Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Гисем - Новая программа

РАЗДЕЛ I. ЕВРОПА И АМЕРИКА в конце XVIII — начале XIX в.

§ 2. Начало Великой французской революции конца XVIII в.

1. Охарактеризуйте социально-политическое развитие Франции в XVIII в. 2. Что такое Просвещение? 3 Каковы были взгляды просветителей на общество и государство?

1. Франция в конце XVIII в. К началу 80-х гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной с 25-миллионным населением, где 22 млн человек составляли крестьяне, 130 тыс. — духовенство, 140 тыс. — дворянство. В сельском хозяйстве сохранялись давние традиционные отношения. Большинство крестьян были лично свободными, но обрабатываемая ими земля принадлежала сеньорам. За нее крестьяне выполняли многочисленные денежные и натуральные повинности. В промышленности было распространено мануфактурное производство. Промышленная революция во Франции еще не произошла, машины на предприятиях почти не использовали. Активно развивалась торговля. Благодаря большому флоту Франция получала значительные доходы от торговли с колониями в Африке и Новом Свете. Развитию внутренней торговли препятствовали таможенные границы внутри страны, отсутствие единой системы мер и весов.

В 70-х гг. XVIII в. экономическое положение страны ухудшилось. Войны в Европе, в которых участвовала Франция, полностью опустошили казну. Многие крестьяне стали нищими. Время от времени вспыхивали «хлебные бунты» (нападения на хлебные лавки и захват телег с хлебом), выступления против налогового бремени.

Сословия французского общества

Первое сословие

Второе сословие

Третье сословие

Привилегированные

Непривилегированные

Духовенство

Дворянство

Крестьяне

Ремесленники

Наемные рабочие

Буржуа

Не платили налогов.

Были наделены политическими правами

Платили налоги.

Были лишены политических прав

Население Франции по-прежнему сохраняло сословное деление. Первые два сословия — духовенство и дворянство — были привилегированными, не платили налогов, имели право владеть землей и участвовать в управлении государством. Вместе они составляли около 4 % населения, но им принадлежала треть всех земель. К третьему, непривилегированному сословию относились все остальные слои населения — крестьяне, ремесленники, наемные рабочие, буржуа. Они платили все налоги и были лишены политических прав. Однако существующее деление на сословия не отвечало реальному положению дел в обществе. В состав духовенства входило как высшее духовенство, владевшее обширными землями, так и низшее духовенство, которое приближалось к третьему сословию.

Существовали различия и в положении зажиточного придворного дворянства и простого служащего (служилого) дворянства. Из третьего сословия вышла буржуазия — банкиры, судовладельцы, предприниматели, купцы, юристы и т. д. Однако они не могли влиять на дела в государстве.

По политическому устройству Франция оставалась абсолютной монархией. Существующее государственное и общественное устройство страны называли «старым порядком», в основе которого был абсолютизм с сословными привилегиями духовенства и дворянства. В период правления короля Людовика XVI (1774—1792 гг.) ситуация во Франции требовала решительных действий центральной власти. Новый генеральный контролер (министр) финансов Жак Тюрго предложил королю прогрессивную программу реформ, предусматривавшую привлечение духовенства и дворянства к уплате налогов, ликвидацию всех феодальных прав сеньоров в отношении крестьян, внутренних таможен, ремесленных цехов и т. д. Однако под давлением сторонников «старого порядка» реформы провалились, а сам министр ушел в отставку.

2. Французское Просвещение. Французские просветители нещадно критиковали «старый порядок». Благодаря им население стало осознавать необходимость осуществления изменений в стране. Вольтер (псевдоним мыслителя Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778) выступал против абсолютизма, однако считал власть просвещенного монарха полезной для страны. Наиболее справедливым общественным строем, по его мнению, был тот, который бы обеспечивал для всех три основных идеала — свободу, равенство в правах и уважение к частной собственности. Католическую церковь Вольтер решительно осуждал, но считал, что религию необходимо сохранить для того, чтобы держать народ в повиновении.

Решительным противником абсолютизма был Шарль-Луи Монтескьё (1689—1755). Лучшим государственным устройством он считал конституционную монархию с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную. Государство, по его мнению, должно было обеспечить свободу слова, печати, собраний, веротерпимость, равенство всех перед законом и неприкосновенность частной собственности. Мыслитель настаивал на необходимости отделения церкви от государства.

Дени Дидро (1713—1784) был сторонником ограниченной монархии и также осуждал абсолютизм. Он выступал за устранение имущественного неравенства, веротерпимость, неприкосновенность частной собственности и экономическую свободу. Д. Дидро признавал существование Бога, но подвергал критике религию и церковь, настаивая на создании новой « естественной религии ».

В отличие от других просветителей, Жан Жак Руссо (1712—1778) вовсе отвергал возможность сохранения монархии и выступал за создание демократической республики мелких собственников. Он считал, что все люди должны иметь равные права, а размер частной собственности следует ограничить. Ж. Ж. Руссо отрицал католическую церковь, однако признавал необходимость религии как основы человеческой личности.

3. Начало революции. В конце 80-х гг. XVIII в. Францию охватил глубокий кризис. Росли цены, увеличивалась безработица, а неурожай 1788 г. вызвал в стране голод. На созванном в 1787 г. Людовиком XVI собрании нотаблей было принято решение ввести в стране общий земельный налог со всех сословий. Однако парижский парламент отказался утвердить такое решение и предложил королю обратиться к Генеральным штатам (высшее сословно-представительное совещательное собрание во Франции), которые не созывались с 1614 г. 5 мая 1789 г. Людовик XVI открыл заседание Генеральных штатов и приказал депутатам утвердить новые налоги. Однако депутаты третьего сословия выступили против традиции голосовать по сословиям («одно сословие — один голос») и настаивали на равном и всеобщем голосовании всех депутатов. Их поддержали некоторые представители привилегированных слоев.

Состав Генеральных штатов (5 мая — 17 июня 1789 г.)

17 июня 1789 г. Генеральные штаты провозгласили себя Национальным собранием, представлявшим интересы всех французов. 20 июня 1789 г. депутаты Национального собрания собрались в зале для игры в мяч и заявили, что не разойдутся до тех пор, пока не подготовят конституцию страны. Это событие считается началом Великой французской революции конца XVIII в.

9 июля 1789 г. Национальное собрание провозгласило себя Учредительным, подчеркнув тем самым свое намерение заложить основы нового государственного порядка во Франции. Тем временем в Париже стали распространяться слухи, что Учредительное собрание будет разогнано, город окружен войсками, а пушки королевской крепости-тюрьмы Бастилии направлены на городские кварталы. На улицах начались стихийные митинги. 14 июля 1789 г. вооруженная толпа парижан захватила и разрушила Бастилию, считавшуюся символом абсолютизма.

Революция — коренные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания мира.

Когда герцог де Лианкур, главный хранитель гардероба короля, доложил Людовику XVI о взятии парижанами Бастилии, тот воскликнул: «Это что, бунт?». «Нет, сир,— это революция!» — ответил ему герцог.

Людовик XVI решил пойти на уступки восставшим, приказал отвести войска от Парижа и признал Учредительное собрание. Король посетил Париж, где появился в шляпе с трехцветной кокардой в новых национальных цветах: красный и синий были цветами Парижа, а белый — цветом Бурбонов. В течение последующих недель революционная волна из Парижа быстро добралась до провинций. Там выборные органы местного самоуправления отстранили от власти королевских чиновников и взяли управление на себя. Для поддержания порядка формировались отряды городской милиции, которую впоследствии превратили в Национальную гвардию.

Периодизация Великой французской революции конца XVIII в.

Дата

Период

20 июня 1789 — 10 августа 1792 г.

Начало революции

10 августа 1792 — 2 июня 1793 г.

Свержение монархии и установление республики

2 июня 1793 — 27 июля 1794 г.

Якобинская диктатура

27 июля 1794 — 9 ноября 1799

г. Термидорианский режим

4. Законодательная деятельность Учредительного собрания. В 1789—1791 гг. Учредительное собрание осуществило важные шаги по изменению системы организации государственной власти во Франции. Под давлением крестьянских выступлений, охвативших провинции, 4—11 августа 1789 г. были приняты декреты об отмене многих феодальных повинностей. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина». В основу документа были положены идеи французских просветителей о неотъемлемых естественных правах человека.

Открытие Генеральных штатов 5 мая 1789 1839. Художник Огюст Кудер

Взятие Бастилии (14 июля 1789 г.). 1789. Художник Жан-Пьер Уэль

Используя материал параграфа и иллюстрации, расскажите об изображенных событиях.

Из «Декларации прав человека и гражданина»

Представители французского народа... приняли решение изложить в торжественной декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека...

I. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах...

II. Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

III. Источником суверенной власти является нация...

IV. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому...

VI. Закон есть выражение общей воли. Он должен быть единым для всех.

VII. Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, чем в случаях, предусмотренных законом...

IX. ...Каждый считается невиновным, пока его вина не установлена...

X. Никто не должен быть притесняем за свои взгляды...

XVII. Так как собственность есть право незыблемое и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости...

1. Кто, согласно документу, считался источником верховной власти? 2. Какие неотъемлемые естественные права человека провозглашались в документе? 3. Можно ли считать, что «Декларация...» закладывала во Франции основы правового государства? Почему?

5. Обострение ситуации в стране. Экономическое положение во Франции оставалось тяжелым. В ночь с 20 на 21 июня 1791 г. Людовик XVI предпринял неудачную попытку бежать за границу, но был задержан и возвращен в Париж. Город охватили антимонархические выступления.

Довольно сложной была ситуация у северо-восточной границы страны, где были сосредоточены верные королю войска и дворяне, бежавшие из Парижа. В конце августа 1791 г. Австрия и Пруссия заявили о совместных действиях в борьбе против революционной Франции.

3 сентября 1791 г. Учредительное собрание приняло первую в истории Франции Конституцию, согласно которой страна стала конституционной монархией. 1 октября 1791 г. начало работу новое Законодательное собрание, в котором приняли участие существующие политические объединения.

В общественно-политической жизни Франции в то время важную роль играли политические клубы. С 1789 г. в библиотеке монастыря Св. Якоба собирался «Клуб друзей конституции», членов которого называли якобинцами. В Законодательном собрании участники клуба разделились на умеренных республиканцев — жирондистов (по названию департамента Жиронда, где проживало большинство из них) и монтаньяров (буквально — «горцев», поскольку они сидели в верхней части зала) — радикальных республиканцев, сторонников решительных перемен. С 1791 г. в монастыре монашеского ордена фельянов собирались сторонники конституционной монархии, которых называли «Клуб фельянов». В Законодательном собрании фельянов вытеснили на второй план жирондисты и те, кто их поддерживал. С жирондистами связаны важные события этого периода революции.

Состав Законодательного собрания (1 октября 1791 — 20 сентября 1792 г.)

В феврале 1792 г. военный союз Австрии и Пруссии создал первую антифранцузскую коалицию (1792—1797 гг.). В ответ на это 20 апреля 1792 г. Законодательное собрание объявило войну Австрии. Вспыхнули революционные войны Франции с коалициями европейских государств, выступавших против нее. Военные действия начались неудачно для французов. Большинство французских офицеров перешли на сторону врага, австро-прусские войска начали интервенцию на территорию Франции. В сложившихся условиях Законодательное собрание обратилось ко всему населению страны с призывом «Отечество в опасности!», и в революционную армию для защиты Родины вступили тысячи добровольцев.

Интервенция — вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция бывает военной, экономической и дипломатической.

Каждый батальон добровольцев имел свои знамя, гимн и военную форму. Особой популярностью пользовался гимн отряда из Марселя — «Марсельеза», слова и музыку к которому в апреле 1792 г. написал военный инженер Руже де Лиль. Впоследствии «Марсельеза» стала национальным гимном Франции.

Великая французская революция конца XVIII в.

Выводы

Начало Великой французской революции конца XVIII в. было вызвано обострением социальных противоречий в стране, абсолютизмом и поддерживаемым им «старым порядком».

Важными достижениями первого периода революции стали ликвидация феодальных порядков, закрепление прав и свобод в «Декларации прав человека и гражданина», принятие первой Конституции 1791 г., установление во Франции конституционной монархии.

Вопросы и задания

1. Какие слои населения принадлежали к третьему сословию? 2. Что лежало в основе «старого порядка» во Франции? 3. Когда была принята «Декларация прав человека и гражданина»? 4. Какую форму правления закрепляла во Франции Конституция 1791 г.? 5. Какие страны образовали первую антифранцузскую коалицию?

6. Охарактеризуйте положение Франции в конце XVIII в. и определите причины революции. 7. Сравните взгляды французских просветителей на государственный строй, права человека, частную собственность, религию и церковь. 8. Охарактеризуйте основные события периода начала революции. 9. Проанализируйте законодательную деятельность Учредительного собрания.

10. Покажите на карте (с. 19) события, связанные с началом Великой французской революции конца XVIII в., и опишите их. 11. Обсудите с одноклассниками проблемный вопрос «Могла ли Франция избежать революции?». 12. Начните составлять в тетради таблицу «Великая французская революция конца XVIII в.» по плану: 1) период; 2) основные события; 3) итоги.

13. Накануне революции во Франции генеральный комиссар флота Матьё-Луи Моле предупреждал министра финансов Жака Неккера: «Не дожидайтесь, пока Генеральные штаты начнут у вас что-то требовать: нужно поторопиться самим предложить им все, что только может быть предметом стремлений здравомыслящих людей в разумных пределах как власти, так и прав наций». Разделяете ли вы точку зрения М.-Л. Моле? Могло ли это предотвратить начало революции в стране? Обоснуйте свой ответ.