Учебник по Химии. 8 класс. Григорович - Новая программа

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ № 3

Взаимодействие щелочей с кислотами в растворе

Оборудование: штатив с пробирками, пипетки.

Реактивы: растворы натрий гидроксида, фенолфталеина, сульфатной кислоты.

Правила безопасности:

• при выполнении опытов используйте небольшие количества реактивов;

• остерегайтесь попадания реактивов на одежду, кожу, в глаза; в случае попадания немедленно смойте вещество большим количеством воды и протрите место разбавленным раствором: если щелочь — раствором боратной кислоты, если кислота — раствором соды.

1. Налейте в пробирку натрий гидроксид объемом 1-2 мл и добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

2. Доливайте к щелочи по каплям раствор сульфатной кислоты, пока раствор обесцветится. О чем свидетельствует изменение цвета индикатора?

3. Составьте уравнение реакции.

4. Сделайте вывод о признаках реакции нейтрализации и возможности доказательства факта нейтрализации щелочи.

Выводы

1. Для обнаружения щелочей в растворе используют кислотно-основные индикаторы — вещества, изменяющие цвет при наличии щелочи или кислоты. В растворах щелочей лакмус изменяет свой цвет на синий, метиловый оранжевый — на желтый, фенолфталеин — на малиновый, универсальный индикатор становится синим.

2. В реакции щелочи с кислотой образуются соль и вода. Такие реакции называют реакциями нейтрализации. Такие же продукты образуются при взаимодействии щелочей с кислотными оксидами.

3. Химические реакции, в которых вещества обмениваются своими составляющими частями, называют реакциями обмена. Реакции обмена являются необратимыми, т. е. они протекают до конца: в результате реакции образуются вода, газ или нерастворимое в воде вещество. Реакция нейтрализации — пример реакции обмена.

4. Реакции обмена возможны между щелочами и растворимыми солями, при этом образуются нерастворимый гидроксид и соль.

5. При нагревании разложению подвергаются только нерастворимые гидроксиды. В результате образуются соответствующий оксид и вода.

Контрольные вопросы

1. Какие реакции называют реакциями нейтрализации? Приведите пример.

2. Какие реакции называют реакциями обмена? Приведите пример.

3. Какие реакции называют необратимыми?

4. При каких условиях могут протекать реакции обмена?

5. Благодаря каким свойствам едкий натр и едкий кали получили свои названия?

6. Какие вещества называют индикаторами? Какой цвет приобретают лакмус и метиловый оранжевый: а) в воде; б) в растворе щелочи?

7. Как изменяет окраску фенолфталеин в растворах щелочей: а) на желтую; б) фиолетовую; в) малиновую?

8. Реакцию КОН + HCl = KCl + Н2O называют реакцией: а) нейтрализации; б) замещения; в) разложения.

9. Как следует обращаться со щелочами? Что необходимо делать при попадании щелочей на кожу или слизистые оболочки?

Задания для усвоения материала

1. Растворы соды, мыла и силикатного клея изменяют окраску фенолфталеина на малиновую. Какой вывод можно сделать о свойствах этих соединений?

2. Запишите названия оснований: LiOH, Mg(OH)2, Ni(OH)2, RbOH. Составьте формулы солей, образованных этими основаниями при их взаимодействии с сульфатной кислотой, и запишите их названия.

3. Составьте уравнения реакций нейтрализации раствора барий гидроксида хлоридной, сульфатной, нитратной и ортофосфатной кислотами. По таблице растворимости определите, в каких случаях образуется осадок.

4. Составьте уравнения реакций нейтрализации указанных оснований хлоридной кислотой: калий гидроксид, феррум(II) гидроксид, феррум(III) гидроксид, магний гидроксид, цинк гидроксид.

5. Составьте уравнения реакций нейтрализации, в результате которых образуются соли: K2SO4, Mg(NO3)2, ZnSO4, СаСl2, Αl(ΝO3)3.

6. Составьте уравнения реакций получения натрий карбоната, калий силиката, кальций сульфита взаимодействием кислотных оксидов со щелочами.

7. Какие из солей реагируют с калий гидроксидом: натрий карбонат, купрум(II) сульфат, алюминий нитрат, барий карбонат? Составьте соответствующие уравнения реакций.

8. Составьте уравнения разложения гидроксидов: Феррума(III), Мангана(ІІ), Меркурия(ІІ), Купрума(І).

9. Гидроксиды Феррума(II), Магния, Цинка, Кальция при нагревании разлагаются на соответствующий оксид и воду. Составьте уравнения реакций.

10. Вычислите массу натрий карбоната, образующегося при пропускании углекислого газа объемом 31,36 л (н. у.) через раствор натрий гидроксида.

11. Вычислите массу феррум(III) оксида, необходимую для получения феррум(III) нитрата массой 36,3 г.

12. Вычислите массу алюминий гидроксида, необходимую для получения алюминий оксида массой 35,7 г.

13. Вычислите массу соли, которая образуется при взаимодействии натрий гидроксида массой 80 г с раствором хлоридной кислоты.

14. К раствору барий гидроксида, который содержит 8,55 г щелочи, добавили достаточное количество феррум(II) хлорида. Вычислите массу осадка.

15. Вычислите массу ортофосфатной кислоты, необходимую для нейтрализации раствора, который содержит 153,9 г барий гидроксида.

16. Вычислите объем кислорода (н. у.), необходимый для сжигания угля массой 12 г. Какая масса кальций гидроксида понадобится, чтобы поглотить весь образовавшийся оксид?

17. Раствор калий гидроксида массой 280 г с массовой долей щелочи 4 % нейтрализовали сульфатной кислотой. Вычислите массу образованной в результате реакции соли.

18. Через раствор калий гидроксида массой 200 г, содержащего 8,4 г щелочи, пропустили сульфур(IV) оксид до полной нейтрализации щелочи. Определите массовую долю соли в образованном осадке.

19*. Найдите в дополнительных источниках информации примеры использования гидроксидов для улучшения свойств почв и воды. Какое влияние на окружающую среду будут иметь случаи бесконтрольного попадания щелочей в почвы или водоемы?