Учебник по Истории Украины 8 класс Гисем '(Ранок) 2016' - Новая программа

§ 9. Реформация в Германии

1. Какими были особенности политического развития Германии в XIV—XV вв.?

2. Как, по мнению католической церкви, должно быть устроено государство? 3. Какие движения, направленные против католической церкви, вы знаете? Каковы были их цели?

1. Германия накануне Реформации. Реформация — слово, которое переводится с латинского языка как «перестройка», стала символом целой эпохи в истории стран Европы. Это был период, когда в обществе развернулось движение за переосмысление роли католической церкви. Очень скоро эта борьба, начинавшаяся с диспутов в университетских залах, перекинулась на поля сражений. Пройдет много времени, пока человечество поймет, что невозможно уничтожить всех, кто хочет жить иначе. Необходимо научиться жить вместе, на одной планете. Путь к этому будет очень долгим. События, послужившие причиной раскола Европы на два больших лагеря — католиков и сторонников Реформации, — развернулись в начале XVI в. в Германии.

В конце XV — начале XVI в. Германия составляла большую часть Священной Римской империи, к названию которой тогда прибавили слова «германской нации». Кроме Германии, в ее состав входили земли современных Нидерландов, Бельгии, Австрии, Чехии, Французской Бургундии, часть Италии и другие территории.

Священная Римская империя была политически раздробленной страной, состоявшей из множества больших и малых, светских и церковных владений. Возглавлял Германию выборный король, который короновался как император. Его избирали на собрании курфюрстов.

Начиная с 1438 и до 1806 г. императоров избирали из семьи Габсбургов. В 1519 г. молодой испанский король Карл I Габсбург стал новым императором под именем Карла V (1519—1556).

Князья играли важную роль в жизни Германии. В первые десятилетия XVI в. их насчитывалось около 70 — архиепископов, епископов и светских лиц. Семь князей-курфюрстов, избиравших императора, всячески противились усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важнейшие вопросы.

Реформация — церковно-религиозное и общественно-политическое движение, возникшее в XVI в. в странах Западной и Центральной Европы и направленное против католической церкви.

Курфюрсты — церковные и светские князья в Священной Римской империи германской нации, имевшие право избирать императора.

Император Карл V (Карл I Габсбург)

В начале XVI в. вся территория Германии была покрыта сетью больших, средних и мелких городов, общее количество которых достигало 3 тысяч.

Города делились на «имперские», подчинявшиеся непосредственно императору, и «свободные», пользовавшиеся самоуправлением (их жители освободились от своих сеньоров). В XVI в. различия между «имперскими» и «свободными» городами почти исчезли. Они обладали множеством прав и часто управляли прилегающими территориями как небольшими княжествами. Самыми крупными городами были Нюрнберг, Аугсбург, Кёльн.

В Германии существовал рейхстаг — имперское собрание, включавшее три курии — курфюрстов, духовных и светских князей и представителей городов. В княжествах существовали ландтаги — сословно-представительные органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов. В некоторые ландтаги входили также представители сельских общин. Рейхстаг и ландтаги обсуждали похожие вопросы: сохранение мира, законы, денежные сборы, но на разном уровне — всей империи или отдельных княжеств. Каждая курия принимала решение отдельно, а потом их сравнивали и выносили общее решение. Важную роль в работе ландтагов играли города.

Новой чертой в развитии Германии XVI в. стало формирование регионального вида управления — не из центра или с мест, а по округам. В политически раздробленной стране эти округа были созданы прежде всего для того, чтобы облегчить борьбу с грабителями и нарушителями спокойствия.

В начале XVI в. в Германии господствовали феодальные отношения, большинство населения составляло зависимое крестьянство, платившее налоги землевладельцам и церкви. Однако постепенно в стране распространялись рыночные отношения. Особенно много предприятий было создано в горной промышленности. Появлению новых производств способствовал большой спрос на их продукцию.

Дух наживы и энергия предпринимательства стали символом этого времени. Во многих странах были известны имена немецких богачей Фуггеров, Гохштеттеров, Имгофов, Вельзеров.

Реформация и Контрреформация в Европе

Нюрнберг — один из самых больших городов Германии. XV в.

Рыцарский турнир на главной площади Нюрнберга. 1561 г.

Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни политически раздробленной Германии. Здесь и поле для деятельности было гораздо шире, чем в странах с сильной центральной властью. Всю Германию заполнили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики податей в пользу церкви. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Самые большие доходы от своих владений Папа Римский получал именно из Германии. Вместе с тем он не слишком заботился о порядках в немецких монастырях, подрывавших авторитет церкви в глазах населения.

В 1510 г. император Максимилиан I пытался договориться с Папой Римским. Он, в частности, рассчитывал на ограничение платежей в пользу Рима. По его поручению подготовили «Жалобы германской нации», где были собраны основные претензии. Однако эта попытка потерпела полный провал.

2. Немецкий гуманизм. Критика католической церкви была связана с распространением в Германии идеалов гуманизма.

В начале XVI в. в Германии существовало 16 университетов, в большинстве из которых преподавали ученые-гуманисты. Наивысшего расцвета гуманизм достиг в Германии накануне Реформации. Именно тогда достигла своих вершин гуманистическая сатира, утверждались новые общественные идеалы, разворачивались поиски новых форм развития религиозной жизни. В Германии появились «Письма темных людей» — сатира, разоблачавшая бескультурье и моральный упадок духовенства, его увлечение бесконечными схоластическими спорами по любым пустякам. Стала известна во всей Европе деятельность младшего современника Э. Роттердамского рыцаря-гуманиста Ульриха фон Гуттена (1488—1523).

Ульрих фон Гуттен

Ульрих фон Гуттен был одним из авторов «Писем темных людей», писал эпиграммы на Папу Юлия II, в которых разоблачал его порочность и высмеивал продажу индульгенций. Гуттен более резко, чем Э. Роттердамский, клеймил католическое духовенство, выступал за «свободу родины». Он прославлял гуманистические науки, помогающие «прозреть Германии», считал разум «руководителем жизни» человека и решительно осуждал «варварство» и «благочестивое одурачивание» в церкви. Именно гуманисты — ближайшие друзья Гуттена — одними из первых откликнулись на выступление М. Лютера против продажи индульгенций.

Из памфлета Ульриха фон Гуттена «Вадиск, или римская троица»

Тремя вещами покоряет себе Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, придуманная война с турками и власть папских легатов в варварских землях. О трех вещах постоянно заботятся в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасении душ, реставрации разрушившихся храмов и турецких походах. О трех вещах нельзя говорить правду: о Папе, об индульгенции и о безбожии. Три вещи нехотя делают в Риме: держат слово, помогают другому и уступают дорогу... Трех вещей желает каждый в Риме: коротких молитв, доброго золота, жизни, преисполненной наслаждений. Три вещи составляют отличительную черту Рима: Папа, старинные здания и корыстолюбие... 1. Против кого направлен памфлет Ульриха фон Гуттена? 2. Каковы его основные идеи?

3. Мартин Лютер и начало реформации. Реформационное движение в Германии возглавил немецкий богослов Мартин Лютер (1483—1546). 31 октября 1517 р. он прибил к воротам церкви в Виттенберге свои «95 тезисов», направленные против злоупотреблений продажей индульгенций. В тезисах Лютера в общих чертах были изложены основы нового учения. Ведущее место в нем занимали три положения.

1) Человек спасается исключительно своей верой.

2) Спасение дается лишь Божьей милостью и не зависит ни от каких «заслуг» человека, так как не люди, а только Бог знает настоящую цену «добрых дел».

3) Единственным авторитетом в делах веры является Священное Писание, Слово Божье.

Учение Лютера, которое можно кратко охарактеризовать как «спасение верой», наводило на определенные размышления. Если спасение возможно лишь от Божьей милости, то для чего вообще нужно посредничество католической церкви, всей огромной церковной иерархии во главе с папой? Учение Лютера перечеркивало обязательный для католика наряду со Священным Писанием авторитет решений папы и церковных соборов. По его мнению, об этом не говорится в Священном Писании, а поэтому их следует отбросить как «человеческие выдумки».

Выступление Лютера получило поддержку значительной части населения Германии. Католическая церковь осудила выступление Лютера, Папа Лев X отлучил его от церкви. Однако немецкие князья на съезде в Вормсе решили поддержать Лютера. В Германии началась Реформация, охватившая все слои населения страны.

Мартин Лютер. 1529. Художник лукас Кранах Старший

Ворота Замковой церкви, к которым М. лютер прибил свои тезисы против продажи индульгенций

4. Народная Реформация. Томас Мюнцер.

В каждом городе и селе, в каждом доме люди спорили о том, какой должна быть церковь. Они самовольно выгоняли священников, распускали монастыри. Пользуясь ситуацией, князья захватывали монастырские земли, а городская верхушка отказывалась платить церкви налоги. Власть Папы Римского больше не признавали.

Однако этими изменениями были довольны далеко не все. Городская беднота, крестьяне мечтали о том, что все будет общим, а все люди станут равными. Именно за такую Народную Реформацию они готовы были бороться.

Во многих городах и селах начались стихийные выступления. Реформация, начинавшаяся как движение умеренных слоев общества, вдохновленных гуманистическими идеалами против католической церкви, стала борьбой народных масс за улучшение своего положения.

В городах Германии появились проповедники, призывавшие людей жить так, как написано в Евангелии: «И все верующие были вместе, и имели все общее: и продавали свои владения и любую собственность, и раздавали всем по их потребностям».

Крестьянская война 1524—1526 гг. в Германии — вооруженная борьба крестьян при поддержке части горожан, вызванная усилением социального гнета и переплетенная с Реформацией.

Сторонниками имущественного и социального равенства были анабаптисты. Вступая в их общину, следовало принять крещение во второй раз.

Одним из самых известных проповедников идеалов анабаптистов стал друг Лютера, а со временем его противник Томас Мюнцер (ок. 1490—1525). Он призвал народ поднять меч против феодалов и силой установить на земле Царство Божье. Согласно его убеждениям, бороться нужно не только против католической церкви, но и против всех тех, кто жил, нарушая христианские заповеди, — князей, рыцарей, ростовщиков. Все должны быть равны перед Богом, монастыри и замки надлежит уничтожить, а господам следует покинуть дворцы, поселиться в простые жилища и трудиться. Тех дворян, которые будут сопротивляться установлению справедливых порядков, придется принуждать силой или казнить. Это был призыв к восстанию, и анабаптисты готовились к нему.

Идеи Мюнцера и анабаптистов в Германии поддержало большинство беднейших слоев населения. Лютера их намерения напугали. Как показали дальнейшие события, пути Лютера и сторонников насильственного построения на земле Царства Божьего разошлись.

Летом 1524 г. в стране начались отдельные выступления крестьян, на которые власть сначала не обращала внимания. Осенью восстание охватило юг Германии и приобрело характер крестьянской войны.

Крестьяне расправлялись с феодалами и создавали вооруженные отряды. Они сжигали замки, разрушали монастыри, а захваченное имущество распределяли поровну. К повстанцам присоединялись мещане и мелкие рыцари. С их помощью была разработана ставшая популярной среди немецких крестьян в годы войны программа под названием «12 статей». В ней выдвигались требования отменить личную зависимость крестьян и десятину, уменьшить оброк и барщину. Крестьян должны были наказывать по решению суда, а не по воле феодала. Священника в каждом селе должна была выбирать сельская община. В годы крестьянской войны эта программа переиздавалась 25 раз.

Томас Мюнцер. XVIII в.

Нападение крестьян на рыцаря

Разрушение католических храмов в Германии в период Реформации

Какую особенность Народной Реформации отображают представленные иллюстрации?

Представители бюргерства и рыцарства выдвинули «Хайльброннскую программу». В ней содержались требования усиления имперской власти, отмены таможенных сборов внутри страны, введения единых монеты и мер. Крестьяне должны были освобождаться от личной зависимости за выкуп, размер которого в 20 раз превышал сумму выплачиваемых налогов. В реализации требований этой программы были заинтересованы прежде всего предприниматели, поскольку они создавали условия для развития рыночных отношений.

Крестьянская война охватила всю Германию. Отряды крестьян обычно вели борьбу в тех землях, где они жили. Освободив их от ненавистных феодалов, они расходились по домам. Когда спешно собранные отряды дворянской конницы перешли в наступление, крестьяне не смогли выступить против них сообща. Лютер провозгласил, что личная зависимость крестьян не противоречит Священному Писанию, а потому выступать против нее — грех. Мюнцер с самого начала борьбы был вместе с повстанцами. Он лично возглавил восстание в Тюрингии (Центральная Германия).

Для подавления восстания немецкие князья собрали из дворянской конницы и наемников большое, хорошо вооруженное войско. В мае 1525 г. возле города Франкенгаузен повстанцы были разбиты. Приблизительно тогда же было подавлено восстание и в Южной Германии. Узнав о поражении, многие крестьяне отказались от дальнейшей борьбы.

Хотя в отдельных районах выступления продолжались до середины 1526 г., Крестьянская война закончилась поражением. По всей Германии совершались расправы над восставшими. Количество погибших и казненных в Крестьянской войне превысило 100 тыс. человек.

Выводы

В начале XVI в. события в Германии стали причиной возникновения реформационного движения, направленного против католической церкви в Европе.

В Германии деятельность гуманистов подготовила общество к пониманию необходимости реформирования католической церкви и разворачивания борьбы за объединение страны.

Выступление М. Лютера положило начало Реформации в Германии, которая позже распространилась и в другие страны Европы.

Народная Реформация, сторонником которой было большинство бедных слоев населения, потерпела поражение в годы Крестьянской войны.

Вопросы и задания

1. В состав какого государства входила Германия в начале XVI в.? 2. Кто такие курфюрсты? 3. Что такое Реформация? 4. Когда в Германии началась Реформация? 5. Кого называли анабаптистами? 6. Чем завершилась Крестьянская война в Германии?

7. Охарактеризуйте положение Германии в начале XVI в. 8. Можно ли считать случайностью, что Реформация началась именно в Германии? 9. Какую роль в подготовке общества к Реформации сыграли немецкие гуманисты? 10. Как началась Реформация в Германии? 11. Что такое Народная Реформация? Какие формы она приняла в Германии? 12. Сравните реформационные взгляды М. лютера и Т. Мюнцера.

13. Составьте характеристику Крестьянской войны в Германии по плану: 1) причины войны; 2) требования восставших; 3) ход событий; 4) результаты; 5) последствия.14. Составьте в тетради таблицу «Программы восставших в годы Крестьянской войны».

Название программы

Какие требования выдвигались

Интересам каких слоев населения отвечала

     

15. Докажите или опровергните утверждение, что в Реформации нуждалась не только Германия, но и вся Европа. 16. В Германии в годы Реформации возникла пословица: «Эразм снес яйцо, а лютер его высидел». Объясните ее смысл.