцов сложилось ложное представление о слоне как целостной системе? 7. Докажите, что организм человека является биологической системой. 8. Французский ученый Блез Паскаль писал: «Человек — это совокупность органов, а будет ли человеком каждый орган в отдельности, если его расчленить?» Как соотносится это выражение с содержанием параграфа? 9. Прокомментируйте эпиграф к теме «Введение».

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст