Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Гисем - Новая программа

Обобщение к курсу

Основные идеи, достижения, вызовы «долгого» XIX века

Понятие «долгого» XIX века ввел английский историк Эрик Хобсбаум (1917—2012). Он начинается событиями Великой французской революции (1789 г.) и завершается началом Первой мировой войны (1914 г.). Это именно тот период, который вы изучали в 9 классе.

За это время в мире произошли заметные сдвиги. Так, в результате промышленной революции в Европе, США и Японии произошел переход от аграрного общества к индустриальному. Большая часть населения стала жить в городах. Изменилась и социальная структура общества. Кроме промышленников и наемных рабочих, активно формировался средний класс. В мире окончательно утвердилась рыночная экономика.

Вместе с тем в обществе распространялись новые ценности — свободы и равенства. Началось становление демократии. Либерализм стал господствующим течением в общественной мысли. Преобразование научной картины мира, быстрая смена художественных стилей в литературе и искусстве сделали культурную жизнь особенно яркой и насыщенной. В целом изменилось место культуры в общественной жизни. Культура стала массовой и с каждым годом находила все больше почитателей. В свою очередь, распространялись творческие профессии. Представители культуры получили возможность влиять на общественную мысль, выражая свои взгляды в стремительно развивавшихся средствах массовой информации.

Промышленная революция обеспечила странам Запада экономическое и прежде всего военное преимущество перед другими цивилизациями и народами. Это вызвало масштабную экспансию западноевропейской цивилизации, колонизацию мира и его передел. К концу XIX в. фактически завершилось становление единой мировой цивилизации, в центре которой был Запад, а другие регионы мира находились в разной степени зависимости от него.

Однако Новое время породило и новые проблемы, которые в полной мере дали о себе знать в XX в. Наиболее остро стоял рабочий вопрос. Низкий уровень жизни и шаткое социальное положение формировали у рабочих ощущение неравноправия в трудовых отношениях с работодателем. В течение второй половины XIX в. сложились две точки зрения на решение данной проблемы. Революционные социалисты (марксисты) считали, что главная причина кроется в частной собственности. По их мнению, ее ликвидация и перестройка общественных отношений на основе общественной собственности должны были привести к счастью и гармонии. Вместе с тем либеральные социалисты (реформисты) выступали за проведение социальных реформ и установление справедливых условий труда. Такие преобразования не предусматривали коренной смены политического порядка, но укрепляли роль государства в экономической и общественной жизни. Эти два пути вылились в эксперимент с построением коммунизма на просторах бывшей Российской империи, стран Восточной Европы и Азии; в то же время на Западе утверждалась модель государства «всеобщего благоденствия».

Острым оставался и национальный вопрос, активизировавший масштабные национальные движения и появление на руинах империй национальных государств. Однако их границы не всегда совпадали с границами расселения народов, что породило проблему национальных меньшинств. К тому же идеи национализма противоречили главному принципу либерализма — свободе.

В XIX в. произошел новый поворот в международных отношениях. Великая французская революция и наполеоновские войны уничтожили систему баланса сил. Определяющим становился принцип «кто сильнее, тот и прав». Чтобы противостоять друг другу, страны развернули гонку вооружений и стали искать союзников. В результате возникли военно-политические объединения — Тройственный союз и Антанта. Разногласия между ними переросли в Первую мировую войну.

Промышленная революция привела к решительным изменениям в военном деле. Отныне величие государств зависело не от могущества армии, а от мощности экономики. Уже первые военные конфликты с применением новых видов оружия показали, что война принимает более разрушительный характер.

Колониальная экспансия Запада происходила в военной, политической и экономической формах. Однако навязывание чужих ценностей вызывало сопротивление. Попытки стран Азии и Африки заимствовать у европейцев отдельные элементы для модернизации своего общества, чтобы противостоять завоевателям, не имели успеха. Единственной азиатской страной, которая смогла применить европейский и американский опыт, была Япония. Благодаря реформам она вошла в группу великих держав и присоединилась к колониальной экспансии. Мощные народные выступления, защищавшие традиционные ценности (восстания сипаев, тайпинов, ихэтуаней), без особых сложностей были подавлены, что объяснялось преимуществом Европы в военной сфере. В результате в конце XIX — начале XX в. в странах Азии и Африки возникли национальные движения, которые стремились перенять идеи модернизации, при этом не разрушая национальные ценности.

Таким образом, «долгий» XIX век стал периодом невиданных прежде изменений в истории, временем утверждения ценностей, без которых невозможно представить современный мир, — свободы, демократии, рыночной экономики. Вместе с тем в XX в. перешли не только новые возможности, но и новые проблемы: рабочий вопрос, подъем национализма и национально-освободительных движений, рост милитаризма и международной напряженности.