Учебник по Всемирной Истории 7 класс Гисем - '(Ранок) 2015'

§ 3. Арабский халифат

Прочитав этот параграф, вы узнаете: о природе и населении Аравийского полуострова; как возник ислам и какую роль он сыграл в жизни арабов; почему арабам удалось покорить большие территории в Азии, Африке и Европе; каков вклад представителей Аравии в сокровищницу мировой культуры.

1. Аравийский полуостров и его население. Большая часть огромного Аравийского полуострова — это пустыни и степи. Аравия делится на несколько различных по природным условиям областей. На юго-западе полуострова расположился Йемен — страна с плодородными землями и богатой тропической растительностью. Местное население издавна занималось полеводством и садоводством. Середина полуострова — Неджд — огромное засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, иногда заполняющиеся дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодцы. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз — пригодна разве что для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевниками — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов.

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. У них существовала знать — шейхи и саиды, которые владели огромными стадами скота, множеством рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялись разным племенным богам; единой религии у них не существовало. Наиболее почитаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Лат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал древний торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором возникли крупные торговые центры, со временем превратившиеся в города, — Мекка, Ясриб и др.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Численность населения полуострова увеличилась, недоставало земли. Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, стремившихся к тому, чтобы торговые пути проходили по побережью Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к объединению для совместной борьбы за лучшее существование, но этому препятствовали различные племенные верования.

2. Возникновение ислама и объединение арабов. Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама (в переводе с арабского — «покорность»). Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. Основателем этой религии стал Мухаммад (570—632). Это имя означает «вдохновенный», «пророк».

Мухаммад утверждал, что основные положения новой веры ему были переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова, а после смерти Мухаммада все записи были собраны в одну книгу — Коран (в переводе с арабского — «чтение»).

Проповедь Магомета (Мухаммада). 1840—1850 гг. Художник Г. Гагарин

Мусульманская святыня Кааба, вокруг которой совершают обряд во время хаджа (паломничества в Мекку)

Житель Мекки Мухаммад родился в бедной семье. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. В возрасте 25 лет Мухаммад устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал странствовать с купеческими караванами. Спустя некоторое время Мухаммад стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммад утверждал, что он — орудие Бога, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Со временем вокруг Мухаммада начали собираться сторонники. Однако не всем жителям Мекки пришлись по душе призывы Мухаммада отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов, поэтому он был вынужден перебраться в город Ясриб — «соперник» Мекки. Ясриб, жители которого в 622 г. приняли Мухаммада, начали называть Мединой — «городом пророка». Год переселения — хиджра — в исламе считается началом новой эры в мусульманском летоисчислении. Учение Мухаммада быстро распространялось, и в 630 г. он победно вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммад умер. Его могила в Медине, как и Кааба, является наибольшей святыней для мусульман.

Основным религиозным требованием Мухаммада к арабам был отказ от поклонения различным племенным богам и признание существования единого Бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — пророк его» — главная религиозная формула ислама. Для того чтобы быть мусульманином, нужно признать и выполнять пять основных положений:

1) Верить в существование единого Бога — Аллаха.

2) Пять раз в день совершать обязательную молитву.

3) Раз в год соблюдать обязательный пост — рамазан — от рассвета до заката солнца.

4) Тратить пятую часть доходов на милостыню, чтобы освободиться от грехов.

5) Один раз за свою жизнь совершить паломничество (посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Мухаммад изложил и «завет священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих священным писанием, а язычников призвал уничтожать.

Ислам — одна из мировых религий; распространена в странах Азии, Африки.

Коран — священная книга мусульман.

Первая сура (глава) Корана

Вхождение Мухаммада в Мекку и уничтожение идолов. Средневековая миниатюра

В начале своего проповедничества Мухаммад осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлено Богом и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче.

После изгнания из Мекки Мухаммад начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживали пророка, поэтому знать была вынуждена подчиниться Мухаммаду и впустить его в город. В 630 г., по возвращении пророка в Мекку, большинство арабских племен признали власть Мухаммада и приняли ислам. Так под знаменем ислама Мухаммад объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммада под его властью находилась большая часть племен, населявших Аравию.

Главная святыня мусульман Кааба расположена в центре мечети аль-Харам. Это кубическое каменное сооружение высотой в пятиэтажный дом. По арабским преданиям, Каабу построил «праотец евреев» Авраам для своего сына Измаила, которого арабы считали своим родоначальником. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на Земле.

3. Завоевания арабов во времена первых халифов. После смерти пророка между его давними сторонниками и мединской знатью вспыхнули споры о преемственности. Ведь дело было не только в том, кто станет религиозным вождем, а и в том, кто возглавит созданное Мухаммадом государство. Наконец было решено, что государством станут управлять халифы — «наместники» пророка.

Халифы призвали народ отправляться в поход за распространение ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Началась эпоха арабских завоеваний. Крупнейшие завоевания были осуществлены в годы правления второго халифа — Омара (634—644). Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья.

Военным успехам арабов способствовало превосходство в военной тактике. Они создали легкую конницу, которая стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелую конницу врага. Ее появление стало возможным благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на стремена, арабские всадники разрубали саблями врагов почти пополам.

Халиф — преемник Мухаммада, титул правителя и одновременно духовного главы мусульман.

Значительную роль играло и то, что завоевания арабов осуществлялись в форме «священной войны во имя Аллаха». Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, попадал в рай и обретал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы прежде всего захватывали имущество богачей, поэтому большинство порабощенных видели в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но вместе с тем различными привилегиями поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру. В результате этих завоеваний возникло огромное государство — Арабский халифат.

Уже при первых халифах в Арабском халифате развернулась борьба за власть. Она особенно усилилась во времена правления старого и безвольного третьего халифа Османа (644—656) и четвертого — Али (656—661). Оба были убиты заговорщиками. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.

4. Омейяды и Аббасиды. Муавия отказался жить в Мекке или

Медине и остался в Дамаске, который стал столицей халифата. Дамаскский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661—750 гг.). За это время арабы значительно расширили свои владения. К концу VII в. они покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки, а к 711 г. захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабское название Магриб — «Запад».

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик разгромил вестготов и очень быстро завоевал почти всю Испанию.

Арабы попытались захватить и Франкское королевство, однако потерпели поражение при Пуатье. На востоке арабские полководцы завоевали Хиву, Бухару, Самарканд, Афганистан и северо-западную часть Индии до реки Инд. Трижды арабы совершали походы на Константинополь, в течение года (в 717—718 гг.) держали его в осаде, однако покорить так и не смогли.

В результате завоеваний границы халифата Омейядов раскинулись от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превосходил Римскую империю во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В 750 г. Омейядов свергла иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских вельмож. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все Омейяды. Он основал новую династию Аббасидов, которая правила в 750—1055 гг. Столица халифата была перенесена в Багдад (Ирак). Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов».

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. На огромных рынках Багдада можно было встретить купцов из самых далеких стран мира — византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далеких землях.

5. Общественный строй халифата. При первых четырех халифах государством управляло высшее религиозное лицо, которое выбирали из друзей и родственников Мухаммада. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическую монархию, которая приобрела черты восточной деспотии. Это форма государственного устройства, при которой монарх обладает неограниченной законодательной и судебной властью, основанной на насилии и терроре, и ни перед кем не отвечает за свои действия.

Арабский халифат был создан в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было лишь силой. Для этого халифы создали огромную постоянную армию — до 160 тыс. воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию.

Огромное количество чиновников следило за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов: харадж — земельный налог; джизия — подушное, которое платили немусульмане; закят — десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

Гарун аль-Рашид принимает послов. Современный рисунок

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — книги дополнений к Корану.

Однако не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значению Корану. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов, которые не признавали Сунну и не поддерживали Омейядов.

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме. Современный вид

Мечеть пророка Мухаммада в Медине. Современный вид

Как и все предыдущие империи, созданные в результате завоеваний, Арабский халифат пришел в упадок и распался. Причин распада было несколько. Во-первых, халифат насильно объединил народы с разной историей и культурой. С тех пор как они оказались под властью арабов, их борьба за независимость не прекращалась. Во-вторых, власть халифов, которые утопали в роскоши, а управление государством поручали своим приближенным, все больше слабела. Эмиры (наместники халифов), управлявшие на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, чтобы быть независимыми от халифа.

Все это привело к тому, что в конце VIII — начале XI в. халифы утратили большинство своих владений. В 1055 г. Багдад завоевали турки-сельджуки, и халифат прекратил свое существование.

6. Культура халифата. Эпоха Арабского халифата обогатила мир выдающимися достижениями культуры. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем так, поскольку она впитала в себя культурное наследие покоренных народов.

Арабы проявили редкую способность усваивать знания и традиции завоеванных народов. Более того, они сумели объединить культурные достижения разных стран в единое целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: на нем составляли документы, вели переговоры и читали молитвы. Кроме того, он стал языком науки и культуры всего мусульманского Востока.

Авиценна

Страница рукописи аль-Хорезми

Реконструкция карты мира по аль-Масуди

Наиболее весомый вклад арабы внесли в развитие естественных и точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский язык труды Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучали светские науки. Эти школы стали образцом для будущих западноевропейских университетов. В Каире, Кордове и других городах действовали огромные библиотеки. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде были созданы крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба, вычислили окружность Земли.

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известны нам как арабские. Выдающимся математиком своего времени был Аль-Хорезми.

Арабы первыми стали проводить вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980—1037), известный в Европе под именем Авиценны. В главной своей работе «Канон врачебной науки» он использовал опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей.

Арабские путешественники Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и другие первыми посетили страны, которые не были известны даже в Европе. До наших дней также сохранились их уникальные описания жизни восточных славян в IX—X вв.

Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, точные карты и навигационные приборы.

Во все времена и для всех народов непревзойденным памятником арабской литературы остается сборник сказок «Тысяча и одна ночь», вобравший в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались различные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси, создавший огромный эпос «Шахнаме» («Книга царей»), в котором описал деяния персидских шахов.

Расцвет Арабского халифата сопровождался грандиозным строительством. Возводились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости.

Арабы умели организовать свой быт. Объединив традиции античности, а также Византии, Персии, они создали изящную восточную роскошь — тончайшие ткани, керамику, стекло, украшения, оружие. Больших успехов арабская культура достигла в украшении дворцов и разведении садов. Разнообразным был и досуг: охота и пиры, игра в шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабы изобрели ставший теперь популярным такой музыкальный инструмент, как гитара.

Популярность у арабов получили бани, которые были не только местом, где мылись, но и своеобразными клубами для встреч друзей. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, пользование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Из завоеванной арабами Испании в европейские страны распространялись научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордову, откуда привозили в Европу переведенные на арабский язык труды древних ученых. В европейских монастырях существовали центры перевода трудов с арабского языка на латынь. Так благодаря арабам средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов.

570—632 гг.

Годы жизни пророка Мухаммада

Вторая половина VII в.

Арабские завоевания

637 г.

Вступление арабов в Иерусалим

711 г.

Завоевание арабами Испании

Вопросы и задания

1. На какие три части по природно-географическим условиям делится Аравийский полуостров? 2. Каким было основное религиозное требование Мухаммада к арабам? 3. В период правления какого халифа были осуществлены крупнейшие завоевания? 4. Какой город стал столицей арабского халифата во времена аббасидов? 5. Назовите три основных вида налогов в арабском халифате. 6. Чем прославился Ибн Сина Авиценна)?

7. Охарактеризуйте природу и население аравийского полуострова. 8. Как возник ислам и какую роль он сыграл в объединении арабов? 9. Как происходили арабские завоевания при первых халифах? 10. Определите особенности развития арабского халифата во времена Омейядов и аббасидов. 11. Назовите характерные особенности общественного строя халифата.

12. Составьте таблицу «Культура арабского халифата» (в тетради).

Область

Достижение

   

13. Сравните ислам и христианство. Определите черты сходства и различия.