Учебник по Всемирной истории. 9 класс. Гисем - Новая программа

§ 14. Образование независимых государств в Латинской Америке

1. Какие европейские государства имели колониальные владения в Южной Америке в конце XVIII в.? 2. Что такое национально-освободительная борьба? 3 Приведите примеры национально-освободительной борьбы народов Европы.

1. Латинская Америка в конце XVIII — начале XIX в. Латинской Америкой называют страны Южной и Центральной Америки и острова Карибского моря. В результате трехвекового господства европейских колонизаторов на этих территориях распространились испанский, португальский и французский языки, происходящие от древнего латинского языка, с чем и связано название региона.

В конце XVIII в. большая часть территории Латинской Америки принадлежала Испании. Ее колониальные владения были объединены в четыре вице-королевства — Ла-Плата (современные Аргентина, Уругвай, Парагвай, Боливия), Новая Гранада (Колумбия, Панама, Венесуэла, Эквадор), Новая Испания (Мексика и часть Центральной Америки), Перу (Чили и Перу). Испания владела также островами Куба, Пуэрто-Рико и Гаити. Португалии принадлежала Бразилия, занимавшая около половины всей территории Южной Америки.

В эпоху Великих географических открытий португальский мореплаватель Педру Кабрал открыл восточную часть Южной Америки. Долгое время португальцы из основанных здесь колоний вывозили только ценные породы дерева, называвшиеся «пау-бразил». Это название — Бразилия — со временем закрепилось за одной из территорий Латинской Америки.

Бразильские индейцы. Неизвестный художник

Колония Сан-Доминго на острове Гаити состояла из французской (западной) и испанской (восточной) частей, а Гвиана делилась на британские, нидерландские и французские колониальные владения. Во всех колониях европейцев в Латинской Америке власть принадлежала колониальной администрации, назначавшейся из метрополий.

Население Латинской Америки составляли индейцы (коренные жители региона), европейские переселенцы, выходцы из Африки и рожденные от смешанных браков. Испанские колонии насчитывали 16 млн человек: около 7,5 млн — индейцы, 5,3 млн — метисы (рожденные от белых и индейцев), мулаты (рожденные от белых и чернокожих) и самбо (потомки чернокожих и индейцев), 3 млн — креолы (белые, рожденные в колониях). Население португальской Бразилии составляло 3,2 млн человек, среди которых было 1,3 млн негров-рабов. В целом в Латинской Америке в то время насчитывалось около 2 млн негров-рабов.

Решающее значение в положении человека в Латинской Америке имели его происхождение и цвет кожи. Первое место занимали белые, родившиеся в Европе, далее шли креолы, за ними — метисы, мулаты, самбо и индейцы. Ниже всех считали чернокожих, происходивших от негров-рабов, завезенных из Африки. Большинство индейцев находилось в собственности государства. Они платили подушную подать, отрабатывали обязательную трудовую повинность, бесплатно работая на рудниках, строительстве и т. д. Менять место жительства без разрешения колониальной администрации им запрещалось. Латифундисты (крупные землевладельцы) отбирали земли у индейцев, а их самих превращали в батраков. Среди работающего населения было много долговых рабов-пеонов, зависимость которых от кредиторов передавалась по наследству в семье и переходила на следующие поколения. На плантациях сахарного тростника в Бразилии работали негры-рабы. Индейцы, негры, метисы, мулаты и самбо не могли занимать должности в колониальной администрации и органах местного самоуправления.

Зажиточные владельцы плантаций и торговых предприятий составляли основу местной аристократии (креолов). Их недовольство вызывали высокие налоги, возможность вывозить свою продукцию только лишь в метрополии, существование государственных монополий (исключительных прав) на продажу соли, табака и других товаров. Поскольку креолам запрещалось занимать административные должности, они выступали за предоставление колониям самоуправления.

2. Восстание на острове Гаити. Первое в Латинской Америке успешное антиколониальное выступление началось в западной, французской части колонии Сан-Доминго на острове Гаити. Здесь было сосредоточено около 500 тыс. негров-рабов и мулатов, которыми владели 4—5 тыс. семей плантаторов. Тяжелые условия труда на сахарных плантациях часто становились причиной недовольства. Известия о событиях в охваченной революцией Франции всколыхнули колонии.

22 августа 1791 г. на острове произошло восстание, в котором участвовало более 10 тыс. рабов. К ним присоединились «мароны» (беглые чернокожие рабы) и «маленькие белые» (мелкие фермеры, батраки, ремесленники). Возглавил повстанцев бывший раб Франсуа Доминик Туссен (около 1743—1803), которого позднее стали называть Лувертюром (от фр. — открытие) за то, что он открыл всем путь к свободе. Предводитель повстанцев проявил незаурядные способности полководца и политика. Путем проведения молниеносных кампаний ему удалось освободить рабов. После того как Национальный конвент объявил об отмене рабства во французских колониях и признал власть Ф. Туссена, тот добился вывода с Гаити войск британцев и испанцев, взял под свой контроль весь остров и превратил его в управляемую афроамериканцами страну под протекторатом Франции. В 1800 г. Ф. Туссен объявил себя пожизненным генерал-губернатором острова.

В 1801 г. Ф. Туссен обнародовал Конституцию Гаити, подтвердившую отмену рабства и провозгласившую равенство всех граждан перед законом и неприкосновенность частной собственности. Франция лишь формально сохраняла власть над страной. Первый консул Наполеон Бонапарт в 1802 г. решил восстановить контроль Франции над Гаити, однако встретил ожесточенное сопротивление местного населения. Тогда французы предложили Ф. Туссену заключить мирное соглашение, но это была ловушка. Лидера гаитян арестовали, и вскоре он умер во французской тюрьме. Несмотря на гибель своего предводителя, гаитяне продолжили освободительную борьбу. Через два года восстание на Гаити завершилось победой. В 1804 г. здесь было создано первое в Латинской Америке независимое государство — Гаитянская республика.

Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр

3. Предпосылки борьбы латиноамериканцев против испанского господства. Активизации национально-освободительной борьбы в испанских колониях способствовало ослабление экономических связей с метрополией в ходе наполеоновских войн.

Инициаторами национально-освободительной борьбы латиноамериканских колоний выступили креолы. В начале XIX в. креолы стали осознавать себя не европейскими переселенцами, а латиноамериканцами, коренными жителями и хозяевами этой земли.

Толчком к началу борьбы послужили события в Испании, когда в 1808 г. в страну вторглись французские войска, а на испанский престол Наполеон I посадил своего брата Жозефа Бонапарта. Перед жителями испанских колоний в Латинской Америке возникла сложная проблема: поддержать новую власть, подчиняться старому королю или брать власть в свои руки. Отказ Хунты, возглавившей борьбу с французскими завоевателями в Испании, пойти на уступки колонистам и предоставить им самоуправление увеличил число сторонников окончательного разрыва с метрополией.

Бой при Сан-Доминго. 1845. Художник Януарий Суходольский

Какую информацию о сражении можно извлечь из иллюстрации?

4. Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке (1810—1826 гг.). Важную роль в распространении в Латинской Америке представлений о необходимости борьбы против колониальной эксплуатации сыграло движение масонов, начатое венесуэльцем Франциско де Мирандой (1754—1816). Тайные организации масонов (ложи) действовали по всему континенту. Они нелегально издавали и распространяли документы Великой французской революции конца XVIII в., пропагандировали идеи обретения независимости от метрополии и построения собственной государственности по образцу США. Летом 1810 г. в крупнейших центрах испанских колоний (Буэнос-Айресе, Каракасе, Кито, Боготе) вспыхнули восстания, которые свергли господство метрополии. Эти события считают началом Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Поскольку в разных частях континента она имела свои особенности, выделяют три главных региона: Венесуэла и Новая Гранада (современная Колумбия), юг Латинской Америки, Мексика. Сначала центром борьбы стала Венесуэла, где национально-освободительное движение возглавляло созданное креолами «Патриотическое общество». Его организаторы требовали решительных действий от креольской Хунты, к которой перешла власть в Каракасе после свержения власти испанцев. Одним из лидеров молодых венесуэльских патриотов стал Симон Боливар (1783—1830).

Масонство — религиозно-этическое движение, сторонники которого призывали людей к нравственному совершенствованию и объединению их на принципах свободы, равенства и братства.

Симон Боливар

Симон Боливар — выдающийся латиноамериканский военный и государственный деятель, лидер Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке. Под влиянием взглядов европейских просветителей С. Боливар дал себе слово освободить Латинскую Америку от испанского господства. В Венесуэлу он вернулся убежденным республиканцем и начал борьбу с колонизаторами. Неиссякаемая энергия С. Боливара, его преданность отчизне, способность повести за собой широкие массы, талант полководца позволили ему сыграть решающую роль в Войне за независимость. 5

5 июля 1811 г. в Каракасе Национальный конгресс провозгласил создание независимой республики Венесуэла. Ее Конституция определила основные гражданские права, отменила дворянские титулы и феодальные повинности. Однако новая власть не ликвидировала рабство и не оправдала надежд индейцев и метисов. Этим воспользовались испанцы, которые, настроив часть крестьян против хозяев-креолов, склонили их на свою сторону.

Поражения заставили С. Боливара пойти на решительные меры. Он объявил об отмене рабства и наделении крестьян землей в случае победы. Это привлекло в его армию немало добровольцев. В 1816 г. начался новый этап войны, завершившийся в 1821 г. освобождением Венесуэлы и Новой Гранады от испанцев. В том же году было принято решение объединить освобожденные земли в федеративную республику Великая Колумбия. Президентом страны временно избрали С. Боливара. Военные действия с переменным успехом продолжались в течение 1812—1816 гг.

В это же время на юге Латинской Америки шла освободительная война. 9 июля 1816 г. здесь была провозглашена независимость Соединенных провинций Ла-Платы (с 1826 г. — Аргентина). В начале 1817 г. генерал-креол Хосе Франсиско де Сан-Мартин (1778—1850), собрав сильную армию, совершил трудный переход через горные цепи Анд в Чили. Повстанцы разгромили испанские войска. 5 апреля 1818 г. была провозглашена независимость Чили. В 1820—1821 гг. X. Сан-Мартин совершил поход в Перу, где после победы над испанцами 28 июля 1821 г. торжественно провозгласил независимость страны. Однако испанцы не сложили оружия и продолжали удерживать высокогорные районы Верхнего Перу. Только спустя три года благодаря помощи С. Боливара эта часть страны была окончательно освобождена от испанцев. Образованное здесь государство в честь лидера Войны за независимость назвали Боливией (1825 г.). Независимость провозгласили также Парагвай (1811 г.) и Уругвай (1825 г.).

Борьба латиноамериканцев была успешной во многом благодаря тому, что государства Священного союза не смогли прийти на помощь Испании из-за принятой «доктрины Монро» и угрозы Великобритании вмешаться в ситуацию.

В сентябре 1810 г. Война за независимость охватила Мексику. Ее поддержали негры-рабы, индейцы-крестьяне и городская беднота, стремившиеся освободиться от угнетения. Сначала восстание возглавлял сельский священник Мигель Идальго (1753—1811), а после его гибели — священник Хосе Мария Морелос (1765—1815). В 1813 г. повстанцы провозгласили независимость Мексики, но через два года испанцы разгромили их и восстановили свое господство. Политическая нестабильность в метрополии и постоянные репрессии побуждали местную креольскую верхушку вновь начать борьбу. Новое антииспанское восстание возглавил полковник-креол Агустин де Итурбиде (1783—1824). В 1821 г. была провозглашена независимость Мексики, которая через два года стала республикой. В 1823 г. отделившиеся от нее южные регионы образовали отдельное независимое государство — Соединенные провинции Центральной Америки. В январе 1826 г. латиноамериканцам сдался последний испанский гарнизон. Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке завершилась победой сторонников самостоятельного развития. У Испании остались лишь острова Куба и Пуэрто-Рико в Карибском море.

5. Обретение Бразилией независимости. В XVIII в. Бразилия успешно развивалась благодаря открытым там залежам алмазов и золота. Ее население увеличилось в десять раз и сравнялось с метрополией. В период «золотой лихорадки» 1740—1760 гг. сюда ежегодно завозили 50 тыс. негров-рабов. Из бразильских рудников в 1780—1820 гг. было добыто свыше 524 тонн золота. Развитие Бразилии ускорилось с переездом сюда королевского двора в 1808 г. в результате вторжения в Португалию наполеоновских войск. После этого торговая монополия, ограничения и другие элементы колониальной системы фактически были ликвидированы.

В 1815 г. Бразилия получила новый политический статус и превратилась из колонии в равноправную часть Португальского королевства.

После отъезда в 1821 г. в Португалию короля Жуана VI (1816—1826 гг.) правящие круги метрополии попытались вернуть Бразилию в колониальное состояние. В ответ на это в стране стало быстро распространяться движение под лозунгом «Свобода или смерть!». Местная знать, разгромив с помощью отрядов ополчения португальские гарнизоны, создала бразильское правительство и заставила принца-регента Педру издать манифест о независимости страны. 7 сентября 1822 г. под давлением аристократии правительство приняло решение о полном разрыве отношений с Португалией. Этот день считается официальной датой провозглашения независимости страны. Бразилия стала империей во главе с императором Педру I. По форме государственного правления это была конституционная монархия. Однако негры-рабы не успели принять участие в борьбе, и в Бразилии еще на 66 лет треть населения страны оставалась в рабстве.

Свобода или смерть! 1888. Художник Педру Америку

Как вы думаете, что художник хотел сказать своей картиной?

Выводы

В середине 20-х гг. XIX в. Латинская Америка фактически освободилась от колониального господства. Первой страной региона, где с победой национально-освободительного восстания было отменено рабство и установлена республика, стала Гаити.

В результате победоносной Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке возникли новые государства: Мексика, Соединенные провинции Центральной Америки, Великая Колумбия, Перу, Боливия, Чили, Соединенные провинции Ла-Платы, Уругвай и Парагвай. В Бразилии местная аристократия добилась преобразования страны в независимую империю.

Вопросы и задания

1. Когда началось восстание на острове Гаити? 2. Какое независимое государство Латинской Америки было провозглашено в 1804 г.? 3. Когда была провозглашена независимость Соединенных провинций Ла-Платы? 4. Какое из новых независимых государств Латинской Америки было конституционной монархией?

5. Охарактеризуйте положение Латинской Америки в конце XVIII — начале XIX в. 6. Охарактеризуйте ход и последствия восстания на острове Гаити. 7. Раскройте предпосылки борьбы жителей Латинской Америки против испанского господства. 8. Как проходила Война за независимость испанских колоний в Латинской Америке? 9. Как Бразилия обрела независимость?

10. Составьте таблицу «Образование независимых государств в Латинской Америке».

Дата создания

Название государства

   

11. Проследите по карте ход борьбы за независимость в Латинской Америке. 12. Объединитесь в группы и обсудите проблемный вопрос «Влияние европейских событий на ход борьбы за создание независимых государств в Латинской Америке».

13. Почему именно в середине 20-х гг. XIX в. Латинская Америка смогла освободиться от колониального господства? Какие факторы были решающими: внутренние или внешние? Обоснуйте свою точку зрения. 14. С помощью дополнительных источников информации составьте исторический портрет С. Боливара.

Обобщение знаний по разделам I, II

1. Составьте перечень важнейших событий, происходивших в Европе и Америке в 1789—1870 гг. Обоснуйте свой выбор.

2. Назовите имена выдающихся исторических деятелей этого периода. В чем вы видите их вклад в историю?

3. Объясните значение понятий и терминов: индустриальное общество, гражданское равноправие, парламентская демократия, революция, нация, интервенция, террор, диктатура, термидорианцы, консульство, империя, гражданские права, «Кодекс Наполеона», наполеоновские войны, «сто дней», Священный союз, промышленная революция (переворот), урбанизация, миграция, консерватизм, либерализм, национализм, радикализм, социализм, идеология, реставрация, чартистское движение, тред-юнионы, карбонарии, западники, славянофилы, «Весна народов», Крымская война, гражданская война, «Реконструкция» Юга.

4. Выполните задания по исторической карте:

1) проследите, как изменялись границы стран Европы в конце XVIII — начале XIX в.; определите, в результате каких событий это происходило;

2) укажите, какие территориальные изменения произошли в Европе согласно решениям Венского конгресса; 3) покажите места революционных и национально-освободительных движений в Европе в 1815—1847 гг.; 4) покажите новые государства, образовавшиеся в Европе в 1815—1847 гг.; 5) покажите страны, охваченные национально-освободительной борьбой в период «Весны народов»; 6) покажите границы Германской империи и Итальянского королевства в 70-х гг. XIX в.; 7) покажите места основных событий Гражданской войны 1861—1865 гг. в США; 8) покажите независимые государства, образовавшиеся в Латинской Америке в 1810—1826 гг.

5. Определите место Великой французской революции конца XVIII в. в истории Франции и всемирной истории.

6. Сравните политическое и социально-экономическое развитие стран Европы и Америки в первой половине XIX в.

Определите особенности объединения Германии, объединения Италии и «Реконструкции» Юга в США. Какое место эти события занимают в истории этих стран?

Обсудите в небольших группах и представьте классу выводы по следующим вопросам:

1) влияние Великой французской революции и политики Наполеона на развитие европейских стран; 2) главные отличия между основными идеологическими концепциями того времени и ваше отношение к ним; 3) особенности политического и социально-экономического развития стран Европы и Америки в первой половине XIX в.; 4) характерные особенности процесса становления принципов парламентской демократии Нового времени в указанный период; 5) роль социальных, политических и национальных факторов в «Весне народов»; 6) черты сходства и отличия в борьбе за объединение Германии и Италии; 7) уроки Гражданской войны 1861—1865 гг. в США.