Учебник по Химии. 8 класс. Григорович - Новая программа

ДОМАШНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ № 2

Действие на сок свеклы лимонного сока, раствора пищевой соды, мыльного раствора

Вам понадобятся: кастрюля, стаканы, свекла, нож, воронка, фильтровальная бумага или фильтр для кофеварки, лимонный сок, уксус, пищевая сода, стиральный порошок и раствор мыла.

Правила безопасности:

• используйте небольшие количества веществ;

• остерегайтесь попадания кислых веществ на кожу, в глаза; в случае попадания вещество следует смыть большим количеством воды;

• помните, что горячие и холодные предметы одинаковые на вид, пользуйтесь защитными перчатками.

В некоторых растениях есть вещества, которые можно использовать в качестве индикаторов. Для начала следует получить раствор индикатора из свеклы. Это можно сделать разными способами: выжать сок из свеклы при помощи соковыжималки или приготовить отвар из свеклы. Для приготовления отвара нарежьте небольшую свеклу тонкими ломтиками или соломкой. Поместите ее в кипяток (приблизительно 0,5 л), чтобы отвар получился достаточно концентрированным. Дайте покипеть несколько минут, после этого охладите и отфильтруйте отвар от остатков свеклы с использованием бумажного фильтра или фильтра для кофеварки (рис. 35.3).

Рис. 35.3. Приготовление индикатора из свеклы: а — измельчение свеклы; б — кипячение свеклы в воде; в — фильтрование отвара

Приготовьте шесть стаканов и налейте в каждый по 50 мл воды. В первый стакан добавьте столовую ложку уксуса, во второй — сок одного лимона, в третий насыпьте половину чайной ложки соды, в четвертый — столько же стирального порошка, в пятом стакане растворите небольшой кусочек мыла, а в шестом оставьте чистую воду для сравнения. Можно также подготовить стакан с рассолом от маринованных огурцов или помидоров, с соком квашеной капусты, свежим и кислым молоком.

В каждый стакан прилейте небольшой объем (5-10 капель) сока или отвара свеклы. Как изменяется цвет?

Запишите свои наблюдения в тетрадь. Сделайте выводы:

1) как изменился цвет сока (отвара);

2) в каких стаканах находились кислоты, а в каких — щелочи;

3) можно ли сок (отвар) свеклы использовать как индикатор.

Этот эксперимент можно повторить, взяв вместо свеклы краснокочанную капусту, чернику, лепестки фиалок, сирени, ирисов или других яркоокрашенных цветов, а также обычную зеленку (раствор «Бриллиантового зеленого» из домашней аптечки).

Выводы

1. Для обнаружения кислот используют те же самые индикаторы, что и для обнаружения щелочей. Лакмус, метиловый оранжевый и универсальный индикатор при наличии кислот меняют свой цвет на красный, а фенолфталеин остается бесцветным.

2. Кислоты реагируют с веществами основной природы: основаниями и основными оксидами. В результате такого взаимодействия образуются соль и вода. Амфотерные оксиды и амфотерные гидроксиды реагируют с кислотами так же.

3. Кислоты способны вступать с солями в реакции обмена. При этом образуются другие кислота и соль. Реакция будет протекать в случае образования летучей или неустойчивой кислоты либо при образовании нерастворимой соли или кислоты.

4. Кислоты — едкие вещества, с которыми следует обращаться очень осторожно. При разбавлении кислот необходимо вливать кислоту в воду, а не наоборот. При попадании кислоты на кожу или одежду ее следует немедленно смыть водой и нейтрализовать остатки раствором соды.

Контрольные вопросы

1. Вещества какого класса соединений образуются при взаимодействии кислоты с основанием или основным оксидом?

2. Какие вещества образуются в ходе реакции обмена между кислотой и солью?

Задания для усвоения материала

1. Составьте уравнения реакций нитратной кислоты с магний оксидом и магний гидроксидом.

2. Составьте уравнения реакций сульфатной кислоты с такими соединениями: купрум(II) гидроксид, кальций гидроксид, алюминий оксид, цинк гидроксид, калий сульфит, натрий сульфид, калий карбонат. Во всех случаях определите, благодаря чему протекает реакция обмена.

3. Какие оксиды при взаимодействии с хлоридной кислотой образуют следующие соли: CaCl2, HgCI2, FeCI3? Составьте уравнения этих реакций.

4. Какие из приведенных веществ можно использовать для поглощения углекислого газа из воздуха: раствор натрий гидроксида, раствор сульфатной кислоты, фосфор(V) оксид, кальций гидроксид, кальций оксид? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

5. Дополните схемы реакций, укажите названия продуктов реакций:

а) NaOH + ... —> Na2SO4 + ...;

б) ... + HCl —> АlСl3 + ...;

в) СаО + ... —> Ca(NO3)2 + ...;

г) МgО + ... —> МgСO3;

д) ... + SO2 —> Na2SO3 + ...;

е) Аl2O3 + ... —> Al2(SO4)3;

ж) ... + ... —> Fe(NO3)3 + Н2O;

з) KOH + ... —> К3РO4 + ... .

6. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) Mg —> МGО —> MgSO4;

б) Сu —> СuО —> Cu(NO3)2.

7. Сравните массы образцов веществ: ортофосфатная кислота количеством 3 моль и нитратная кислота количеством 4 моль.

8. Вычислите количество вещества атомов Оксигена, которое содержится: а) в 0,25 моль сульфитной кислоты; б) 15,6 г силикатной кислоты.

9. Газ, который при растворении в воде образует кислоту, имеет относительную плотность по воздуху 1,17. Составьте формулу этой кислоты. Составьте уравнение получения этого газа из простых веществ.

10. Кальций карбонат массой 20 г полностью прореагировал с хлоридной кислотой. Вычислите объем выделившегося газа (н. у.).

11. Раствор натрий силиката массой 61 г с массовой долей соли 2 % смешали с избытком хлоридной кислоты. Вычислите массу образованного осадка.

12*. Как вы считаете, почему сульфатную кислоту называют «матерью всех кислот»? Раскройте ее значение в промышленности.

13*. К каким последствиям, по вашему мнению, приводит попадание кислот в почвы или водоемы? В дополнительных источниках информации найдите примеры таких случаев.