Учебник по Истории Украины 8 класс Гисем '(Ранок) 2016' - Новая программа

§ 7. Зарождение культуры барокко. Становление новой европейской науки

1. С помощью каких средств искусство отображает действительность?

2. С чем связан переход от одного стиля в культуре к другому? 3. Какие черты были присущи развитию науки в Средневековье?

1. Особенности искусства барокко. В конце XVI в. в некоторых странах Европы культура эпохи Возрождения стала уступать место новому стилю — барокко. Он зародился в папском Риме и был связан с распространением идей Контрреформации. Его зрелищность и яркие художественные средства, в противовес скромности протестантских церквей, должны были подчеркивать грандиозность и великолепие католической церкви.

Барокко (от итал. barocco — причудливый, странный) — эпоха в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке и литературе стран Европы, колониальной Центральной и Южной Америки конца XVI — середины XVIII в.

Искусство эпохи барокко изменилось по своему наполнению. Его представители главное внимание уделяли чувствам и переживаниям человека, объединяли реальное и воображаемое. Чувственный характер этого искусства, в котором художник игнорирует размеры и норму, изображает контрасты, создающие иллюзию реальности, производит большое впечатление на зрителя. Важно то, что на протяжении XVII в., который называют «эпохой барокко», произошла настоящая научная революция, положившая конец средневековому видению мира.

Самыми известными мастерами живописи эпохи барокко считаются голландец Рембрандт ван Рейн, фламандец Питер Пауль Рубенс, испанец Диего Веласкес. Благодаря творчеству писателя Мигеля Сервантеса эпоха барокко стала «золотым веком» испанской литературы.

2. Рембрандт ван Рейн. В 30-е гг. XVII в. Рембрандт ван Рейн (1606—1669) был самым популярным художником Голландии. Известность ему принесла картина «Урок анатомии доктора Тульпа» — групповой портрет доктора Тульпа с учениками. Рембрандт впервые, создавая групповой портрет, решил отказаться от традиционной композиции, где все персонажи позируют художнику. На его картине ученики окружили стол в анатомическом театре, на котором лежит тело человека, и слушают объяснение доктора Тульпа. Художник сумел показать реакцию на происходящее каждого из учеников. Некоторые из них, как будто встревоженные появлением зрителей, смотрят им просто в глаза. Картина имела огромный успех.

Урок анатомии доктора Тульпа. 1632. Художник Рембрандт ван Рейн

Ночной дозор. 1642. Художник Рембрандт ван Рейн

Какие особенности творчества художника отображают его картины?

Рембрандт создал множество картин, каждый раз все настойчивее стараясь отойти от принятых норм, удивляя современников непривычностью творческой манеры.

Венцом жизни и творчества гениального художника стала картина «Возвращение блудного сына» — библейский сюжет о повесе, который, потеряв все в жизни, возвратился в отцовский дом.

Возвращение блудного сына. 1632. Художник Рембрандт ван Рейн

Встреча Марии Медичи и Генриха IV Наваррского в Лионе. 1625. Художник Питер Пауль Рубенс

3. Питер Пауль Рубенс. Центральной фигурой фламандского искусства XVII в. был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). Общей чертой, объединявшей фламандское и голландское искусство, была любовь к жизни во всех ее проявлениях. Однако если на картинах голландских мастеров преобладали бытовые сцены, портреты бюргеров и мещан, то фламандские художники должны были рисовать то, что устраивало католическую церковь и дворян.

В творчестве Рубенса эти особенности проявились наиболее ярко. Будучи придворным художником испанского наместника во Фландрии, он постоянно был перегружен заказами от дворян, церкви, но находил время выполнять дипломатические поручения. Мастер написал сотни картин, прославляя в ярких красках силу, мужество, красоту человеческих чувств и поступков.

Рубенс создал много картин на исторические темы. Одна из известных серий — «Жизнь Марии Медичи» — состоит из 21 произведения, где автор изобразил и реальных исторических лиц, и мифологических персонажей, воссоздал действительность той исторической эпохи. Творчество Рубенса оказало огромное влияние на становление фламандской школы живописи, а его работы известны во всем мире.

Возвращение Дианы с охоты. 1615. Художник Питер Пауль Рубенс

Определите по произведениям П. П. Рубенса (с. 36, 51, 52) особенности его творческого стиля.

4. Диего Веласкес. Современники называли испанского мастера Диего Веласкеса (1599—1660) «живописцем правды». С 1623 г. до конца жизни он был придворным художником испанского короля Филиппа IV. Ведущее место в его творчестве занимали портреты. Испанская аристократия не требовала, чтобы ее приукрашивали, — она гордилась своим происхождением, а не преходящей красотой. Веласкес писал портреты членов королевской семьи, испанских дворян и их жен. При этом он никогда не отказывался от правдивого изображения, рисуя человека таким, каким он был. Папа Иннокентий Х, увидев, каким его изобразил Веласкес, промолвил: «Слишком похож».

Пряхи (Миф об Арахне). 1658. Художник Диего Веласкес

Портрет Папы Иннокентия Х. 1650. Художник Диего Веласкес

Почему Веласкеса называли «живописцем правды»? Выскажите свое мнение.

В конце жизни художник создал картину «Пряхи», где показал красоту простых женщин-работниц, которые соткали ковер, а рядом с ними — придворных дам, рассматривающих готовую работу. Это было последнее большое полотно Веласкеса. Он посвятил свою жизнь служению истине кистью художника.

Мигель де Сервантес Сааведра

Первое издание «Дон Кихота». 1605 г.

5. Гуманизм Сервантеса. Творчество Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547—1616) считают вершиной испанской литературы XVII в. Главным в творчестве писателя является роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Главный герой романа, дворянин Алонсо Кихано, вообразивший себя странствующим рыцарем, мечтал возродить давно минувшие рыцарские времена. Он один не понимал невозможность этого и, как последний рыцарь Печального Образа, представлял собой комичную фигуру. Дон Кихот старался своими силами изменить существующие порядки, защитить вдов и сирот, наказать виновников их страданий. На самом же деле он только создавал беспорядок. Однако мотивы его поступков — человечны и благородны.

Герой Сервантеса — настоящий гуманист. «Пусть слезы бедняка, — говорил Дон Кихот, — вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача». В этих словах — отголосок мыслей, которые были слишком смелыми, даже опасными в Испании XVII в. В романе Дон Кихота сопровождает его верный товарищ — крестьянин Санчо Панса. Он часто бывает неуклюжим, смешным, но в то же время является носителем народного юмора, характера и мудрости.

6. Развитие медицины и математики. Развитие научных знаний в XVI—XVII вв. сыграло важную роль в становлении нового общества в европейских странах. Период XVII в. стал временем решающих шагов в познании человека и законов Вселенной, заложивших основы нового естествознания.

Издание по анатомии «Микрокосмография: описание человеческого тела». 1631

Иллюстрации из книги Андреаса Везалия «О строении человеческого тела». 1543

Значительные успехи были достигнуты в развитии анатомии. Начали проводить систематические анатомические вскрытия, позволившие создать новые теории о природе человеческого организма и изобрести новые методы лечения болезней. Итальянский медик Андреас Везалий (1514—1564) издал в 1543 г. фундаментальный труд «О строении человеческого тела». Несмотря на преследования духовной и светской властей, Везалий делал вскрытия умерших людей, изучая внутреннее строение человека. Его имя навсегда осталось в истории медицины как человека, разрушившего многовековые предрассудки о строении человеческого тела и положившего начало современной анатомии.

Испанский ученый Мигель Сервет (1511—1553) открыл и описал систему кровообращения человека. За смелость научных взглядов и независимость мышления он был казнен как еретик.

Существование кровообращения человека было подтверждено анатомическими исследованиями Везалия, а английский врач и анатом Уильям Гарвей (1578—1657) завершил изучение этой темы, создав теорию кровообращения человека. Со временем Гарвей начал изучать, как зарождается человеческая жизнь. Суть своих опытов он подытожил в выражении: «Все живое — из яйца». Медицинские светила Европы того времени не восприняли его открытий, но он не сдавался. Современники поняли и признали заслуги ученого лишь на исходе его жизни.

Ученый-любитель Антони ван Левенгук (1632—1723) изобрел микроскоп, позволивший ему совершить много важных открытий. Самым плодотворным оказался 1674 г., когда он первым исследовал и доказал существование микробов. В капле воды Левенгук открыл целый новый мир.

С конца XVI в. развивались почти все области математики. Приняла современный вид алгебра. Французский математик Франсуа Виет (1540—1603) ввел буквенные обозначения и заложил фундамент общей теории уравнений, благодаря чему он считается основателем новой алгебры. Еще один французский математик и философ Рене Декарт (1596—1650) установил взаимосвязь между теорией уравнений и геометрией и открыл новую дисциплину — аналитическую геометрию. Основы своей теории он изложил в труде «Рассуждение о методе». Новые методы расчета бесконечно малых величин предложил профессор Болонского университета Бонавентура Кавальери (1598—1647) в труде «Геометрия неделимых». В разработке этого метода значительную роль сыграли также Иоганн Кеплер и Рене Декарт. Последний ввел в научный обиход понятие переменной величины.

Рене Декарт. Около 1649. Художник Франц Халс

Астрономия (от греч. «звезда» и «закон») — наука о строении и развитии космических тел и всей Вселенной.

7. Развитие астрономии. Бурное развитие мореплавания в Новое время способствовало становлению научной астрономии. Именно в астрономии были сделаны открытия, разрушившие старую систему взглядов на строение Вселенной. Согласно этой системе, опиравшейся на взгляды Аристотеля и Птолемея, в центре мира находилась неподвижная Земля, вокруг которой вращались Луна, Солнце и звезды.

Ошибочность старой теории доказал польский ученый Николай Коперник (1473—1543). В результате исследований он пришел к выводу, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, а также вокруг собственной оси, и создал гелиоцентрическую систему (с Солнцем в центре). Свои взгляды он изложил в известном труде «Об обращении небесных сфер». Коперник создавал его в течение 40 лет, но, понимая, какую реакцию он вызовет, не спешил его публиковать. Книга вышла в свет незадолго до смерти ученого и сопровождалась осторожным предисловием издателя, в котором он представлял изложенную в книге теорию как интересную гипотезу. Труд «Об обращении небесных сфер» был осужден католической церковью и с 1616 вплоть до 1822 г. упоминался в «Индексе запрещенных книг».

Николай Коперник

Галилео Галилей

Следующий шаг в исследовании Вселенной осуществил итальянец Джордано Бруно (1548—1600). В отличие от Коперника, который центром Вселенной считал Солнце, Бруно обосновал идею бесконечности Мироздания, где существует множество миров с множеством солнц. За распространение этих взглядов он был арестован, провел восемь лет в тюрьме, но так и не отрекся от своих убеждений. По приговору суда инквизиции он был обвинен в ереси и сожжен на костре. Все труды Дж. Бруно были внесены в «Индекс запрещенных книг», где они находились до последнего издания в 1948 г.

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564—1642) создал телескоп с увеличением в 32 раза и начал с его помощью регулярные исследования. Он убедился в бесконечности звездного пространства, открыл горы на Луне, пятна на Солнце и спутники вокруг Юпитера. Все это подтверждало правильность теорий Н. Коперника и Дж. Бруно. В 1632 г. он издал труд «Диалог о двух главнейших системах мира — Птолемеевой и Коперниковой», где привел неопровержимые доводы правильности теории Коперника. За эту книгу церковь устроила суд инквизиции над 70-летним астрономом. После пяти месяцев унижений и допросов Галилей отрекся от своих взглядов. Согласно легенде, после этого он воскликнул: «И все-таки она вертится!»

До конца своих дней Г. Галилей находился под надзором инквизиции, ему запретили писать и издавать свои труды. В последние годы жизни он достиг значительных успехов в физике — открыл законы современной механики. Лишь в 80—90-х гг. XX в. католическая церковь признала, что осуждение ученых было ошибочным, и согласилась с их взглядами на строение Вселенной.

Геоцентрическая система Птолемея

Гелиоцентрическая система Коперника

Как представленные карты Вселенной отображают различия геоцентрической и гелиоцентрической систем ее строения?

Выдержка из приговора кардиналов в отношении Галилея

Ты, Галилей, был обвинен на этом суде в том, что считаешь истинным и распространяешь в народе лжеучение, по которому Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется вокруг оси суточным вращением; в том, что ты имел многочисленных учеников, которым излагал это учение... За сочинение в виде письма к одному твоему бывшему ученику, где ты, следуя бредням Коперника, развил некоторые положения, противоречащие здравому смыслу и Священному Писанию. Поэтому, желая защитить людей от вреда и соблазна, исходящих из твоего поведения и угрожающих чистоте веры... ученые-богословы постановили:

1. Положение, что Солнце — центр Вселенной и является недвижимым, есть мысль бессмысленная, философски неправильная и крайне еретичная, так как она противоречит Священному Писанию.

2. Положение, что Земля — не центр Вселенной и не является неподвижной, противоречит духу веры.

За что церковь осудила Галилея? Какие доказательства она приводила?

Выводы

Эпоха барокко обогатила европейское искусство многими произведениями, объединившими великолепие, изобретательность и выразительные художественные эффекты.

В результате научных открытий XVI—VII вв. были заложены основы нового естествознания, создана научная теория строения Вселенной и проложен путь к познанию еще не открытых законов природы.

Вопросы и задания

1. Что такое барокко? 2. Как назывался групповой портрет офицеров амстердамской стрелецкой роты, нарисованный Рембрандтом? 3. Какой живописец создал серию картин «Жизнь Марии Медичи»? 4. Назовите главное произведение М. Сервантеса. 5. Чем прославился А. Везалий? 6. Кто создал гелиоцентрическую теорию строения Вселенной?

7. Чем искусство барокко отличалось от искусства Возрождения? 8. Что нового внесли в развитие живописи художники эпохи барокко? 9. Охарактеризуйте жизнь и творчество М. Сервантеса. 10. Определите, как открытия в медицине и математике, сделанные в XVI—XVII вв., повлияли на развитие человечества. 11. Каковы основные достижения астрономии этого периода?

12. Составьте в тетради таблицу «Научные открытия XVI—XVII вв.».

Ученый

Содержание открытия

Значение открытия

     

13. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о творчестве одного из живописцев эпохи барокко. 14. Используя дополнительную литературу, познакомьтесь с биографиями Н. Коперника, Дж. Бруно и Г. Галилея. На примерах из жизни и деятельности великих астрономов выскажите собственное мнение о том, в чем проявлялось личное мужество человека в то время.