Учебник по Истории Украины 7 класс Гисем - '(Ранок) 2015'

Практическое занятие «"Поучение детям" Владимира Мономаха — кодекс наставлений княжеской семьи»

Цель: ознакомиться с выдающимся литературным произведением Киевского государства, дать ему оценку как историческому источнику.

Задание для подготовки к практическому занятию: используя дополнительную литературу или ресурсы Интернета, узнайте об истории создания «Поучения детям».

Ход занятия

1. Ознакомьтесь с предложенным материалом.

1) Прочитайте текст.

Владимир Мономах оставил о себе память не только как о талантливом полководце и дальновидном государственном деятеле, но и как выдающемся писателе своего времени. Его перу принадлежит высокохудожественное литературно-публицистическое произведение «Поучение».

Под одним названием в «Поучении» объединены несколько отдельных литературных произведения: «Поучение детям» Мономаха, его жизнеописание, письмо к двоюродному брату князю Олегу Святославичу (Гориславичу). Наиболее интересным в собрании является «Поучение детям». В нем старый князь вспоминает прошлое, описывает военные походы и не боится говорить об ошибках, которые совершил на своем долгом жизненном пути. Произведение пронизано нотками скорби. Это, вероятно, объясняется тем, что Мономах понимал недосягаемость того морального и политического идеала, к которому стремился. Реалии того времени вынуждали князя участвовать в междоусобицах, поступаться своими принципами. Однако Мономах пытается предостеречь потомков от повторения его ошибок.

Осознавая, что сыновьям предстоит управлять княжествами, он хотел дать им ценные советы. Прежде всего князь призывал придерживаться христианских ценностей, оставаться милосердными и ценить жизнь.

Мономах учил сыновей заботиться о родной земле и своих подданных. Будучи мудрым человеком, Владимир Мономах стремился убедить их в важности образования: «А когда хорошо что-то умеете — того не забывайте, а чего не умеете — то тому учитесь... Леность же — всему [плохому] мать: что [человек] умеет — то забудет, а чего ж не умеет — то тому не научится».

2) Прочитайте отрывок из исторического документа.

Из «Поучения детям» Владимира Мономаха

...И это слабого ума моего поучение. Послушайте меня, если не все примите, то хотя бы половину... Всего же паче убогих не забывайте, но по силе возможностей своих кормите, заботьтесь о сироте, и вдовицу сами поддержите, и не давайте сильным погубить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте [и] не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, а души не губите никого из христиан.

...Паче всего гордости не имейте в сердце и в уме.

...Старых чтите, как отца, а молодых — как братьев. В доме своем не ленитесь, а за всем смотрите. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни сну.

...Нездорового посетите, за мертвецом идите, потому что все мы смертные есть. И не пройдите мимо человека, не поздоровавшись с ним, доброе слово ему молвите.

1. С какой целью было написано это произведение? 2. Чему учил своих детей Владимир Мономах? 3. Почему именно такими хотел видеть сыновей Владимир? 4. Какие слова князя не утратили своей актуальности и сегодня?

2. Сформулируйте выводы согласно цели работы, ответив на вопросы.

1) Какая мысль была ведущей в произведении «Поучение детям» Владимира Мономаха?

2) Что хотел донести князь своим потомкам?

3) Какую историческую информацию можно почерпнуть из произведения?

Обобщение по разделу «Киевская держава (Русь-Украина) во второй половине XI — первой половине XIII в.»

1. Объясните значение понятий и терминов: княжеский съезд, вотчина, вече, политическая раздробленность, феодальная раздробленность, удельное княжество, междоусобные войны, династия, престолонаследование, летопись, монументальная живопись.

2. Определите роль княжеских съездов в истории Руси.

3. Составьте исторический портрет князя Владимира Мономаха.

4. Прекратила ли свое существование Русь с появлением самостоятельных княжеств? Свое мнение обоснуйте.

5. Выполните задания по исторической карте.

1) Покажите, с какими государствами граничила Русь во второй половине XI — начале XIII в.

2) Покажите на карте княжества, образовавшиеся на территории Руси в начале XIII в.

3) Определите главные политические и культурные центры Руси в период раздробленности.

4) Определите, происходили ли территориальные изменения Руси во второй половине XI — начале XIII в.

5) Покажите княжества, которые подвергались опустошительным набегам половцев.

6) Покажите города, где происходили княжеские съезды.

6. Почему в период раздробленности велась острая борьба отдельных князей за киевский престол?

7. Какова роль половцев в истории Руси? Можно ли говорить только об их негативном влиянии?

8. Как можно оценить период правления Ярославичей в истории Руси?

9. Составьте сравнительную характеристику периодов правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха по самостоятельно выбранным критериям.

10. Сравните события, произошедшие на Руси после смерти Ярослава Мудрого, с событиями во Франкской империи после смерти Карла Великого. Назовите причины упадка этих государств. Определите общее и различное в их развитии.

Тематическое оценивание по разделу «Киевская держава (Русь-Украина) во второй половине XI — первой половине XIII в.»

1. Киевский князь Владимир Всеволодович известен как

А Великий

Б Мудрый

В Мономах

Г Окаянный

2. После смерти Ярослава Мудрого образовали триумвират

А Вячеслав, Владимир, Олег

Б Святополк, Ярослав, Мстислав

В Изяслав, Всеволод, Святослав

Г Роман, Данило, Василько

3. В каком году состоялся Любечский съезд князей?

А 1068 г.

Б 1072 г.

В 1086 г.

Г 1097 г.

4. Какой город в XII — первой половине XIII в. находился в центре противостояния князей, стремившихся установить свое превосходство на Руси?

А Киев

Б Галич

В Владимир

Г Переяслав

5. Великим киевским князем по приглашению народного веча стал

А Владимир Великий

Б Ярослав Мудрый

В Владимир Мономах

Г Мстислав Великий

6. Политическая раздробленность Киевского государства в XII — первой половине XIII в. вызвала

А рост могущества отдельных удельных княжеств

Б подъем Киева как хозяйственного центра

В падение роли вотчинного землевладения

Г упадок городской жизни и торговли

7. Какое из перечисленных положений было одной из причин раздробленности Киевского государства?

А рост влияния на политику князей народного веча

Б развитие и рост вотчинного землевладения

В монгольское нашествие и установление золотоордынского господства

Г введение христианства как государственной религии

8. Деятельность князя Ярослава Осмомысла способствовала подъему

А Волынского княжества

Б Киевского княжества

В Переяславского княжества

Г Галицкого княжества

9. В каком из отрывков приведено одно из решений Любечского съезда князей?

А «Если не появится кто завтра на реке — богатый, или убогий, или старец, или раб, — то мне тот противником будет»

Б «Отныне соединимся в одно сердце и будем беречь Русскую землю. Каждый пусть держит вотчину свою»

В «Кто убьет княжеского человека... а община убийцу не ищет, то виру за него 80 гривен платить той общине»

Г «...кто хочет верить волхву — пусть идет за ним, а кто верует во Христа — пусть идет к нему»

10. Прочитайте отрывок из исторического документа и дайте ответ на вопрос.

«Пришли иноплеменники на Русскую землю. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на реку Альту. И ночью пошли друг на друга. Навел на нас Бог врагов за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы».

С кем сошлись в битве русские князья?

А с хазарами

Б с печенегами

В с монголами

Г с половцами

11. Установите соответствие между событиями и именами князей.

1

Инициировал Любечский съезд князей

А

Владимир Мономах

   

Б

Ярослав Осмомысл

2

Образовал Галицко-Волынское государство

В

Роман Мстиславич

   

Г

Данило Романович

3

Признал власть Золотой Орды

Д

Юрий I Львович

4

Основал Галицкую православную митрополию

   

12. Установите последовательность событий.

А Первое упоминание названия «Украина» в письменных источниках

Б Образование Галицкого княжества

В Любечский съезд князей

Г Разорение Киева князем Андреем Боголюбским