Учебник по Биологии. 8 класс. Матяш - Новая программа

Дорогие восьмиклассники!

В предыдущих классах вы изучали биологию растений, грибов, бактерий и животных. В этом году вы получите знания об организме человека. Знания основ наук о человеке раскроют вам особенности строения и функций вашего организма, важность сохранения здоровья, помогут организовать здоровый образ жизни. Усваивая эти знания, вы убедитесь, что здоровье является наибольшей индивидуальной и социальной ценностью. Это то, что позволяет человеку активно жить: учиться, работать, заниматься любимым делом.

Для лучшего усвоения содержания учебника материал в нем поделен на темы и параграфы. Прочитайте название темы и информацию о том, что вы в ней узнаете. Обратите внимание на задания и вопросы рубрики Вспомните. Они помогут вам вспомнить материал, усвоенный раньше, и лучше воспринять новые знания. В некоторых параграфах, особенно начальных, вам встретится рубрика Активизируйте свои знания. В ней кратко повторен материал, который вы уже изучали в курсе «Биология» в предыдущих классах, а также других предметов (например, физики, химии, основ здоровья).

Рубрика Интересно знать расширит ваши знания и подтолкнет к дальнейшему изучению предмета. Рубрика Здоровье человека акцентирует внимание на практическом применении полученных знаний в повседневной жизни. Внимательно рассматривайте рисунки учебника, читайте надписи на них, находите все обозначенные на них элементы. В тексте параграфов, подписях под рисунками имеются учебные задания. В них заложена ваша учебная деятельность, направленная на изучение текста, анализ содержания рисунков, на сравнение материала.

После каждого параграфа содержится рубрика Ключевые термины и понятия. В ней выделены понятия и термины, которые необходимо запомнить. Обратитесь к ним еще раз, повторите их определения. В дальнейшем это поможет вам в изучении нового материала. Основная часть параграфов завершается рубрикой Обобщим знания. Прочитав текст этой рубрики, вы легко вспомните главные моменты нового материала, усвоенного на уроке.

Не оставляйте без внимания рубрики Проверьте и примените полученные знания, Обсудите в группах, Подумайте, Творческое задание. Выполнение помещенных в них заданий позволит лучше усвоить учебный материал, будет способствовать развитию интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать, делать выводы, предполагать, сопоставлять факты, находить закономерности, высказывать собственные суждения. Завершается каждая тема рубрикой Самоконтроль знаний по теме, в которой предложены разнообразные контрольные задания по всей теме. Усвоению теоретического материала помогут лабораторные работы и лабораторные исследования. Во время их выполнения вы будете приобретать важные практические умения и навыки.

Надеемся, что этот учебник не только даст вам новые знания, но и поможет лучше ориентироваться в информации, полученной вне школы, подскажет, как лучше применять эти знания в своей дальнейшей жизни.

Успехов вам в познании!

Авторы

Введение

Что такое биологическая система?

Каковы признаки организма человека как биологической системы? Какое значение имеют знания о человеке для сохранения его здоровья?

§ 1. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Вспомните признаки живого. Какие особенности в строении млекопитающих выделяют их среди других животных? Что такое вид, экосистема?

В прошлом учебном году на уроках биологии вы ознакомились с удивительным миром животных: изучали его разнообразие, особенности строения, процессов жизнедеятельности, поведения, приспособления к условиям обитания отдельных его представителей. Человек имеет много общих черт с представителями животного мира. Ученые считают, что все человечество, невзирая на различия цвета кожи и других признаков, - это один биологический вид (рис. 1). Они так классифицировали его: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, ряд Приматы, семейство Гоминиды, род Человек, вид Человек разумный (Homo sapiens). Однако человек, в отличие от животных, является личностью — в первую очередь субъектом общественных отношений.

Рис. 1. Все человечество - один биологический вид

АКТИВИЗИРУЙТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

Вспомните: вид - это совокупность особей, подобных между собой по строению, процессам жизнедеятельности, требованиям к условиям обитания, которые дают плодовитое потомство.

Общие признаки, свойственные организму человека как биологической системе. Организм человека - это целостная, открытая, саморегулируемая и относительно устойчивая биологическая система. Что это значит? В первую очередь выясним, что система - это единое целое, состоящее из тесно взаимосвязанных между собой отдельных частей. Биологическая (живая) система - это структурное и функциональное объединение биологических элементов разного уровня сложности: молекул, клеток, тканей, органов и их систем, организмов и т. п.

К биологическим системам относятся: сложные молекулы (например, молекулы белков или нуклеиновых кислот); клетки; организмы; виды; экосистемы. Человек как сложная биологическая система находится на организменном уровне организации. Биологические системы низшего уровня организации являются составляющей биологических систем высшего уровня. Так, биологические молекулы, например белки, нуклеиновые кислоты, входят в состав клеток, клетки — в состав тканей, ткани — в состав органов, органы и их системы — в состав целостного организма (рис. 2).

ЗАПОМНИТЕ! Сложные биологические системы, например организм человека, являются совокупностью биологических систем низшего ранга, взаимодействующих между собой. Именно их взаимодействие и определяет такие свойства организма, как целостность и способность к саморегуляции. Эти признаки являются общими с биологическими системами других многоклеточных живых существ: растениями, животными.

Рис. 2. Структурная организация организма человека: молекулы нуклеиновых кислот (А) входят в состав структур ядра клетки - хромосом (Б). Клетки входят в состав тканей (сердечная мышца, В). Из тканей состоят органы (сердце, Г), входящие в состав определенной системы органов организма (кровеносная система человека, Д)

Следовательно, все составляющие организма человека не работают отдельно и не могут существовать независимо друг от друга. Они являются частью одного неделимого целого - организма, который открыто взаимодействует с окружающей средой, поскольку нуждается в поступлении из внешней среды веществ и энергии и выделении наружу продуктов обмена.

Поддержание относительного постоянства химического состава, строения, свойств обеспечивает саморегуляция организма как целостной биологической системы. Совершенные регуляторные механизмы организма позволяют человеку жить не только в определенных постоянных условиях, но и выдерживать их изменения, приспосабливаться к новым условиям - адаптироваться.

ЗАПОМНИТЕ! Адаптация - совокупность особенностей строения, функций и поведения живых организмов, обеспечивающих их существование в определенных условиях окружающей среды.

Единство всех биологических систем основывается, в частности, на единстве их химического состава. Организм человека, как любая биологическая система, состоит преимущественно из таких химических элементов, как Карбон (С), Гидроген (Н), Оксиген (О) и Нитроген (N). Эти химические элементы преобладают в разных организмах, составляя свыше 90 %.

Также для организма человека как целостной биологической системы характерны все проявления живого. Вспомним их.

Обмен веществ и энергии осуществляется в организме человека и с окружающей средой. В нем непосредственно участвуют следующие системы органов: пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная. Эти процессы обеспечивают постоянное самообновление в организме: в частности, возобновляется химический состав клеток и клеточный состав организма. Раздражимость связана с реакцией организма на действие внешних и внутренних раздражителей. Это обеспечивает связь организма с внешней и внутренней средой, его существование при постоянных изменениях в них и быстрое реагирование на такие изменения.

Размножение - способность организма человека воспроизводить себе подобных. Она основана на механизмах сохранения и передачи наследственной информации, обеспечивает непрерывность жизни. Рост и развитие являются соответственно количественной и качественной характеристиками организма человека. Во время роста постепенно увеличиваются масса и размеры организма, а развиваясь, он изменяется качественно. Движение - это изменение положения организма или его частей в пространстве. Движения организма человека обеспечивает опорно-двигательная система.

Ключевые термины и понятия: биологическая система, адаптация.

ОБОБЩИМ ЗНАНИЯ

Организм человека является биологической системой, которой свойственны:

• единство химического состава с другими биологическими системами;

• уровневость (ее составляющими являются биологические системы низших уровней: биологические молекулы, клетки, ткани, органы и их системы);

• целостность (все составляющие выполняют определенные функции, взаимодействуя между собой);

• открытость: организм человека нуждается в постоянном поступлении из окружающей среды веществ и энергии; в окружающую среду поступает использованная энергия в виде тепла и конечные продукты обмена веществ;

• саморегуляция, которую обеспечивают регуляторные системы.

ПРОВЕРЬТЕ И ПРИМЕНИТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

Ответьте на вопросы

1. Что такое биологическая система? Каковы ее свойства? 2. Какие существуют уровни организации биологических систем? 3. В чем заключается саморегуляция биологических систем? 4. На каком уровне организации находится организм человека?

Выберите один правильный ответ

1. Укажите ряд химических элементов, которые входят в состав всех органических соединений: а) Н, О, С, Si; б) Н, N, О, С; в) Н, Fe, N, С; г) Н, Р, О, С.

2. Укажите свойство организма человека, характеризующее способность приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде: а) целостность; б) способность к движениям; в) формирование адаптаций; г) способность к размножению.

ОБСУДИТЕ В ГРУППАХ. В чем суть понятий молекулярный, клеточный и организменный уровни организации?

ПОДУМАЙТЕ. Что общего и в чем отличие между следующими биологическими системами: а) клетка в составе определенной ткани; б) клетка как самостоятельный организм (одноклеточное существо).

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте схемы структурной организации растения и животного.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка

Зміст