Учебник по Изобразительному искусству. 5 класс. Железняк - Новая программа

Раздел 1. ГРАФИКА

И. Шишкин. На даче

4. БОТАНИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ

Внимательное наблюдение за природой учит нас иногда лучше, чем книжка. Невозможно научиться рисовать лишь по книгам. Только благодаря наблюдениям с карандашом в руках можно овладеть художественной грамотой, получить наслаждение от волшебного воспроизведения на бумаге объемного окружающего мира - натуры. Слово натура в переводе с латинского означает природа. Стремление художника приблизиться в своем творчестве к миру, который он видит, к природе проходит сквозь всю историю изобразительного искусства. На этот сложный путь изучения законов искусства становимся отныне и мы.

Есть люди, считающие, что секрет успеха в рисовании зависит от некоторой формулы, выучишь ее - и ты художник. На самом деле, если мы хотим научиться рисовать, то должны все время наблюдать природу и жизнь вокруг себя. Ведь природа - главный учитель.

Наблюдательность воспитывается во время рисования мелочей, увиденных в природе: листвы, веточек, цветов и др. Это так называемые ботанические зарисовки. Они требуют от нас очень внимательного отношения к деталям, тщательной проработки каждой из них.

В далекие времена, когда люди еще не изобрели фотоаппарат, ботанические зарисовки были единственной возможностью рассказать, как выглядели растения, скажем, в Южной Америке. Ведь засушенный в гербарии цветок не давал полного представления о том, как он выглядел в природе. В прошлом исследователи невольно становились художниками и создавали целые альбомы с изображениями экзотических цветов и растений. Работа художника превращалась в работу исследователя.

Леонардо да Винчи. Лилия

Альбрехт Дюрер. Аквилегия обычная

Начиная с XV в. необходимость в создании подробных определителей растений вынудила приобщить к этой работе художников. Так появились ботанические иллюстраторы.

Одним из первых известнейших ботанических иллюстраторов был Альбрехт Дюрер из Германии. Он достиг совершенства в изображении растений. Дюрер советовал молодым художникам: «Подробно изучайте природу. Руководствуйтесь природой, не отходите от нее, не думайте, что вы сможете создать что-то лучшее самостоятельно. Это будет вашей ошибкой, ведь истинное искусство сокрыто в природе...».

Иллюстрации из книги XIX в. «Линдения - иконография орхидей»

Начиная работать над зарисовкой, мы определяем источник освещения, выясняем самые светлые места и тени, сравниваем, например, ширину листочка с его длиной, один листочек с другим, определяем, где на нашей натуре наиболее светлое место, откуда падает свет, как располагаются тени. Только в случае такого придирчивого наблюдения нам удастся сделать истинный «портрет» нашей натуры.

1. На что следует обратить внимание, делая ботанические зарисовки?

2. Как вы понимаете слово натура в изобразительном искусстве?

3. Что вы заметили особого, рисуя с натуры?

Ученические работы. Ботанические зарисовки

Ученические работы. Ботанические зарисовки

На улице найдите модель для рисования и принесите ее в помещение. Это может быть веточка, растение, цветок, коряжка и пр. Попробуйте ее изобразить. Сохраните свой рисунок, он понадобится весной для упражнений по декоративно-прикладному искусству.

Инструменты и материалы: лист бумаги, резинка, карандаш, гелевая ручка, краски, кисти.

План работы:

• На листе бумаги скомпонуйте изображение.

• Сравните его пропорции в целом и пропорции разных частей изображения: длину к высоте. Исправьте ошибки в построении.

• Подготовьте рисунок к дальнейшей работе: сотрите все вспомогательные линии, которые вы использовали для построения, лишние линии.

• Определите самое светлое и самое темное места изображения. Остальные тональные оттенки нужно сравнивать с этими «маячками».

• В конце работы посмотрите на результат в целом — нет ли деталей, которые бы мешали целостному восприятию работы. Слишком светлые участки пригасите, слишком темные немножко осветлите, если увидите, что нарушились пропорции, исправьте.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) - немецкий художник-график. Дважды посетил Италию, искусство которой значительно повлияло на его творчество. Автор теоретического произведения «Четыре книги о пропорциях человека», создал многочисленные гравюры на дереве, а также на меди («Рыцарь, дьявол и смерть», «Меланхолия», «Св. Иероним»). Среди живописных работ выделяется «Праздник четок»; композиция этой картины отличается чрезвычайной продуманностью и гармоничностью. Автор многочисленных портретов.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГРАФИКЕ

Пастель. Эта сухая краска, которую используют в графике, имеет вил цветного мелка. Поэтому пастель позволяет передать не только тон, но и цвет. Работать пастелью лучше на тонированной бумаге.

Пастель

Композиционный подготовительный набросок следует делать мелом нейтрального цвета. Потом рисунок выполняют от самого темного к самому светлому пятну. Густую насыщенную линию можно растереть, достигая эффекта «прозрачности». Для получения разных оттенков накладывают один цвет на другой. Блики и светлые контрасты лучше сделать поверх рисунка гуашевыми белилами.

Уголь. Рисуя углем, можно достичь большого богатства тональных переходов: от глубоких бархатных пятен к легким серебристым штрихам. Заточенная наискось угольная палочка позволяет сделать и тонкую звонкую линию, и широкий мазок. Рисуют углем на белой или тонированной бумаге, картоне, холсте. Уголь легко сбивается с поверхности тряпкой, выбирается мякишем хлеба, но растирать его нельзя - тогда не поможет и резинка. Несмотря на многочисленные преимущества, уголь имеет один недостаток: рисунок углем недолговечный. Работы обязательно надо закреплять фиксажем (например, лаком для волос).

Уголь

Соус. Материал сыпучий, как уголь и пастель, но в отличие от них растворяется водой. Соусом можно работать приемами, похожими на акварель. Интересна работа, которая сначала сделана сухим соусом, а потом, по желанию автора, некоторые элементы рисунка размываются водой. Соусом можно рисовать на предварительно смоченной бумаге, достигая эффектов работы «по-мокрому», когда пигмент расходится по поверхности, не оставляя четких контуров. Бумагу лучше использовать плотную, которая бы под влиянием воды не раскисала.

Соус

Современные графические материалы. Цветные карандаши, к которым мы привыкли с раннего детства, являются материалом в графическом искусстве. В наше время художники используют их для передачи объема и цвета, изображая натюрморты, пейзажи, портреты. Интересно применяются карандаши и в создании иллюстраций к детским книгам, когда художник создает картинки, подобные детским рисункам.

Карандаши и фломастеры

Обычные для детей фломастеры у современного художника также являются графическим материалом. Ими выполняют наброски, эскизы, проекты. Фломастерные картинки очень яркие, насыщенные цветом, контрастные.