Учебник по Истории Украины 7 класс Гисем - '(Ранок) 2015'

§ 18. Культура Галицко-Волынского государства во второй половине XI — XIII в.

Прочитав этот параграф, вы узнаете: об особенностях культуры Галицко-Волынского княжества; в чем проявились особенности галицко-волынского летописания; какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительного искусства Галицко-Волынского княжества сохранились до наших дней.

1. Назовите основные источники культуры Руси. 2. В чем проявились особенности летописания на Руси? 3. Назовите выдающиеся архитектурные памятники Руси.

1. Особенности развития культуры Галицко-Волынского княжества. Культура Галицко-Волынского княжества является составной частью культуры Руси. При этом она отличается самобытностью и оригинальностью. Даже после монгольского нашествия Галицко-Волынская Русь не отставала в своем культурном развитии от соседних государств и даже стала родиной творческих достижений, обогативших всю восточноевропейскую культуру того времени.

Культура Галицко-Волынского княжества была открыта веяниям с Запада и Востока, но при этом не утратила своего восточнославянского своеобразия.

Существенное влияние на культуру региона оказывала православная церковь, которая, вопреки политическим неурядицам, сохраняла основные культурные традиции.

Культура Галицко-Волынского княжества стала одной из составляющих формирования украинской культуры.

Несмотря на то что культуры Галицкой и Волынской земель имеют свои особенности, их развитие происходило одновременно, а процессы были одинаковы. Это позволяет нам рассматривать культуру Галицко-Волынского княжества как целостное явление.

2. Образование. В Галицкой и Волынской землях образование продолжало традиции Руси. При церквях, особенно при монастырях, епископских кафедрах существовали школы. В них принимали мальчиков с семи лет. Пройдя курс обучения, они служили писарями в княжеской или епископской канцелярии, становились священниками или продолжали отцовское дело. Распространено было и домашнее образование, особенно для детей бояр, которые жили в загородных усадьбах.

В Галицко-Волынском государстве также действовали библиотеки при монастырях и княжеских палатах, где можно было расширить свои знания. Сохранились сведения о большом книжном собрании князя Владимира Васильковича. Найденные предметы для письма, надписи (граффити) на стенах церквей, бересте, предметах быта, оружии и орудиях труда (метки) подтверждают, что среди ремесленников, купцов, бояр и дружинников была распространена грамотность. Бронзовые и костяные писала для письма на вощеных табличках археологи нашли в Звенигороде, Перемышле, Галиче, Берестье, берестяные грамоты — в Звенигороде и Берестье. Сохранились и пергаментные грамоты князей.

Макет древнего Галича

Литература и летописание. Летописание в Галицко-Волынском княжестве имело свои особенности. Одни исследователи считают, что оно было продолжением традиций киевских летописцев, другие утверждают, что здесь существовала совершенно иная традиция: написание отдельных повестей, своеобразных светских житий князей, которые со временем были объединены в одно произведение.

К наиболее ранним летописным памятникам края относится «Повесть об ослеплении Василька», написанная в 1097 г. неизвестным автором. В ней повествуется о трагической судьбе теребовлянского князя Василька Ростиславича, которого ослепил волынский князь.

Самым выдающимся летописным произведением Галицко-Волынского княжества является «Галицко-Волынская летопись». Она была найдена в 1809 г. русским историком Н. Карамзиным.

Летопись отличается художественной самобытностью и глубоким содержанием. Авторы, которых, по мнению ученых, было не менее пяти, ярко и образно передают события той эпохи.

Произведение состоит из двух основных частей, разных по объему и характеру: Летописи Данила Галицкого (повествует о событиях 1205—1258 гг.) и Волынской летописи (1258—1290 гг.).

Успенский собор в Галиче. Современный вид

Церковь Святого Пантелеймона близ Галича. Современный вид

Первая часть летописи содержит отдельные повести, собранные и объединенные в более позднее время. Центральная тема летописи посвящена жизни и деятельности князя Данила Галицкого.

Идейно летопись была направлена против боярского своеволия и прославляла силу русского оружия и Русскую землю в борьбе с внешними врагами.

Труд представляет широкую картину событий и соседних земель: Венгрии, Польши, Литвы, других русских княжеств, Золотой Орды. Это почти единственный источник, позволяющий воссоздать основные события в Мазовецком княжестве и Литве того периода.

Вторая, Волынская часть летописи отличается особенно высоким литературным стилем, эмоциональностью и лиризмом изложения. Здесь много внимания уделено развитию культуры на землях Галичины и Волыни.

Летопись также служит ценным источником для изучения древнеукраинского языка, поскольку содержит множество характерных слов, сравнений, народных пословиц.

4. Архитектура. В галицких и волынских городах было возведено много каменных сооружений: храмов, княжеских дворцов, замков, укрепленных боярских усадеб. Хотя поначалу из камня строили только храмы и княжеские палаты.

Первые каменные храмы в Галичине и на Волыни появляются достаточно рано — с конца IX — начала X в., что было обусловлено влиянием чешской архитектуры. К сожалению, большинство храмов конца IX — XIII в. не сохранились.

Каменецкая башня (Беларусь). Современный вид

Руины башни в Столпье (Польша). Современный вид

В XII—XIII вв. сформировались волынская и галицкая архитектурные школы. На волынских строителей существенное влияние оказывала киевская школа, а галицкие архитекторы использовали как традиции Руси, так и достижения западноевропейских мастеров.

До наших дней сохранился Успенский собор во Владимире-Волынском. Он был построен в 1160 г. киевскими мастерами по приказу князя Мстислава Изяславича. Это шестистолпное однокупольное здание имеет простой, но в то же время величественный вид.

Его современник — Успенский собор в Галиче, построенный Ярославом Осмомыслом (1157 г.), До наших дней сохранились только руины. Это был четырехстолпный однокупольный храм, окруженный галереями и украшенный белокаменной резьбой. Он является ярким образцом галицкой архитектурной школы, которая многое позаимствовала из романского стиля, распространенного в Европе.

В Галиче строили не из кирпича, а из местного камня, используя разные породы алебастра и известняка. На территории города археологи нашли около 30 каменных зданий. К особенностям галицкой архитектуры относится также способ облицовки стен керамическими рельефными плитками с изображениями птиц, растений, воинов или геометрическим орнаментом.

Около Галича (теперь здесь расположено село Крылос) был воздвигнут храм Святого Пантелеймона (XII—XIII вв.), частично сохранившийся до наших дней. Он также относится к галицкой архитектурной школе.

О богатстве и архитектурных особенностях галицко-волынских храмов свидетельствует летописное описание церкви Иоанна Златоуста в Холме (XIII в.).

Описание церкви Иоанна златоуста в Холме (из «Галицко-Волынской летописи»)

Построил он церковь Святого Иоанна, красную и пригожую. И сооружение ее было таково: сводов четыре; с каждого угла — своды, и стояли они на четырех головах человеческих, вырезанных одним умельцем. Три окна украшены были стеклом римским (витражами. — Авт.); при входе в алтарь стояли два столба из целого камня, и на них — своды, а верх же был украшен звездами золотыми на лазури. Внутренний же помост был отлит из меди и чистого олова, так что блистал он, как зеркало... Узоры, разноцветные и золотые, сделаны умельцем Авдеем. Скульптурные украшения были всех красок и золотые. Внешние фрески были весьма красивы. Иконы удивительные. Он [Данило] украсил иконы, привезенные из Киева, ценными камнями и золотым бисером. Колокола он привез из Киева, а остальные тут вылил.

1. Каковы архитектурные особенности церкви? 2. Какие элементы церкви свидетельствуют о влиянии западноевропейского искусства?

Король Владислав II Ягайло склоняется пред Пресвятой девой Марией. Фреска из часовни Святой Троицы в Люблине (Польша)

В Галиче, Звенигороде, Луцке и некоторых других городах археологи обнаружили руины княжеских дворцов. В XIII в. в Галицко-Волынском княжестве велось активное строительство городов и крепостей. Так, на Волыни в окрестностях Холма были построены укрепленные города Данилов, Кременец, Угровск, в Галичине — Ярослав, Сянок. Их оборонительные сооружения не могли преодолеть даже монгольские войска с их передовой осадной техникой.

С конца XIII в. на Волыни под влиянием западноевропейских архитектурных традиций начинается строительство нового типа оборонительных сооружений — одиночных каменных «башен-столбов». До наших дней такие башни сохранились близ Холма (село Столпье) и в городе Каменец. Эти «столбы» выполняли не только оборонительную функцию, но и предназначались для жилья, то есть были башнями-донжонами. В XIV в. развернулось строительство каменных замков, первым из которых был замок в Луцке. Его начали возводить в конце XIII в.

5. Изобразительное искусство. Художественная культура Галицко-Волынского княжества представлена монументальной живописью (фресками) и иконами.

Фресковая живопись продолжала киевские традиции. Фресками были расписаны главные храмы Волыни и Галича. Однако начиная с последней четверти XII в. строятся храмы, в которых нет фресок. К таким сооружениям, например, относится собор в Луцке.

Фресковая живопись также использовалась при оформлении княжеских палат. Существуют летописные свидетельства, что ею были украшены палаты Ярослава Осмомысла. Для этих фресок были характерны светские мотивы.

В XIII — начале XIV в. на Волыни велось интенсивное храмовое строительство. Вместе с ним возрождались традиции создания фресок, но ими покрывали лишь алтарную часть храмов.

До настоящего времени почти не сохранилось значительных фрагментов фресок, за исключением росписи Армянского собора во Львове, датируемой XIV—XV вв.

Икона Волынской Божьей Матери. XIV в.

О высоком уровне монументальной живописи времен Галицко-Волынского княжества свидетельствует то, что в XIV—XV вв. мастера выполняли фресковые росписи в Польше, сохранившиеся в Сандомире (30е гг. XIII в.), Кракове — часовня Святого Креста на Вавеле (1470 г.), Вислице — костел (XIV в.). Фрески замковой капеллы в Люблине по заказу короля Ягайла выполняла группа живописцев, возглавляемая мастером Андреем из Волыни.

Ченстоховская икона Божьей Матери. XI в.

При оформлении храмов в Галичине и на Волыни главную роль отводили иконам, которые создавали целые ансамбли.

Поначалу храмы украшались двумя большими по размеру иконами, напоминавшими фресковую роспись. Со временем их число растет. Образуется иконостас — особая перегородка из нескольких рядов икон, отделяющая алтарную часть от остального помещения.

Иконы, распространенные в Галичине и на Волыни, имели византийское или киевское происхождение. Со временем на Волыни и в Галичине возникли собственные школы иконописи. Ее расцвет приходится на вторую половину XIII — XIV в. Особенностью иконописи этого периода является то, что она развивалась без строгого контроля со стороны церкви или властей. Мастера Галичины и Волыни в стремлении достичь художественного замысла не всегда придерживались канонов. Они пытались наметить легкую объемность образов, что существенно отличает их иконы от византийских образцов.

Каменная икона Святого дмитрия

древнейшей иконой, сохранившейся в Галичине, считается фрагмент византийской иконы «Менология» (конец XII — начало XIII в.). Она была найдена в 1930 г. в церкви Святого Николая в окрестностях Старого Самбора, но к ученым попала только в 1983 г. На ней изображены фигуры святых подчеркнуто удлиненных пропорций с небольшими головами. Одежда святых изображена в темных тонах. Среди них выделяется фигура Святого Юрия змееборца.

Юрий Змееборец. Икона. XIV в.

К лучшим образцам галицко-волынской иконописи этого периода относится чудотворная икона Волынской Божьей Матери («Богородица Одигитрия» из Покровской церкви в Луцке, начало XIV в.). Она поражает особой строгостью образов Богородицы и младенца Иисуса, чего не было в иконах предыдущего периода. О проникновении элементов народного искусства свидетельствует рубаха Иисуса, украшенная цветочным орнаментом.

Еще одним шедевром иконописи считается почитаемая в Польше Ченстоховская икона Божьей Матери (XIV в.), написанная в Галичине.

В галицко-волынских землях в этот период получает распространение скульптура. Этот вид искусства развивался в форме рельефа, которым украшали храмы. Яркий образец скульптуры этого времени — шиферный рельеф XIII в. с изображением Святого Дмитрия. Сейчас он хранится в Каменец-Подольском музее. Во время раскопок руин Успенского собора в Галиче было найдено рельефное изображение дракона, из пасти которого произрастает пышная ветвь. Щедро украшены рельефами также церкви Святого Пантелеймона в Галиче и Иоанна Златоуста в Холме. Их создал «некий хитрец Авдий». Это первое имя мастера каменной резьбы, известное истории украинского искусства.

Искусство Галицко-Волынского княжества представлено и книжной миниатюрой, расцвет которой приходится на XIII в. До наших дней сохранилось немного миниатюр, но все они представляют высокую художественную ценность. Самой древней иллюстрированной рукописью галицко-волынской традиции из известных нам, является Добрилово Евангелие (1164 г.). Оно включает четыре миниатюры евангелистов на фоне предметов книгописной мастерской. Миниатюры Евангелия XIII в. (неизвестного происхождения) щедро декорированы прорисованными мелкими деталями.

Найденные на территории Галицко-Волынского княжества многочисленные ювелирные украшения тех времен свидетельствуют о высоком мастерстве галицко-волынских ювелиров, которые искусно владели различными техниками (литье, ковка, чеканка, позолота, инкрустация и др.).

Выводы. Культура Галицко-Волынского княжества характеризовалась высоким уровнем развития.

Вобрав в себя древнерусские и византийские традиции, культура Галицко-Волынского княжества сохранила свою самобытность.

1157 г.

строительство Успенского собора в Галиче.

1160 г.

строительство Успенского собора во Владимире-Волынском.

Конец XIII в.

строительство каменных «башен-столбов» на Волыни.

Конец XIII — начало XIV в.

расцвет искусства иконописи.

Вопросы и задания

1. Назовите особенности развития культуры Галицко-Волынского княжества. 2. Где в Галицко-Волынском княжестве можно было получить образование? 3. События какого периода истории охватывает «Галицко-Волынская летопись»? 4. Определите идейную направленность «Галицко-Волынской летописи». 5. Назовите наиболее известные архитектурные памятники Галицко-Волынского княжества. Какие из них сохранились до наших дней?

6. Какие жанры изобразительного искусства были распространены в Галицко-Волынском княжестве? 7. Назовите наиболее известные произведения изобразительного искусства Галицко-Волынского княжества. 8. Определите особенности летописания в Галицко-Волынском княжестве. 9. Назовите основные черты архитектуры Галицко-Волынского княжества. 10. Какие виды монументального искусства получили распространение в то время? Объясните, с чем это было связано.

11. Составьте план рассказа по теме «Искусство Галицко-Волынского княжества». 12. Определите отличия культуры Руси и Галицко-Волынского княжества. Ответ представьте в виде таблицы (в тетради).

13. Объясните, в чем проявилась самобытность культуры Галицко-Волынского княжества? 14. Культура каких стран оказала решающее влияние на развитие культурных традиций Галицко-Волынского княжества? Обоснуйте свой ответ.