Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Гисем - Новая программа

РАЗДЕЛ II. ЕВРОПА И АМЕРИКА В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ И НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (1815—1870 гг.)

§ 6. Начало становления индустриального общества

1. Что такое промышленная революция? Каковы ее две составляющие? 2. Что такое консерватизм? 3. Кто такие либералы и к чему они призывали? 4. Каких взглядов придерживались сторонники радикализма? 5 Как сторонники национализма определяли роль наций в истории?

1. Промышленная революция в странах Западной Европы и ее последствия. Начало становления индустриального общества Как вы уже знаете, промышленная революция (переворот) — это система экономических и социально-политических изменений, предполагающая переход от мануфактурного производства, основанного на ручном труде, к крупной машинной индустрии. Ее начало было положено изобретением и использованием машин, а завершение ознаменовало производство машин машинами, то есть развитие машинного производства, основанного на широком применении машинной техники.

Промышленная революция началась в последнюю треть XVIII в. в Англии и завершилась в 60—80-х гг. XIX в., охватив страны Европы, США и Японию. В результате было сформировано аграрно-промышленное хозяйство, созданы экономические предпосылки для становления индустриального общества. Его основные признаки:

предприниматели заняли важное место в общественной жизни;

сформировался новый общественный слой — наемные рабочие (пролетариат);

появилось специальное производственно-промышленное обучение;

возникали первые кризисы перепроизводства;

произошла урбанизация;

началось смещение доли занятых в пользу промышленности (доля занятых в промышленности — свыше 50%);

происходила смена ценностей: важными для человека стали предприимчивость, способность воспринимать новшества.

Пролетариат — общественный слой наемных рабочих (пролетариев), лишенных средств к существованию и потому вынужденных продавать свою рабочую силу собственникам средств производства.

Промышленная революция стала поворотным моментом в истории, она повлияла почти на все стороны повседневной жизни.

2. Развитие консерватизма. Человечество стремилось осмыслить новую действительность. Отражением этих попыток стало формирование основных идеологических концепций — консерватизма, либерализма, национализма, социализма.

В это время в странах Запада значительное распространение получили идеи консерватизма. Его сторонники отдавали предпочтение тому, что уже прошло испытание временем, осторожно относились к реформам, категорически отвергали любые радикальные, революционные методы преобразования общества и государства. Признавая природу человека несовершенной, консерваторы были убеждены, что в обществе должны действовать силы, способные ее ограничивать. Наличие частной собственности и неравенство между людьми консерваторы считали естественными. Очень важной для них была стабильность.

Консерваторы с сочувствием относились к проблемам бедных и обездоленных. Улучшение их жизни они связывали лишь с церковной и общественной благотворительностью — лечением, обучением и организацией жилья для них за счет добровольных пожертвований богатых людей. Благотворительность в Европе стала восприниматься как своего рода общественный долг знати.

Сторонником консерватизма был английский историк Томас Карлейль (1795—1881), автор труда «История Французской революции». Он считал «старый порядок» более справедливым, чем отношения, существовавшие в то время между европейскими предпринимателями и наемными рабочими. Швейцарский экономист и историк Жан Шарль Сисмонди (1773—1842) в духе консерватизма осуждал промышленную революцию. Использование машин, по его мнению, ухудшило отношение предпринимателей к наемным рабочим, увеличило число безработных и масштабы использования детского труда.

Концепция — система взглядов, понимания определенных явлений, процессов.

Идеология — система политических, правовых, этических, художественных, философских, религиозных взглядов.

3. Развитие либерализма. Либералы были последовательными противниками абсолютизма и права монархов по своему усмотрению распоряжаться имуществом и жизнью подданных. Отрицая сословные привилегии, либералы выступали за равенство всех граждан перед законом. За наемными рабочими либералы признавали право вести диалог на равных с владельцами предприятий об условиях труда и создавать собственные организации (профессиональные союзы). Они считали необходимым постепенно увеличивать число избирателей и усиливать роль парламента в государственной жизни.

Английский мыслитель Иеремия Бентам (1748—1832), один из известнейших сторонников либерализма, считал, что общество — это совокупность отдельных людей с их собственными интересами. Достичь его процветания можно лишь при условии обеспечения прав личности и неприкосновенности частной собственности. И. Бентам утверждал, что для развития свободного предпринимательства не должно существовать никаких препятствий. Видя в политическом устройстве Великобритании немало пережитков прошлого, И. Бентам предлагал реформировать парламент на основе расширения избирательного права.

Мыслитель И. Бентам по сей день участвует в заседаниях правления Университетского колледжа Лондона в виде так называемой «автоиконы» и официально считается как «присутствующий, но не участвующий в голосовании». «Основатель самой счастливой системы моральных принципов и законов» (так называл себя сам И. Бентам) завещал сохранить свое тело для потомков. Его останки одели в костюм, усадили в любимое кресло философа, а на лице закрепили посмертную восковую маску.

Алексис де Токвиль

Представитель французского либерализма Бенджамен Констан (1767—1830) считал истинно свободным лишь то общество, где признается приоритет прав отдельной личности. Защищая свободное предпринимательство, Б. Констан утверждал, что государство не должно его ограничивать. Политическим идеалом мыслителя была конституционная монархия. По его мнению, только королевская власть, которая должна стать четвертой ветвью власти, может быть защитницей прав предпринимателей.

Идеи классического европейского либерализма выражал французский государственный деятель Алексис де Токвиль (1805—1859), автор известной книги «Демократия в Америке». В ней он проанализировал взаимосвязи между свободой и равенством, политической властью и обществом. Так, А. Токвиль в духе либерализма выступал против усиления власти государства, поскольку она всегда сопровождается административной централизацией, бюрократизацией и этим ограничивает права личности. Он не принимал идею установления социального равенства, подчеркивая, что может существовать лишь «равенство в рабстве». С этим также было связано отрицание А. Токвилем всеобщего избирательного права, поскольку оно приведет к переходу власти в руки черни, которая будет стремиться установить всеобщее равенство.

4. Национализм. По мнению некоторых исследователей, XIX век в истории Европы можно назвать периодом национализма, ставшего одной из наиболее влиятельных и жизнеспособных идеологий человечества.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Его распространение в Европе связывают с Великой французской революцией конца XVIII в., провозгласившей нации объединением свободных граждан и источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи стали популярны на континенте.

Дальнейшее развитие идей национализма связывают с деятельностью немецких мыслителей. Так, Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814) после поражения Пруссии в войне с Наполеоном в своих «Речах к немецкой нации» призывал немцев к объединению и национальному возрождению, что позволит им достичь культурного первенства в Европе. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) поддерживал идею создания национальных государств в Европе. Он считал, что это наиболее удачная форма объединения граждан для реализации идеалов свободы, безопасности, счастья и воплощения божественной идеи.

Среди исследователей нет единого мнения о том, кого считать теоретиками европейского национализма этой эпохи. В XIX в. национализм стал универсальным явлением в истории Европы.

Утопия — название вымышленного острова из одноименного произведения английского мыслителя Т. Мора, где якобы был создан идеальный общественный строй. Термин «утопия» используется по отношению к научно не обоснованным проектам создания идеального общества.

Социализм — учение, идеалом и целью которого является реализация принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Утопический социализм — учение об идеальном обществе, основанном на общности имущества, обязательном труде и справедливом распределении его результатов.

5. Утопический социализм. В Европе того времени было немало сторонников осуществления радикальных перемен и формирования нового общества. Именно среди европейских радикалов и распространились идеи социализма. Хотя термин «социализм» впервые ввел во второй половине XIX в. французский мыслитель Пьер Леру (1797—1871), представления о социально справедливом устройстве восходят к древним мифам о «золотом веке» человечества, получают развитие в разных религиях, а затем в идеях утопического социализма. В период развертывания промышленной революции в европейских странах утопический социализм становился отражением неприятия ее негативных проявлений: социальной незащищенности и беспощадной эксплуатации наемных рабочих, жесткой конкуренции и т. д. Этим и другим явлениям социалисты-утописты противопоставляли свое видение идеального общества.

Английский утопист Роберт Оуэн (1771—1858) пришел к выводу, что главным источником социальных проблем является рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции и частной собственности на средства производства. Он выдвинул идею создания общества, в котором рабочие будут объединены в самоуправляющиеся организации, а частная собственность исчезнет. Для того чтобы получить необходимое, между ними будет существовать прямой обмен, минуя рынок. Постепенно такие организации охватят всю планету, и наступит «земной рай, в котором неизменно будут господствовать согласие и счастье».

Французский утопист Анри Сен-Симон (1760—1825) предложил идею создания «новой промышленной системы», при которой будет обеспечено процветание всех граждан. По его мнению, в новом обществе необходимо ввести всеобщий обязательный труд, плановую организацию производства, принцип получения должностей по способностям. Частная собственность при этом сохраняется. Долг государства — управлять экономикой и устранять социальные разногласия исключительно мирным путем.

Французский утопист Шарль Фурье (1772—1827) считал необходимым ликвидировать частную собственность. Он разработал проект нового «общества гармонии», где смогут развиться способности человека. Сформироваться новое общество должно было благодаря пропаганде социалистических идей.

Шарль Фурье

Из труда Ш. Фурье «Теория всемирного единства»

До тех пор, пока великие и малые мира всего будут преисполнены взаимной ненависти, всякая свобода будет лишь яблоком новых раздоров. Единственное средство вызвать искреннее взаимное тяготение различных классовых групп — заинтересовать их достижением одной общей цели, иными словами, ассоциировать их в производстве. Фермер или арендатор, получающий свою долю пропорционально урожаю, будет прилагать усилия, чтобы урожай этот, принадлежащий хозяину, был обильным, поскольку если хозяин получит мало, то и фермер получит соответственно меньшую долю. Таким образом, секрет единства интересов — в ассоциации. Все классы общества, ассоциированные и объединенные общностью интересов, забудут взаимную ненависть...

1. В чем мыслитель видел путь к общественной гармонии? 2. Как вы относитесь к взглядам Ш. Фурье? Почему?

Французский утопист Пьер Жозеф Прудон (1809—1865) был сторонником мирной перестройки общества путем реформы системы кредитования. Он предлагал создать «Народный банк», который будет выдавать бесплатные кредиты для организации обмена продуктами труда. В таких условиях, считал мыслитель, государство как источник социальной несправедливости станет ненужным. Мелкую частную собственность он рассматривал как необходимое звено производства, а крупную собственность объявил кражей. П. Ж. Прудона считают основателем европейского анархизма.

6. Возникновение марксизма. Дальнейшее развитие социалистических идей связано с немецкими мыслителями Карлом Марксом (1818—1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895). Они разработали учение, которое получило название марксизм. По их мнению, свобода в обществе, где господствуют капиталистические отношения, принимает форму свободы угнетения трудящегося человека. Государство становится орудием господства капиталистов, потому его необходимо уничтожить. Социального равенства невозможно достичь, пока существует частная собственность.

Подвергнув критике идеи социалистов-утопистов, К. Маркс заявил, что социализм — не выдумка мыслителей, а реальный общественный строй, который установится после капитализма. Он будет основываться на общественной собственности, а угнетение человека человеком и деление на классы должны исчезнуть после ликвидации частной собственности.

Вместо государства, защищавшего интересы капиталистов, возникнет государство диктатуры пролетариата, которое воплотит в жизнь эти преобразования. Социализм, по мнению К. Маркса, установится после победы мировой социалистической революции, осуществленной пролетариатом. Именно поэтому необходимо организовать классовую борьбу пролетариата, который бы осознал свою роль в общественном развитии. Социализм К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали не как конечную цель общественного развития, а лишь как переходный этап к коммунизму.

Анархизм — общественно-политическое течение, отрицавшее необходимость государственной власти, выступавшее за полное самоуправление общин, трудовых коллективов.

Марксизм — философское, социальное и политическое учение, разработанное немецкими мыслителями К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Коммунизм (от латин. — общий) — в теории: общественно-экономический и политический строй с коллективной собственностью как на средства производства, так и на предметы потребления, с бесклассовым и безгосударственным устройством.

Класс — большая группа людей (часть общества), связанных определенными отношениями в процессе производства и схожих по уровню благосостояния.

Манифест — призыв, декларация партии или общественной организации, содержащий ее программу и принципы деятельности.

В 1847 г. К. Маркс и Ф. Энгельс создали в Лондоне «Союз коммунистов» — первую в истории международную коммунистическую организацию. Ее программой стал «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.), в котором говорилось, что вся предшествующая история человечества — это результат борьбы классов, и именно пролетариат призван создать бесклассовое общество с общественной собственностью на средства производства. В «Манифесте» раскрывалась связь между социализмом и коммунизмом и определялся путь достижения последнего. Однако заметной реакции после появления документа не последовало, и после поражения революций 1848—1849 гг. в Европе К. Маркс пришел к выводу, что осуществить поставленные в «Манифесте» задачи в ближайшем будущем не представляется возможным.

Выводы

Одним из важных последствий промышленной революции стало создание предпосылок для формирования индустриального общества как нового этапа общественного прогресса человечества.

Консерваторы, предлагая пути решения проблем, вызванных становлением в странах Запада индустриального общества, считали необходимым сохранить стабильность и верность традициям. Либералы же были сторонниками перемен, придерживаясь точки зрения, что будущее должно быть лучше настоящего, равно как настоящее лучше прошлого.

Немало последователей нашел национализм, распространение которого способствовало созданию национальных государств на Западе.

Результатом непривлекательной действительности начального этапа становления индустриального общества в странах Запада стало развитие социалистической идеи от утопического социализма к марксизму.

Вопросы и задания

1. Когда завершилась промышленная революция? 2. Назовите имена представителей консервативной мысли того времени. 3. Кого считают выразителем идей классического европейского либерализма? 4. Кто из теоретиков либерализма считал, что в обществе может существовать лишь «равенство в рабстве»? 5. Назовите имя автора «Речей к немецкой нации». 6. Что такое утопический социализм?

7. Какие признаки индустриального общества, на ваш взгляд, можно считать определяющими? Почему? 8. Каких взглядов на общественное развитие придерживались консерваторы? 9. Теоретик французского либерализма Б. Констан писал: «Под свободой я понимаю торжество личности над властью». Как предлагали реализовать данный принцип представители либерализма в то время? 10. Определите особенности возникновения и развития идей национализма. 11. Как вы считаете, почему в первой половине XIX в. возродились утопические теории? Как это связано с развитием промышленной революции? 12. В чем суть идеологии марксизма?

13. Подготовьте проект-исследование. В течение недели по материалам средств массовой информации подберите примеры, раскрывающие роль рассмотренных в параграфе общественно-политических течений в жизни современного западного общества. На основе собранного материала сделайте вывод, какие из них преобладают в настоящее время.

14. Немецкий марксист, член «Союза коммунистов» Вильгельм Вейтлинг считал целесообразным для разрушения старого общества и уничтожения «эксплуататоров» использовать криминалитет — бандитов, воров, бродяг и других лиц. Нравственная сторона такой цены захвата власти его не интересовала. Каково ваше отношение к подобным проектам смены власти в обществе?