Учебник по Истории Украины 8 класс Гисем '(Ранок) 2016' - Новая программа

Раздел V. Эпоха Просвещения

§ 22. Просвещение и промышленная революция

1. Что такое мануфактура? 2. Какими были основные идеи гуманистов?

3. Какие черты присущи античной архитектуре?

1. Начало эпохи Просвещения. Во второй половине XVII в. просвещенные люди стремились найти разумное, а не религиозное объяснение всех явлений природы и человеческой жизни. Человеческий разум был способен познавать мир и объяснять его устройство. Мировоззрение, согласно которому основным средством познания и критерием истины является разум человека, а не божественное откровение и опыт, называется рационалистическим.

Рационализм дал мощный толчок к получению знаний, хотя в науке XVII в. еще не было узкой специализации (ученые не делились на математиков, физиков, философов и других ученых, а работали одновременно во многих областях). В ней были сформулированы новые принципы научных исследований. Наука стала получать знания из эксперимента и заговорила языком математических формул.

Рост авторитета науки все больше убеждал в могуществе человеческого разума. В XVIII в. вера в разум стала господствующей: просвещенная часть общества считала, что во всем следует прислушиваться только к нему. Разум, считали они, необходимо развивать с помощью умственных упражнений, изучения наук и искусства. Это поможет человеку изменить окружающий мир, сделать его разумным и справедливым.

Просвещением стали называть распространение разума. Большинство образованных просвещенных людей было убеждено, что Просвещение приведет человечество к счастью. Основным умонастроением общества стал оптимизм. Люди верили в то, что история движется к лучшему, развивается от несправедливого устройства общества к справедливому. Человек XVIII в., как никогда раньше, считал себя хозяином собственной судьбы.

Просвещение — широкое идеологическое течение, отражающее антифеодальные, антиабсолютистские настроения образованной части населения во второй половине XVII — XVIII в. Представители этого течения (ученые, философы, писатели) считали целью общества человеческое счастье, путь к которому — переустройство общества по законам разума; были сторонниками теории естественного права.

Исаак Ньютон. 1726. Художник Джон Вандербанк

Вольтер и прусский король Фридрих II

Родиной Просвещения была Англия, где развитие капитализма стимулировало прогресс науки и знаний. Выдающиеся английские ученые-мыслители Исаак Ньютон, Томас Гоббс, Джон Локк вместе с голландцем Бенедиктом (Барухом) Спинозой и немцем Готфридом Лейбницем заложили основы идей Просвещения.

2. Природа человека и естественное право. просвещение и церковь. Эпоха Просвещения утвердила в сознании людей понятие естественного права. Просветители считали, что все люди от природы наделены естественными правами, в частности, правом на жизнь, свободу и равенство. Из этого следовало, что все существующие в обществе различия (между бедными и богатыми, правителями и подданными) были установлены не Богом, а самими людьми. Значит, они должны были изменить то, что сами же и создали.

Намерения изменить государство и общество в эпоху Просвещения рассматривались не как посягательство на мировой порядок, а как законное право человека. По мнению просветителей, чтобы сделать людей счастливыми, прежде всего следует всех обеспечить естественными правами. Надежды на реализацию своих идей просветители возлагали на просвещенных монархов.

К религии и церкви просветители большей частью относились безразлично, а то и враждебно. Они считали, что сотворение мира было или деистическим (Бог создал мир и после этого не вмешивался в историю человечества), или атеистическим (полное отрицание существования Бога). Церковь уже не смогла достойно ответить на критику просветителей.

С падением авторитета церкви ее богатства и привилегии стали объектом посягательств со стороны государства. Европейские правители начали проводить секуляризацию церковной собственности. Открывались светские школы. Папе Римскому даже пришлось распустить Орден иезуитов (со временем его деятельность возобновили). В большинстве стран прекратили работу суды инквизиции.

Секуляризация (от лат. saecularis — светский) — в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача в светское, гражданское ведение, переход церковной собственности в государственную.

Дени Дидро

Жан Д'Аламбер

3. Образование. Энциклопедисты. Эпоха Просвещения дала мощный импульс образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах всеобщее начальное образование. Во Франции в XVIII в. численность неграмотного населения сократилась с 79 до 63 %. Однако новая эпоха добавила к социальному расколу в обществе еще и культурно-образовательный. Образованные люди не всегда могли найти общий язык с остальной частью населения. Просветители считали истинными лишь те знания, которые добыты наукой, собственным разумом, а не те, что основываются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь — проявлением отсталости.

Философ Дени Дидро (1713—1784) считал своей задачей сделать современные знания более доступными для всех. Он задумал составить общую картину накопленных знаний и объединить их в специальный словарь. Издание получило название «Энциклопедия» («Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»), а авторов статей называли энциклопедистами.

Инициаторам издания Д. Дидро и Жану Д'Аламберу (1717—1783) удалось привлечь к работе над «Энциклопедией» всех великих философов и писателей того времени: Вольтера, Монтескьё, Гольбаха, Руссо и других. Первый том этого труда был напечатан в 1751 г., уже в 1759 г. издание «Энциклопедии» было запрещено. Однако она продолжала выходить подпольно. Этот масштабный труд оказал огромное влияние на общество того времени.

4. Общественная жизнь. В эпоху Просвещения появилась новая значимая сила в обществе — общественное мнение. Оно стало существенно влиять на государственную политику, что ограничивало своеволие монарха, и оказалось мощным оружием в руках тех, кто умел им управлять.

Общественное мнение формировалось с помощью слухов и газет. Средой его проявления были светские салоны. XVIII век стал столетием салонов, где беседовали о науке, философии, политике, узнавали новости и т. п. Просветители постоянно посещали салоны, и часть их произведений была написана в форме бесед.

Светский салон XVIII в.

Опираясь на иллюстрацию, составьте рассказ о светском салоне.

Посвящение в масоны в Париже в 1745 г.

Кроме салонов, возникали литературные, философские, научные общества и кружки, призванные влиять на общественное мнение и способствовать распространению идей Просвещения. В обществе, разделенном сословными привилегиями, они объединяли людей независимо от происхождения.

Одним из таких объединений было общество масонов (франкмасонство) — тайное братство, закрытое для непосвященных. Слово maçon в переводе с французского языка означает «каменщик», franc-maçon — «свободный каменщик». Первые масонские ложи (так назывались масонские организации) в XVIII в. основали английские просветители, позаимствовавшие обряды средневекового цеха каменщиков.

Масонство стало модным, даже влиятельным течением. В ложи вступали люди, стремившиеся изменить существующий несправедливый мир. Они проповедовали свободу и братство всех людей, распространяли идеи Просвещения, занимались благотворительной деятельностью.

Кроме салонов с их философско-научными разговорами и масонских лож, в XVIII в. бурно развивается светская культурная жизнь. Раньше театры существовали только при дворах монархов. Театры, открытые для широкой публики, были только в Лондоне и Париже. В XVIII в. они начали открываться даже в небольших городах Европы. Самыми известными были комедии Жана-Батиста Мольера.

В этот период изменилась и роль музыки. Ранее она выполняла роль сопровождения во время богослужений, придворных праздников, спектаклей, а в XVIII в. зазвучала самостоятельно. Клавесин, фортепиано, скрипка, флейта стали концертными инструментами. Композиторы и исполнители оказались в центре внимания светской публики, их приглашали короли и вельможи. Иоганн Себастьян Бах, йозеф Гайдн, Вольфганг-Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен обрели мировую славу как композиторы и исполнители.

Более доступной для широкой публики также стала живопись. Художники организовывали выставки картин, которые потом обсуждались в салонах и прессе. Произведения Никола Пуссена, Жака-Луи Давида пользовались наибольшей популярностью.

5. Барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм. Во второй половине XVIII в. в большинстве европейских стран — Италии, Испании, германских государствах, Польше и других — господствующим художественным стилем оставалось барокко с четко выраженными местными особенностями. Однако во Франции уже утверждался новый стиль — классицизм, ориентированный на античные образцы.

Драматурги писали пьесы на сюжеты из греческой и римской мифологии и истории. Художники изображали на своих полотнах древних богов и героев. Архитекторы обращались к формам античного зодчества. В отличие от мастеров барокко, писатели и художники классицизма в своем творчестве сознательно стремились следовать существующим нормам прекрасного.

Зародившись во Франции, классицизм распространился и на другие страны Европы. Пьесы, написанные в этом стиле, отличались логичным сюжетом и понятным языком. В основе произведения всегда была заложена какая-то идея, которая раскрывалась по ходу пьесы. События в пьесе происходили в одном месте в течение одного дня. Никаких второстепенных сюжетных линий не допускалось.

Дворцово-парковый комплекс Версаль во Франции (классицизм). Общая панорама (слева) и фасад дворца (справа)

Жан-Батист Мольер

Основателем французской классической трагедии был Пьер Корнель (1606—1684). Он писал пьесы и труды по теории искусств. Сюжеты пьес разворачивались на фоне исторических событий. Своими произведениями Корнель стремился доказать необходимость укрепления абсолютной монархии.

Хотя комедия в классицизме считалась низшим жанром, выдающийся комедиограф Жан-Батист Мольер (1622—1673) своими произведениями сумел доказать противоположное. Его комедии остаются популярными до сих пор.

Художник Никола Пуссен (1594—1665) считал, что сюжет художественного произведения должен быть благородным, величественным и возвышенным, а композиция — логичной и простой.

Образцом искусства классицизма стала резиденция французских королей в Версале. Над ее созданием трудились лучшие архитекторы, художники, садовники.

В первой половине XVIII в. распространился новый стиль — рококо (декоративные мотивы в виде раковины). Ярче всего он проявился в декоративно-прикладном искусстве. Мастера рококо создавали изящные вещи, в окружении которых человеку удобно и приятно жить. Для этого стиля характерны богатство декора, необычность и изысканность форм.

Во второй половине ХVIII в. снова вернулось увлечение античными классическими формами. Этот стиль назвали неоклассицизмом, т. е. новым классицизмом. Новое увлечение было вызвано археологическими раскопками древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, погибших от извержения вулкана Везувий.

Четкость застройки римских городов натолкнула архитекторов ХVIII в. на мысль, что города следует строить по простому и разумному плану. Художники-неоклассики считали, что искусство должно воспитывать, облагораживать человека. Они искали героя, готового к подвигу и достойного подражания.

Новый стиль принес с собой и изменения в одежде: пышные женские платья прошлого столетия сменили легкие одежды, похожие на древнегреческие хитоны.

Аркадские пастухи. Около 1640. Художник Никола Пуссен

6. Идеи Просвещения в литературе и философии. Большинство просветителей, особенно французские (Монтескьё, Вольтер, Дидро, Руссо), стремились донести до людей свои мысли посредством литературных произведений. Изучая творчество таких писателей, как Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер Огюстен Бомарше (1732—1799), Фридрих Шиллер (1759—1805), Иоганн Вольфганг Гёте (1749—1832) и других, можно проследить всю эволюцию идей Просвещения в литературе.

Дефо утверждал в литературе нового положительного героя (Робинзон Крузо), который многого достиг трудолюбием и умом.

Другой английский писатель Дж. Свифт в романе «Путешествие Гулливера» пытался показать недостатки идей Просвещения. Герои П. Бомарше и Ф. Шиллера — простые люди, которые своим трудолюбием, мудростью, человечностью противопоставлялись аристократам. Эти авторы утверждали естественные права человека. Гёте своими литературными произведениями старался воспитать людей мужественными, сильными и добрыми, способными бросить вызов существующему несправедливому порядку.

Самым известным представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724—1804), сын мелкого ремесленника. За всю свою жизнь он ни разу не покидал Кёнигсберг (ныне Калининград). Здесь он получил образование, стал профессором университета, а со временем — и ректором. Кант читал лекции по философии, филологии, географии, праву, математике, физике и другим наукам. Он разработал концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской туманности, которая до сих пор остается одной из основных научных идей в астрономии. Ему также принадлежит идея правового государства. Однако главная проблема, волновавшая его, была связана с возможностями человека познавать мир.

Кант пришел к выводу, что человек может получить знания лишь об ограниченном количестве окружающих вещей. Наряду с ними существуют «вещи в себе», которые нельзя познать, поскольку невозможно доказать их существование, и наоборот. Из этого следует, что полностью познать мир невозможно. Таким образом, мыслитель поставил под сомнение идею о безграничной силе человеческого разума.

Иммануил Кант

Из статьи Иммануила канта «ответ на вопрос: что такое просвещение?»

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться собственным умом! — таков девиз Просвещения... Если задать вопрос, живем ли мы теперь в просвещенный век, то ответ будет: нет, но мы живем в век Просвещения. Еще многого не достает для того, чтобы люди при сложившихся в настоящее время обстоятельствах, в целом, были уже в состоянии или могли оказаться в состоянии надежно и хорошо пользоваться собственным рассудком без постороннего вмешательства. Но имеются явные признаки того, что им теперь открыта дорога для усовершенствования в этом; препятствий же на пути к Просвещению или выходу из состояния несовершеннолетия, в котором люди находятся по собственной вине, становится все меньше. В этом отношении наш век есть век Просвещения, или век Фридриха.

Что И. Кант называет Просвещением и веком Просвещения?

7. Чувства против разума. Отрицание просветителями чувственного познания мира не нашло поддержки у части общества. Людям хотелось мечтать, любить, размышлять над загадками. Появились романы и поэмы, воспевавшие чувства, сны и грезы, ночные пейзажи и руины старинных замков.

Так в литературе и искусстве возникло новое течение — сентиментализм (от фр. sentiment — чувство). Романы Сэмюэла Ричардсона, Лоренса Стерна, Жана-Жака Руссо вызвали огромный интерес у светской публики. В Англии зародился «готический роман» с фантастическими сюжетами, описанием преступлений, призраков, колдовства, ужасов и т. п.

Смена предпочтений произошла и в садово-парковом искусстве. Модными стали уютные романтические уголки с дикой природой (английский парк).

В светском обществе стали популярны мистика, магия — все, что нельзя объяснить, сверхъестественное. Публику шокировали опыты немецкого врача Ф. Месмера, результаты которых были положены в основу учения о гипнозе.

Мода на сверхъестественное создала почву для появления всякого рода авантюристов. Они заявляли, что имеют эликсир молодости и философский камень. Им верили и радушно принимали в высшем свете. Одним из самых известных авантюристов был Джузеппе Бальзамо, известный под именем графа Калиостро.

Джузеппе Бальзамо (авантюрист «граф Калиостро»)

8. Изменения в повседневной жизни. Во второй половине XVII — XVIII в. в быту европейцев приобрели популярность новые напитки — кофе и чай, вокруг которых сложилась особая культура общения.

Более удобным стало жилище. Привычной деталью интерьера были зеркала. Наиболее известным является зеркальный зал Версальского дворца.

В моду вошел китайский фарфор — посуда, статуэтки, вазы. Однако он стоил очень дорого, и европейские мастера пытались раскрыть тайну его производства. В результате их поисков появился фаянс — легкая белая керамика. Однако она все равно уступала фарфору. Со временем немецкий алхимик И. Бёттгер разгадал тайну фарфора, и в 1710 г. в городе Мейсене открылась мануфактура по производству фарфоровых изделий.

В XVII—XVIII вв. появились некоторые привычные для нас теперь предметы: настенные часы с маятником (изобретение голландского ученого Х. Гюйгенса) и карманные часы. Англичане стали пользоваться зонтами от дождя. Неотъемлемой частью гардероба европейцев стали нижнее белье, ночные сорочки, карманные платки (первые были круглой формы).

Лондонская кофейня XVIII в.

Какую роль играли кофейни в жизни мещан?

Английское чаепитие «five o'clock» («в пять»)

Однако в жизни основной массы населения (крестьян) существенных изменений не произошло. Преимущественно они были связаны с распространением товаров мануфактурного производства и новых сельскохозяйственных культур.

9. Промышленная революция и ее последствия. В конце XVIII в. в Европе началась промышленная революция (промышленный переворот), т. е. переход от мануфактурного производства к фабричному, от ручного труда к машинному.

Родиной промышленной революции стала Англия. Первой предпосылкой промышленной революции была аграрная революция (аграрный переворот), начавшаяся в XVI в. Она обеспечила промышленность дешевой рабочей силой и необходимым сырьем.

Второй предпосылкой промышленной революции стали изменения в технике. Важнейшим изобретением, послужившим толчком к промышленному перевороту, было усовершенствование ткацкого станка. Джон Кей, работавший ткачом, а со временем механиком, изобрел в 1733 г. ткацкий челнок. В результате этого изобретения производительность труда увеличилась вдвое, т. е. работу двух ткачей стал выполнять один.

С ускорением производства тканей возникла проблема нехватки пряжи. Технологический прорыв в процессе прядения совершил ткач и плотник Джеймс Харгривс. Созданная им прялка «Дженни» представляла собой механизм, обеспечивавший одновременное вытягивание и скручивание нити. Производительность труда прядильщика увеличилась в 18—20 раз.

Аграрная революция — переход от натурального к товарному производству в сельском хозяйстве, ликвидация мелких крестьянских хозяйств и сосредоточение земли в руках крупных землевладельцев, арендаторов; использование наемного труда.

Прялка «Дженни»

Ткацкая фабрика

В 1784 г. Эдмунд Картрайт изобрел принципиально новый ткацкий станок, повысивший производительность труда в 40 раз. Таким образом, изобретение рабочего механизма, т. е. той части машины, которая непосредственно обрабатывает сырье, заменяя руки человека, стало началом промышленной революции в Англии.

Однако все эти устройства приводила в движение сила человека или животных, что тормозило дальнейший рост производительности труда. В 1771 г. Ричард Аркрайт основал предприятие, где прядильные машины двигались с помощью водяного колеса. Это была уже не мануфактура, а первая в истории фабрика. На фабрике Аркрайта было установлено несколько тысяч веретен и трудилось 300 рабочих. Через 20 лет таких фабрик в Англии насчитывалось 150. Но фабрики не могли полностью вытеснить мануфактуры, поскольку были «привязаны» к удобным местам на реках. Универсальным двигателем стала паровая машина, созданная Джеймсом Уаттом. Паровой двигатель оставался основным двигателем более ста лет.

Строительство паровых машин и станков привело к возникновению машиностроительной отрасли. Машиностроение вызвало рост потребности в металле, что, в свою очередь, способствовало развитию металлургии. В течение XVIII в. была решена проблема массового производства чугуна, а со временем и железа на основе каменного угля. Благодаря этому добыча каменного угля стала одной из основных отраслей хозяйства (особенно в Англии и западнонемецких землях).

Изобретение паровой машины сделало возможным и усовершенствование транспорта. Паровой двигатель был поставлен на колеса и после неудачных попыток передвижения по мостовой пущен по рельсам. Первый действующий паровоз, двигавшийся со скоростью 10 км в час и тащивший восемь вагонов, создал в 1814 г. инженер-самоучка Джордж Стефенсон. Массовое строительство железных дорог началось в 20-е гг. XIX в. Американский механик Роберт Фултон установил паровую машину на судне; так появился пароход.

Развитие машиностроения, металлургии, транспорта, рост добычи угля стали основой для осуществления индустриализации и формирования индустриального общества.

Фабрика — промышленное предприятие, где основные операции выполняют машины.

Дж. Уатт, работающий над созданием парового двигателя

Дж. Стефенсон на паровозе «Ракета»

Какие эмоции вызвало у людей появление паровоза?

Промышленная революция способствовала формированию новой экономики и общественной структуры. В экономике главную роль стала играть фабрично-заводская промышленность. Продукция фабрик и заводов, благодаря использованию машин была более дешевой. Это постепено вытесняло с рынка изделия ремесленников и мануфактур. Изменялся и характер торговли, что было особенно заметно на примере Англии. В страну завозили все больше необходимого сырья, а за ее пределы вывозили дешевые фабричные товары.

Огромные изменения произошли в социальной структуре общества. В результате промышленной революции существующие социальные сословия (феодалы и крестьяне) стали уступать место предпринимателям и наемным рабочим.

Количество предпринимателей превысило число землевладельцев. Новые предприниматели, или буржуазия, олицетворяли новую промышленную Англию. Они владели фабриками и заводами, знали рынки и умело приспосабливались к изменчивому спросу потребителей. Для предпринимателей главным фактором успешной деятельности становилась прибыль. Только получая доходы, они могли развивать свое производство. Поэтому с появлением в обществе предпринимателей и наемных рабочих началась борьба, вызванная конфликтом интересов.

С одной стороны были интересы предпринимателя в развитии производства, с другой — интересы наемного рабочего и увеличение оплаты его труда, социальные гарантии. Первые выступления рабочих были направлены против машин, поскольку их считали виновными в ухудшении условий труда, увольнениях и уменьшении заработной платы. «Борцов с машинами» назвали луддитами.

Этапы становления индустриального общества в Англии в XVІ—XVIII вв.

В период промышленной революции главными общественными сословиями стали предприниматели и наемные рабочие, что свидетельствовало о формировании индустриального общества.

Адам Смит

10. Адам Смит. Бурное экономическое развитие, изменения в технике и технологии нуждались в научном обосновании происходящих процессов. Так появилась наука об экономическом развитии общества.

Одним из ее основателей был шотландец Адам Смит, отстаивавший развитие рыночных отношений. В своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит писал, что человеческое общество — это прежде всего союз, в основе которого лежит обмен различными видами труда. Склонность к обмену он считал основным свойством человеческой природы, которая вместе с тем способствует росту благосостояния всего общества. Руководит этим процессом рынок — «невидимая рука», организовывающая хозяйственную деятельность. Для нормального функционирования рынка необходима «естественная свобода», поэтому государство должно не вмешиваться в экономическую жизнь общества, а выполнять функцию «ночного дозорного». Для развития рыночных отношений, а соответственно и экономики, необходимы свободная торговля и свобода предпринимательской деятельности. Капитализм, по мнению А. Смита, является тем единственным порядком, который отвечает природе человека и в будущем должен обеспечить общее благосостояние и процветание.

Из книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»

На самом деле... личность отнюдь не намерена служить общему благу... Если такой человек пускает капитал в сферу национальной промышленности, то отнюдь не из патриотизма... Однако, заботясь всюду о собственной выгоде, он в таком случае, как и во многих других, направляется действием невидимой руки к достижению цели, которая нисколько его не интересовала. 1. Что имел в виду А. Смит под «невидимой рукой»? 2. Какие качества предпринимателей подчеркивает А. Смит? 3. Чем в своих действиях руководствуется предприниматель?

Выводы

XVIII век называют эпохой Просвещения.

Идеи Просвещения послужили толчком к развитию науки.

Идеи Просвещения стали причиной возникновения такого явления, как просвещенный абсолютизм. Однако они охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно образованного. Сознание большинства людей оставалось средневековым и не воспринимало новых идей.

В конце XVIII в. в Англии началась промышленная революция. Ее предпосылками были аграрная революция и технические достижения, важнейшим из которых стала паровая машина.

Промышленная революция привела к существенным социальным изменениям. Ведущими общественными сословиями стали предприниматели и наемные рабочие.

Бурное экономическое развитие Англии способствовало появлению науки об экономическом развитии общества. Одним из ее создателей был А. Смит.

Вопросы и задания

1. Назовите хронологические рамки эпохи Просвещения. 2. Кого называли энциклопедистами? 3. Назовите выдающихся писателей эпохи Просвещения. 4. Что такое промышленная революция? 5. Назовите основные различия между фабрикой и мануфактурой. 6. Какие изменения произошли в аграрном производстве? 7. Какие технические изобретения дали возможность осуществить промышленную революцию? 8. Назовите основные положения экономического учения А. Смита.

9. Почему именно Англия стала родиной Просвещения? 10. Можно ли утверждать, что в эпоху Просвещения человек строил свою жизнь только по законам разума? 11. Чем можно объяснить появление в XVII—XVIII вв. таких стилей, как барокко, классицизм, рококо, неоклассицизм? Какие из них похожи между собой? 12. Как идеи Просвещения повлияли на развитие образования и науки? 13. Почему возникли светские салоны, кружки, масонские ложи? Какова была их цель? 14. Почему паровая машина Дж. Уатта считается величайшим техническим изобретением периода промышленного переворота? 15. Определите социальные последствия аграрной и промышленной революций.

16. Сравните идеи Просвещения и гуманизма. Составьте таблицу. 17. Составьте в тетради хронологическую таблицу внедрения важнейших технических новинок в промышленность в XVIII в.

18. Можно ли утверждать, что промышленная революция была лишь результатом технических изменений?