Учебник по Истории Украины. 8 класс. Гисем - Новая программа

§ 12. Церковная жизнь в конце XVI — первой половине XVII в.

Прочитав этот параграф, вы сможете: определять особенности влияния Берестейской унии на церковную жизнь в Украине; характеризовать изменения в положении православной церкви в 20—30-х гг. XVII в.; объяснять, как деятельность митрополита П. Могилы способствовала укреплению православной церкви; рассказывать о положении греко-католической церкви; объяснять понятия и термины «епархиальный собор», «митрополичья консистория», «Катехизис».

1. Каким было положение православной церкви в XVI в.? 2. В чем суть Берестейской церковной унии 1596 г.? Назовите ее результаты и последствия.

1. Влияние Берестейской унии на церковную жизнь в Украине.

Берестейская уния послужила причиной раскола между сторонниками православной и греко-католической церквей в украинском обществе. Вскоре после заключения унии 15 декабря 1596 г. король Сигизмунд III издал универсал с требованием ко всему православному духовенству и верующим признать унию. Пользуясь правом патроната, он раздавал епископские кафедры тем, кто признал унию, фактически ликвидировав православную иерархию. На местах у православных силой отбирали церкви и монастыри и передавали греко-католикам, что вызвало сопротивление православных. Так, когда в 1599 г. король назначил греко-католического митрополита Ипатия Потия архимандритом Киево-Печерской лавры, мещане и казаки не пустили его в монастырь. В 1609 г. киевляне с оружием напали на Выдубицкий монастырь, где скрывался наместник греко-католического митрополита Антоний Грекович. При поддержке власти он намеревался захватить Софийский собор и Киево-Печерскую лавру. Однако в 1618 г. казаки утопили Грековича в Днепре. Действия мещан поддерживал киевский воевода князь К.-В. Острожский. В результате борьбы православной шляхты на сейме Речи Посполитой Сигизмунд III официально признал Киево-Печерскую лавру за православными.

Киевская митрополия фактически раскололась на признанную польской властью греко-католическую («объединенную») и нелегальную, не признанную властью и патронами-католиками православную («необъединенную») церкви. В этих условиях православная церковь в Украине выстояла благодаря поддержке верующих. На защиту православия поднялись братства. Братчики составляли коллективные протесты о противоправных действиях греко-католиков и их протекторов на сеймики и Бальный сейм Речи Посполитой, вели процессы, касающиеся церковного имущества, и предоставляли все материалы сеймовым послам. Основанием для действий и выступлений в защиту православия представителей других слоев была сложившаяся традиция гарантировать королями Речи Посполитой права на свободу совести в пределах своего государства.

Георгиевский собор Выдубицкого монастыря. Современный вид

В мае 1599 г. по инициативе Виленского братства был заключен союз между православными и протестантами для совместной защиты свободы вероисповедания.

Активно отстаивала свои права украинская православная шляхта и на сеймах Речи Посполитой. Это был единственно возможный законный путь к восстановлению православной церкви. В 1601 и 1603 гг. православные послы вместе с протестантами сорвали работу сеймов. После участия украинской шляхты в вооруженном выступлении против короля (1606—1607 гг.) сейм принял решение разрешить православным отправлять богослужения и подтвердил права и привилегии церковных православных братств. В 1609 г. сейм признал существование в Речи Посполитой как грекокатолического, так и православного духовенства. За притеснение кого-либо из них следовало наказание на государственном уровне. Важное значение имело принятое в 1618 г. решение сейма о том, что никого нельзя насильно принуждать менять веру.

Однако достижения в сеймовой борьбе отличались от становления православной церкви на местах. Православных по-прежнему притесняли. Монастыри и церкви передавали греко-католикам, ограничивали в правах православную шляхту, не допускали к участию в работе магистратов православных мещан.

2. Восстановление иерархии православной церкви.

В начале 20-х гг. XVII в. важную роль в защите православной церкви в Украине сыграли казаки. Гетман реестрового казачества П. Конашевич-Сагайдачный со всем Войском Запорожским вступил в Киевское братство. Он поддержал идею, зародившуюся в православных кругах, о восстановлении православной иерархии без согласия власти Речи Посполитой. Для этого было решено воспользоваться приездом в Киев в 1620 г. иерусалимского патриарха Феофана. Его охрану обеспечивал П. Конашевич-Сагайдачный.

И. Борецкий

По просьбе православных мещан, казаков и шляхты патриарх Феофан высвятил киевским митрополитом Иова Борецкого, а также луцкого, владимирского, холмского, перемышльского, полоцкого и турово-пинского епископов. Таким образом, была восстановлена православная иерархия.

Власть Речи Посполитой отказалась признать этих православных иерархов под предлогом нарушения королевского права патроната. Началась длительная борьба, в которой важная роль отводилась казачеству. Лишь в 1632 г. новоизбранный король Речи Посполитой Владислав IV согласился официально признать иерархов православной церкви. Это решение вошло в составленные в 1632 г. «Статьи для успокоения народа русского». Согласно принятым «Статьям...», восстанавливалось право избрания православного митрополита «по давним правам и обычаям — дворянством, духовенством и обывателями греческой веры, которые не находились в унии». Также православные получили право выбирать себе четырех епископов — львовского, перемышльского, луцкого и Мстиславского.

3. Деятельность митрополита П. Могилы по укреплению православной церкви.

После 1632 г., когда Владислав IV согласился узаконить православную церковь, привилегию на Киевскую митрополию он дал архимандриту Киево-Печерского монастыря Петру Могиле.

Став митрополитом киевским и галицким, П. Могила направил свою деятельность на реформирование церкви. Прежде всего он упорядочил церковную жизнь. Отныне ни один епископ не мог занять кафедру без согласия митрополита. По распоряжению П. Могилы была проведена тщательная проверка по соблюдению церковных канонов во время назначения всех рядовых священников и выдачи им новых свидетельств с подробным перечнем обязанностей.

Для контроля за состоянием церковной жизни и поведением духовенства в приходы монастырей и епископов направляли специальных «митрополичьих наместников» и «визитаторов». Вводились специальные экзамены на знание пастырских обязанностей для священников. Для решения текущих проблем в епархиях ежегодно созывались съезды священников — епархиальные соборы. Для искоренения обычая разрешения тяжб среди духовенства светскими судами П. Могила основал митрополичью консисторию — церковный судебный орган.

П. Могила

Петр Могила (1596—1647) происходил из молдавского княжеского рода. Образование получил во Львовской братской школе и нескольких западноевропейских университетах. Сначала служил в польском войске, участвовал в Хотинской войне 1621 г., а в 1625 г. принял монашество. С 1627 г. — архимандрит Киево-Печерской лавры, а с 1632 г. — митрополит киевский и Галицкий. Много усилий приложил для легализации православной церкви, добился возвращения захваченных униатами монастырей и церквей (Софийского собора и Выдубицкого монастыря в Киеве и других). Его усилиями и на его средства были впервые основательно отреставрированы Софийский собор и многие здания Киево-Печерской лавры. П. Могила способствовал созданию Киевского коллегиума (1632 г.), открытию Славяно-греко-латинской академии в Яссах в 1640 г. Он сыграл важную роль в обновлении православного богословия и укреплении православной церкви в Украине.

Митрополит упорядочил отношения с церковными братствами, заставив их считаться с его полномочиями. П. Могила добился ослабления негативного влияния права патроната на церковную жизнь. Были четко определены права и обязанности патронов, закреплены приходы за влиятельными патронами из православной шляхты или братствами. Митрополит оставлял за собой право отказывать в посвящении на церковные должности предложенных патронами недостойных людей.

П. Могила и его единомышленники подготовили новый православный Катехизис («Православное исповедание веры»), в котором были изложены основы христианского вероучения. Катехизис был утвержден на Киевском церковном соборе в 1640 г. Митрополит написал большое полемическое произведение «Литое, или Камень» (1644 г.) и богослужебную книгу «Требник» (1646 г.), определив в ней основные положения и обряды православной церкви.

4. Положение греко-католической церкви.

Становление греко-католической церкви проходило довольно успешно благодаря поддержке власти Речи Посполитой и Папы Римского. Однако нередко этот процесс сопровождался притеснениями и насилием над православными. В то же время обещанных мест в сейме Речи Посполитой греко-католические епископы так и не получили.

Митрополит И. Потий

Митрополит Ипатий Потий (1599—1613 гг.) активно привлекал в греко-католическую церковь украинскую шляхту. Так, в 1603 г. благодаря его настойчивости греко-католиками стали представители 50 родов Волынской шляхты. В 1605 г. И. Потий получил от короля Сигизмунда III право верховенства над всеми церквями «греческого и русского обрядов» на территории Речи Посполитой. Он основал первую греко-католическую семинарию в Вильно и школу в Берестье.

Реформу греко-католической церкви осуществил митрополит Иосиф-Вельямин Рутский (1613—1637 гг.). Для улучшения уровня образования греко-католического духовенства он добился от Папы Римского разрешения обучаться в западноевропейских католических семинариях. Стремясь помешать полонизации и окатоличиванию украинцев и белорусов, И.-В. Рутский 1615 г. с разрешения Рима уравнял статус греко-католических и иезуитских школ. В 1617 г. по образцу католического монашества митрополит реорганизовал грекокатолическое монашество, объединив его в Василианский орден. По его настоянию монахи-василиане почти при каждом своем монастыре создавали школы.

После восстановления православной церкви в 1621 г. митрополит И.-В. Рутский начал переговоры с ее владыками о примирении «Руси с Русью» и создании в Речи Посполитой для объединенных православной и греко-католической церквей отдельного Киевского патриархата, подчиненного Риму. Однако против этого решительно выступили православная шляхта и запорожское казачество. Католическое духовенство было недовольно тем, что в результате реформ Рутского оно теряет доходы, так как митрополит переманивал верующих к себе.

В 30-х гг. XVII в., после того как король Владислав IV легализовал деятельность православной церкви, греко-католическая церковь получила семь епархий. В этот период положение греко-католической церкви усложнилось. Власть Речи Посполитой, убедившись в невозможности объединить всех украинцев и белорусов в одну греко-католическую церковь, была вынуждена пойти на диалог с православной церковью, которая сохраняла свое влияние и значение.

Выводы. В результате Берестейской унии православная церковь оказалась в сложном положении. Выстоять она смогла лишь благодаря поддержке широких слоев населения Украины.

• Восстановление иерархии православной церкви произошло прежде всего благодаря поддержке казачества, которое становилось защитником стремлений украинского народа.

• Реформы митрополита П. Могилы способствовали укреплению церковного управления, дисциплины и нравственности духовенства.

• Греко-католическая церковь в начале XVII в. переживала свое становление, чему способствовали церковные реформы митрополита И.-В. Рутского.

Вопросы и задания

1. Назовите основные достижения сеймовой борьбы православной шляхты за свои права. 2. Когда была восстановлена иерархия православной церкви? 3. Кто стал первым митрополитом восстановленной православной церкви? 4. Когда власть Речи Посполитой легализовала деятельность православной церкви? 5. Что такое митрополичья консистория? 6. Какие меры по упорядочению жизни греко-католической церкви осуществил митрополит И.-В. Рутский?

7. Охарактеризуйте изменения в церковной жизни Украины, произошедшие в результате Берестейской унии. 8. Как была восстановлена православная церковная иерархия в Украине? 9. Какие меры по укреплению православной церкви осуществил П. Могила? 10. Охарактеризуйте положение грекокатолической церкви в первой половине XVII в.

11. Составьте в тетради развернутый план на тему «Положение православной и греко-католической церквей в Украине в первой половине XVII в.».

12. По мнению историка Л. Семаки, «Петр Могила относится к тем личностям, чьи имена символизируют обновление народа и приобретают общенациональное значение». Выскажите свою точку зрения в отношении данной характеристики, используя материал параграфа.