Учебник по Всемирной Истории 7 класс Гисем - '(Ранок) 2015'

Введение

Что такое история Средних веков? История человечества насчитывает тысячи столетий. В этот период появлялись и исчезали многие народы. Сейчас человечество все больше интересуется своим прошлым, стремится оценить и понять, почему оно было именно таким. Летописцы древности — историки — собирают различные сведения о человеческой истории, систематизируют, изучают, анализируют и раскрывают перед нами картины нашего прошлого. С V в. до н. э., когда Геродот написал свою «Историю», и до сегодняшнего дня эта наука развивалась вместе с человечеством. Современным историкам необходимо множество фактов и событий, чтобы понять внутренний мир людей и мотивы их поступков. Мы предлагаем вместе с нами окунуться в историю Средневековья и попытаться понять его не просто как тысячелетнюю эпоху в истории человечества, а как жизнь «людей во времени».

Гибель Западной Римской империи стала трагическим финалом истории Древнего мира, но вместе с тем началом нового этапа всемирной истории — истории Средних веков.

Первыми термин «средние века» стали использовать в XV— XVI вв. итальянские мыслители. Этим названием они характеризовали большой исторический отрезок времени между двумя «просвещенными» эпохами — античностью и Возрождением. V—XV вв. они считали периодом дикости и варварства, но лишь до того момента, пока не стали известны утраченные и забытые достижения античной культуры. Со временем термин «средние века» распространился и закрепился за периодом европейской истории с середины V до конца XV в., хотя и приобрел несколько иное значение.

Возрождение (Ренессанс) — период истории с середины V до конца XV в.

Нашествие Гейзериха на Рим. Художник К. Брюллов

Место Средневековья в истории человечества

Средние века — большая историческая эпоха, хронологические рамки которой трудно определить четко. Средневековье как эпоха в истории Европы охватывает приблизительно тысячу лет и, как правило, делится на три периода:

● Раннее Средневековье (конец V — X в.) — зарождение и становление западноевропейской христианской средневековой цивилизации;

● Зрелое (Высокое) Средневековье (XI — первая половина XIV в.) — расцвет западноевропейской христианской средневековой цивилизации;

● Позднее Средневековье (вторая половина XIV — конец XV в.) — закат средневековой культуры, период, завершивший историю Средних веков. Нидерландский историк XX в. Йоганн Хёйзинга назвал этот период «осенью Средневековья».

Гунны сражаются с аланами. Художник П. Гайге

Знатный вандал. Мозаика V в.

Первая страница рукописи «Беовульфа». XI в.

Карл Великий и папы римские Геласий I и Григорий I. Миниатюра из молитвенника короля Карла II Лысого

Зачем мы изучаем эпоху Средневековья? Ведь она давно осталась в прошлом! Однако если присмотреться повнимательнее, современность тесно связана со Средневековьем. В эту историческую эпоху было положено начало истории народов и государств современной Европы, сформировалась та культурно-политическая и духовная общность, которую называют Западом. Однако на Востоке в Средние века также происходили изменения, например возникновение арабо-мусульманской цивилизации.

В Средние века сложился современный счет лет, возникла письменность современных народов Европы: на основе латинского алфавита — в Западной и Центральной Европе, на основе греческого — в Южной и Восточной. Большинство современных государств Европы и Азии возникли именно в Средние века. Тогда же окончательно утвердились такие мировые религии, как христианство, буддизм и ислам.

Многие традиции, законы, особенности культуры берут свое начало в Средневековье. Эта эпоха сохранила для нас часть наследия древних времен и подарила нам много достижений. И сейчас в городах можно увидеть средневековые здания, в музеях — непревзойденные шедевры средневековых мастеров. Люди пользуются изобретениями эпохи Средневековья — пуговицами, очками, ножницами, механическими часами и т. д. Изучение прошлого позволяет нам лучше понять современный мир, а иногда и изобрести что-то новое. Не зря существует выражение: «Все новое — это хорошо забытое старое».

За время существования на Земле человечество оставило много «следов» своей деятельности. Историки старательно отыскивают их, изучают и пытаются воссоздать жизнь людей в прошлом. Как вы уже знаете, ученые называют эти «следы» жизнедеятельности человека историческими источниками.

Средневековье отделено от нас меньшим отрезком времени, чем древняя история, поэтому источников для изучения средневековой эпохи гораздо больше. Важное значение, в частности, имеют вещественные исторические источники. К ним относятся памятники материальной культуры прошлого: постройки, орудия труда, мебель, оружие, одежда и т. д.

Историю также помогают изучать письменные источники — летописи, документы, исторические произведения-хроники и другие письменные свидетельства. Они дополняют то, о чем можно узнать из вещественных источников, и помогают более полно воссоздать картину жизни средневекового человека, понять его чувства, мысли и взгляды.

В исторических исследованиях используют также этнографические источники. Этнография — наука, изучающая особенности жизни, быта и хозяйства разных народов. Этнографическими источниками считаются обычаи, традиции и фольклор, сохранившиеся до нашего времени.

Лишь собрав воедино сведения из всех исторических источников, можно воссоздать полную картину жизни средневекового человека.

Исторические источники — все то, что было создано в процессе деятельности человека и сохранилось до наших дней; они позволяют изучать прошлое человеческого общества и отражают его историческое развитие.

Вопросы и задания

1. На какие периоды современные ученые делят историю человечества? Вспомните характерные особенности известных вам цивилизаций Древнего мира. 2. Как возник термин «средние века»? Назовите хронологические рамки Средневековья. 3. Назовите виды исторических источников, по которым изучают историю Средних веков.

4. Согласны ли вы с утверждением: «Как из родника воду получают, так из исторического источника получают знания о прошлом»? 5. Как вы понимаете высказывание о том, что история — это «наука о людях во времени»?

6. Составьте таблицу «Типы исторических источников» (в тетради).

Тип исторического источника

Примеры

   

7. Подумайте, почему именно сейчас человечество стало задумываться о том, с какой целью оно изучает историю.

Попередня
Сторінка
Наступна
Сторінка