Учебник по Истории Украины 8 класс Гисем '(Ранок) 2016' - Новая программа

§ 28. Индия и Персия в XVI—XVIII вв.

1. Кто из европейцев открыл морской путь в Индию вокруг Африки? 2. Какие религии были наиболее распространы в Индии в Средние века? 3. Что такое варны и касты?

Государство Великих Моголов. В начале XVI в. Индийский султанат, созданный в XIII в., распался на множество враждующих между собой княжеств. Стремление верховного правителя — делийского султана — подчинить непокорных князей сопровождалось жестокими войнами. Больше всего этим отличился султан Ибрахим Лоди. Вассалы объединились против него и призвали на помощь Захираддина Мухаммада Бабура (1494—1530 гг.) — правителя Кабула.

Бабур

Бабур, являвшийся потомком Чингисхана и Тимура, правил Ферганой. После неудач в междоусобных войнах и скитаний в конце XV в. ему удалось захватить афганистан, а Кабул превратить в свою резиденцию. Великий полководец и грозный воин, он был и талантливым литератором. Общеизвестными стали его мемуары «Бабур-наме», где он описал не только свои походы и завоевания, но и флору и фауну Индии.

Могучее войско Бабура, вооруженное артиллерией, в битве при Панипате (1526 г.) разгромило войска делийского султана. 1526 год считают датой основания государства Великих Моголов, просуществовавшего 200 лет. Бабур пришел в Индию из Моголистана (государство, существовавшее в XIV—XV вв. после распада Монгольской империи на части современных Казахстана и Кыргызстана), поэтому его и всех тех, кто был с ним, называли моголами.

Бабур правил недолго. В 1530 г. он умер, а его преемником стал сын Хумаюн, которому долгих 25 лет пришлось отстаивать право на государство, созданное отцом. После смерти Хумаюна престол унаследовал его 13-летний сын Джалалуддин Акбар (1556—1605 гг.).

В течение 1568—1592 гг. Акбар завоевал долины рек Инда и Ганга. Будучи мудрым правителем, он понимал, что для поддержания спокойствия в государстве необходимо добиться расположения всех подданных, поэтому он отменил налог для немусульман (джизью). В 1575 г. по его приказу был построен молитвенный дом для религиозных дискуссий. Там христиане, буддисты, индуисты, иудеи вели беседы в присутствии Акбара. Такая религиозная терпимость вызвала недовольство мусульманского духовенства, которое в 1580 г. подняло восстание. Подавив его, Акбар провозгласил новую религию — «дин-и-илахи» («божественная вера»).

Акбар на «Павлиньем троне», украшенном драгоценностями

Акбар Великий был одним из величайших императоров Индии. При его правлении империя Великих Моголов достигла наибольшего могущества. В 1561 г., когда Акбару исполнилось 18 лет, он приступил к завоеванию Индостана. Земли тех племен, которые оказывали сопротивление, он безжалостно разорял, а тем, кто подчинялся, позволял сохранять местное самоуправление при условии уплаты ежегодной дани. Такими действиями Акбар создал огромную империю. Одним из важнейших его достижений считается административная реформа, в результате которой была создана устойчивая централизованная система управления. Акбар способствовал развитию науки и культуры, хотя сам до конца жизни оставался неграмотным.

Во времена правления сына Акбара Джахангира (1605—1658 гг.) империя жила в спокойствии и мире. Развивались культура, искусство, архитектура, наука.

После смерти Джахангира началась борьба за власть между его четырьмя сыновьями. Победителем из нее вышел Аурангзеб (1658—1707 гг.) — сильный, волевой, жестокий и коварный правитель. Как правоверный мусульманин, он ликвидировал религиозную терпимость, а в 1679 г. восстановил джизью. Во времена правления Аурангзеба так и не наступило спокойствие. Империя начала распадаться. В 1674 г. было провозглашено государство Маратхов, а после смерти императора образовались три государства, которые вели между собой непримиримую борьбу. Эта междоусобица подготовила почву для завоевания Индии английскими колонизаторами.

2. Устройство государства Великих Моголов и его развитие. Моголы, завоевав Индию, не стали нарушать ее традиционного жизненного уклада, а влились в правящую элиту, объединившись с ней благодаря веротерпимости. Как только согласие между завоевателями и завоеванными было нарушено, государство Великих Моголов погибло.

Опорой власти верховного правителя (шаха) были землепользователи, которые за службу получали земли вместе с сельскими общинами в условное владение. Каждый землепользователь должен был снаряжать конный отряд воинов, собирать налоги. Если он нарушал договор с шахом, то его земля передавалась другому. Поэтому землепользователь не заботился о развитии своего хозяйства.

Бабур и его охота на носорога

Развитие ремесла в империи Великих Моголов было обусловлено тем, что от шахов и землепользователей поступали большие заказы ремесленникам, причем товар требовался высокого качества и художественной ценности. Поэтому индийские ремесленники, в отличие от европейских, работали на заказ и производили не товары для массового потребителя, а произведения искусства для взыскательного покупателя.

Процветала торговля с другими странами. Во-первых, ислам приветствовал развитие торговли, во-вторых, существовал большой спрос на индийские товары. Торговля в Индии была довольно развита, здесь уже существовали разветвленная банковская система и векселя. Однако ремесло и торговля, обслуживавшие преимущественно потребности шаха и богатой верхушки, с упадком государства Великих Моголов также пришли в упадок.

3. Европейцы в Индии. В начале XVI в. в Индии появились европейцы. Первыми сюда прибыли португальцы. Они захватили несколько портов на западном побережье. Португальскими владениями в Индии управлял вице-король, расширявший сферы господства, захватывая владения местных феодалов. Вместе с португальскими гарнизонами и купцами в Индию проникали монахи-миссионеры.

С XVII в. европейская экспансия усилилась. Англичане и голландцы основали в 1600 и 1602 гг. Ост-Индские торговые компании и постепенно вытесняли португальцев. Торговые базы голландцев располагались на Коромандельском берегу, в Бенгалии, Бихаре, Гуфлате. Однако постоянные междоусобные войны, а особенно конкуренция с англичанами привели к ослаблению позиций голландских купцов в Индии. В 1639 г. англичане закрепились в городе Мадрасе, а потом — в Бомбее. Одновременно французы захватили город Пондишери. Соперничество английских и французских колонизаторов продолжалось десятки лет. Окончательно вытеснить французов из Индии англичане смогли лишь в 60-х гг. XVIII в.

Таким образом, огромная страна с многомиллионным населением из-за раздробленности и междоусобиц утратила независимость, превратившись в XIX в. в колонию Англии.

Мавзолей Тадж-Махал в Агре. Современный вид

4. Развитие культуры. Индийская культура во времена правления Великих Моголов достигла высокого уровня развития. Этому способствовала проводимая политика поддержки деятелей искусства. Выдающимся писателем Индии времен Акбара стал Абу-л-Фазл. Он создал многотомную историю правления Акбара, ставшую источником знаний о событиях в Индии того времени. Одним из шедевров могол ьской культуры было искусство миниатюр, со временем ставшее образцом для творчества Рембрандта.

Два персидских мастера — Мир Сид Али и Абду-ас-Самад — возглавили императорскую мастерскую живописи («китаб-хана»), основанную Акбаром. Так были созданы живописные миниатюры к мемуарам Бабура и Акбара.

Другим достижением стала обработка полудрагоценных и драгоценных камней. Настоящим произведением искусства считается всемирно известный «Павлиний трон», украшенный драгоценностями.

Во времена Акбара и его преемников в Индии сооружались величественные и монументальные здания: храмы-мечети, дворцы-крепости, усыпальницы. Так, один из огромных дворцов-крепостей Акбара был построен в Дели. Другой дворец-крепость, возведенный вблизи города Агры, стоял почти в пустыне и был похож на город-призрак с домами, парками, прудами и террасами, соединяющимися между собой мощеными дорогами.

Шедевром архитектурного стиля империи Великих Моголов стала мечеть-мавзолей Тадж-Махал в Агре. Она была построена по приказу шаха Шах-Джахана в 1631—1642 гг. в память о его умершей жене. Мечеть построена из белого мрамора, ее украшают белые купола и минареты, которые отражаются в построенном рядом бассейне.

5. Персидское царство. История Персии схожа с историей Османской империи. Это могущественное государство, которое к концу XVII в. фактически прекратило свое развитие. Во главе государства стоял шах, которому подданные платили налог с земли и скота. Однако этот налог было трудно собирать, поскольку треть населения вела кочевой образ жизни. Оседлое население занималось земледелием. Наиболее развитыми были районы, где существовала ирригация. Высокого мастерства достигли персидские ремесленники, объединявшиеся в цеха. В Персии также традиционно была развита торговля.

В 1502—1736 гг. в Персии правила династия Сефевидов.

Свое название династия получила от шейха Сефи ад-Дина, основавшего монашеский орден Сефевийя (умеренные шииты). Это был один из орденов, существовавших среди суннитов и шиитов. Они имели четкую организацию, и были фанатично преданы своему шейху, который считался святым. В XV в. шейхи ордена владели землями в Азербайджане, большинство членов ордена происходили из тюркских кочевых племен.

Первый шах новой династии Исмаил (1502—1524 гг.) и его преемники за короткое время покорили не только Азербайджан и Иран, но и часть Армении, Ирака, Туркменистана и Афганистана. Быстрому распространению власти Сефевидов способствовало то, что они не разрушали традиционные исламские формы правления и сбора налогов (даже сократили налог с урожая и городов до 1/6). Однако власть в государстве больше держалась на авторитете шаха, чем на единстве страны. В 80-е гг. XVI в. народные восстания ослабили власть шаха, чем сразу воспользовались враги: Османская империя захватила Ширван и Азербайджан; узбекские ханы Бухары — часть Хорасана и Герат; Великие Моголы — большую часть территории Афганистана. К внешним проблемам добавился экономический кризис: фактически прекратилось движение по караванным путям, была разрушена оросительная система, ремесленники разорялись.

Выход из затруднительного положения нашел шах Аббас І (1587—1629 гг.), которого со временем назвали Великим. В 1587—1588 гг. он одержал победу над узбекскими ханами Бухары, в 1590 г. — заключил невыгодный мир с турками, но это позволило ему провести внутренние реформы. Целью этих реформ было укрепление централизованной власти. Был сформирован разветвленный аппарат управления, создана регулярная армия, вооруженная ружьями и пушками, проведена финансовая реформа. Шах способствовал развитию ремесла и торговли (торговля шелком стала государственной монополией). Реформы укрепили власть шаха и дали возможность взяться за решение внешнеполитических проблем. В результате трех войн с турками он восстановил власть над утраченными по договору 1590 р. территориями, отвоевал у Великих Моголов Афганистан, с помощью английской Ост-Индской компании вытеснил португальцев из важного транзитного порта Ормуз в устье Персидского залива. Поддерживал дипломатические связи со многими европейскими странами.

Персидская книжная миниатюра XVII в., изображающая средневековую битву

Преемники Аббаса I оказались не такими успешными правителями. В начале XVIII в. страна утратила значительные владения в пользу Турции и России, афганские племена даже захватили столицу Персии. Однако полководец Надир-хан сумел разгромить всех врагов и восстановить Персию в прежних границах. Став шахом, Надир (1736—1747 гг.) продолжил завоевания и присоединил большую часть Закавказья, а среднеазиатские ханы признали свою вассальную зависимость от него. Самым удачным был поход Надир-шаха против Великих Моголов в 1739 г. Захваченная добыча позволила сократить налоги, построить крупные военные предприятия, восстановить систему ирригации, развить торговлю. При его правлении в Иране господствовала веротерпимость.

Однако с годами Надир-шах стал подозрительным, мелочным, снова увеличил налоги. Впоследствии в результате заговора шах был убит. После его смерти Иран распался на пять враждующих ханств. В 1758 г. Кар-хан объединил страну, однако шахом себя не провозглашал. Во внешней политике он взял курс на ограничение отношений со странами Европы, не желая повторить судьбу Индии. После его смерти снова начались междоусобицы, завершившиеся установлением в 1796 г. новой Каджарской династии.

Исфахан. XVIII в.

6. Культура Персии. Культура Персии XVI—XVIII вв. развивалась в рамках исламской культуры, сохраняя персидские традиции. Наглядным проявлением развития культуры тех времен была столица Аббаса I Исфахан, в котором проживало 600 тыс. человек. В городе насчитывалось 162 мечети, 49 медресе — высших религиозных школ, 273 общественные бани, центральный крытый рынок и множество караван-сараев и лавок торговцев.

Через весь город проходил проспект Чарбаг (сад) шириной 58 м и длиной 5 км.

Город был застроен величественными дворцовыми ансамблями.

Особенно выделялась площадь Накши-Джахан («образ Вселенной») длиной 500 м с двумя мечетями и дворцом Али-Капу.

Не менее изысканными были мосты через реку Заендеруд. Эти строения сохранились и относятся к лучшим мировым архитектурным достижениям.

Особенно славилась Персия произведениями своих ремесленников: персидские ткани, ковры, оружие и посуда являются образцами художественного вкуса. Все эти произведения шли на продажу, особенно они ценились в Европе. Иранские мастера даже научились подделывать китайский фарфор.

Высокого уровня развития достигло изобразительное искусство. Величественные сооружения украшали мозаика, плитка, фрески, резьба. Иранские миниатюры XV—XVII вв. считаются одними из лучших образцов мировой художественной классики.

Одним из выдающихся произведений миниатюр стала всемирно известная поэма «Шахнаме Тахмаспа». Она была переписана под руководством Кемаледдина Бехзада лучшими каллиграфами и украшена 250 миниатюрами для сына Исмаил-хана Тахмаспа. С XVII в. миниатюры выделились в самостоятельный жанр искусства, не связанный с литературным произведением. Именно миниатюры считают наивысшим достижением культуры Сефевидского Ирана.

Важными очагами культуры были города Герат, Тебриз и Исфахан. В них работали центры по переписыванию рукописных книг. В 1641 г. в Исфахане армянин Якоб Ян открыл первую типографию. Продолжала развиваться литература. На персидском языке традиционно создавалась поэзия. Произведения, написанные персидскими мастерами, были посвящены правлению шаха.

Выводы

Индия была одной из богатейших стран Азии. В XVI в. она подверглась очередному нашествию завоевателей — моголов, создавших империю Великих Моголов. Империя просуществовала до начала XVIII в.

Распад империи Великих Моголов совпал с процессом активного проникновения англичан, постепенно превращавших Индию в свою самую большую и богатую колонию.

Культура Индии эпохи Великих Моголов соединила в себе элементы и традиции индийской, персидской, среднеазиатской, арабской культур и оставила потомкам памятники неповторимой красоты.

Главным соперником османов на Востоке стала Персия, в которой правила династия Сефевидов. Вершины своего могущества Сефевидский Иран достиг во времена Аббаса I. В конце XVII в. Персия прекратила свое развитие и стала быстро приходить в упадок.

Вопросы и задания

1. Когда Бабур завоевал Индию? 2. Назовите причины религиозной реформы Акбара. 3. Перечислите достижения индийской культуры во времена империи Великих Моголов. 4. Как было образовано государство Сефевидов? 5. Какие реформы были проведены Аббасом I? Каким был их результат? 6. Чем прославился Надир-хан? 7. Какие новые архитектурные черты носила построенная столица Сефевидов Исфахан?

8. Почему Бабур сумел довольно легко завладеть Индией? 9. Какие последствия для Индии имело открытие пути к ней европейцами? 10. Какую внутреннюю политику проводил шах Акбар? 11. Что обусловило упадок империи Великих Моголов? 12. Определите основные черты персидской миниатюры.

13. Определите особенности развития ремесла и торговли в Индии. 14. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Достижения индийской и иранской культур в XVI—XVII вв.». 15. Составьте исторический портрет Акбара, Аббаса I (на свой выбор).

16. В чем проявлялось влияние стран Востока на Европу в XVII—XVIII вв.? Каким образом европейцы проникли в страны Востока?