Учебник по Всемирной истории. 8 класс. Дьячков - Новая программа

§8. Реформация и Контрреформация в Европе

Идеи Реформации распространились далеко за пределами Германии. Они получили поддержку в странах, где бурно развивались капиталистические отношения. Зарождающаяся буржуазия не хотела делиться доходами с папским двором. В маленькой Швейцарии, расположенной в самом сердце Европы, началось преобразование католической церкви.

Давайте вспомним! 1. С какой целью в Средние века католическая церковь создавала и поддерживала монашеские ордены? 2. Какую роль в борьбе с ересью играла инквизиция?

1. Швейцария на пороге Реформации.

Швейцарский союз как государство возник в IX—XV вв. В него вошли 13 самостоятельных административных областей — кантонов, состоящих из самоуправляющихся сельских и городских общин. В большинстве кантонов феодальные отношения были развиты слабо. Швейцарская конфедерация не имела единой армии, денежной единицы, центральных органов управления. Страна сохраняла фактическую независимость от Священной Римской империи, в состав которой формально входила.

Кантоны, в которых преобладало городское население, называли городскими (Базель и Женева — до 17 тыс. жителей, Цюрих — 8 тыс. жителей) (рис. 1). Здесь развивались цеховое ремесло и промыслы. Через горные перевалы проходили важные торговые пути, соединяющие страны Южной и Северной Европы. Ежегодные ярмарки способствовали расцвету ростовщичества и банковского дела. Развивающуюся швейцарскую буржуазию тяготили церковные поборы. Монашеские приюты и промыслы на горных перевалах конкурировали с местными торговцами, забирая себе всю прибыль. Основу экономики сельских кантонов составляло мясное и молочное животноводство, производство сыра, кож, шерсти, вин.

♦ Рис. 1. Женева. Гравюра Нового времени.

Самым прибыльным промыслом в Швейцарии стало военное наемничество, организованное в государственном масштабе. Швейцарская наемная пехота считалась лучшей в Европе. Торговля жизнями сограждан, благословляемая римскими папами, тормозила экономическое развитие страны.

Рис. 2. Реформация и Контрреформация в Европе.

2. «Женевский папа».

Рис. 3. Ульрих Цвингли. Художник Ганс Аспер. XVI в. Цвингли исповедовал гуманистические взгляды и в деле Реформации церкви продвинулся дальше Лютера.

Значительная часть населения Швейцарии открыто восприняла идеи Реформации. Центрами реформационного движения стали Цюрих и Женева (рис. 2).

Гуманист, священник и странствующий проповедник Ульрих Цвингли (1484—1531) применил идеи Лютера в интересах швейцарских городских кантонов (рис. 3). В 1523 г. городской совет Цюриха поддержал программу церковных реформ Цвингли. Главным источником божественной истины признавалось Священное Писание. Из церквей вынесли иконы и святые мощи, отменили церковную иерархию и целибат*. Основной признак благочестия, по мнению Цвингли, — это добросовестный труд. Реформатор учил, что все, чем владеют люди, является милостью Божьей. Нерабочим днем считалось только воскресенье, которое следовало посвящать благочестивым молитвам. Идеи цвинглианства распространились в некоторых швейцарских кантонах и соседних немецких княжествах. В ходе вооруженной борьбы за свои идеи Цвингли погиб.

Выходец из Франции Жан Кальвин (1509— 1564) стал основателем кальвинизма — одного из наиболее радикальных движений протестантизма (рис. 4). Будучи сторонником реформационных идей Лютера и Цвингли, Жан Кальвин подвергся гонениям на родине и бежал в Швейцарию. Здесь он опубликовал свой основной труд — «Наставление в христианской вере». В 1536 г. магистрат Женевы пригласил его в город читать проповеди.

Какие же взгляды Кальвина вызвали интерес у жителей Женевы? Жан Кальвин выдвинул идею о «божественном предопределении». По его мнению, душе каждого человека Господь заранее предопределил или блаженство в раю, или вечные муки в аду. Это решение абсолютное и незыблемое.

Рис. 4. Жан Кальвин.

* Целибат — обязательное безбрачие духовенства и монахов.

♦ Рис. 5. Пытки инквизиции. Миниатюра XVI в.

«Никакими помыслами или добрыми делами изменить волю Господню невозможно. Только деятельная жизнь во славу Божью, успехи в делах (ремесле, торговле, земледелии) свидетельствуют об избранности души к спасению»,— утверждал Кальвин.

Выполняя миссию «министра Божьего», Кальвин в корне изменил жизнь в городе. Из Женевы выгнали епископа, закрыли монастыри, конфисковали все церковное имущество. В городе запретили праздники, игры и танцы. Осуждалась также чрезмерность в пище и одежде. Жители города все свое время должны были посвящать труду и молитве. За поведением горожан следили пасторы (наставники в Слове Божьем) и старшины. Городская власть поощряла бережливость и скромность в быту. Частная собственность провозглашалась незыблемым «Божьим даром».

За нарушение установленного Кальвином порядка налагались штрафы и другие наказания. Всяческое инакомыслие преследовалось. В Женеве к смертной казни были приговорены 58 человек. В их числе оказался мыслитель и выдающийся врач Мигель Сервет (1511 — 1553). Он бежал в Швейцарию от преследований католиков, но по приказу Кальвина был приговорен к сожжению на костре.

Власть и авторитет Кальвина в городе были так велики, что его называли «Женевским папой».

Кальвинизм получил широкое распространение в Европе и выражал интересы наиболее активной части зарождающейся буржуазии.

3. Контрреформация.

В результате Реформации Англия, страны Скандинавии, значительная часть населения Франции, Германии, Швейцарии, Польши, Чехии, Венгрии разорвали связи с католической церковью. Папы римские прилагали огромные усилия, чтобы остановить и подавить Реформацию. Меры, предпринимаемые папской властью против реформационного движения, называют Контрреформацией, или «Католическим возрождением».

Титульная страница «Индекса запрещенных книг». Издание 1564 г.

Основным направлением Контрреформации стало повышение авторитета католического духовенства. С этой целью создавались новые монашеские ордены (театинцы, капуцины, кармелиты). Для подготовки высокообразованных священников церковь открывала духовные семинарии.

Активизировала свою деятельность инквизиция. Жертвами суда Священной канцелярии стали ученые и мыслители, чьи взгляды не совпадали с догматами католицизма (рис. 5). В 1559 г. был составлен первый обязательный для всех католических стран «Индекс запрещенных книг», которые инквизиторы считали еретическими. Книги, попадавшие в эти списки, сжигали (рис. 6).

Папы римские как тайно, так и открыто вмешивались во внутренние дела государств. Они активно поддерживали абсолютные монархии в Испании, Португалии, князей Южной Германии, в Риме устраивали заговоры против несговорчивых монархов, развязывали войны между протестантскими государствами и другое.

4. «Общество Иисуса».

Особая роль во внешней и внутренней политике папского двора принадлежала Ордену иезуитов, созданному Игнатием Лойолой (1491—1556). Он происходил из обнищавшего испанского рода, но получил настоящее рыцарское воспитание и мечтал о славе непобедимого воина (рис. 7). После тяжелого ранения и длительного лечения Лойола почувствовал прилив духовных сил и написал книгу «Духовные упражнения».

«Духовные упражнения»

Лойола утверждал: «Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля! Если церковь назовет белое черным, — мы должны немедленно признать это!».

Рис. 7. Игнатий Лойола. Из картины XVI в.

Игнатий Лойола получил богословское образование в лучших университетах Испании и Франции. Его проповеди отличались редким красноречием и даром убеждения. Несколько раз Лойолу даже арестовывала и допрашивала инквизиция, подозревающая студента-проповедника в распространении ереси.

В 1534 г. Лойола вместе со своими единомышленниками создал монашеский орден «Общество Иисуса». Члены ордена — иезуиты — безоговорочно передавали свои жизни и души папе римскому. Шесть лет Лойола убеждал в необходимости утверждения нового монашеского ордена. Суровой зимой 1539 г. иезуиты спасли от смерти сотни замерзающих и голодающих римлян. Только тогда в 1540 г. Папа Римский Павел III официально признал и благословил орден.

Новый орден заметно отличался от обычных монашеских объединений. Главным принципом внутренней организации ордена стала жесткая дисциплина и покорность его членов. Иезуит мог получить статус полноправного члена организации только по достижении 33 лет. Возглавлял орден избранный генерал («черный папа»).

Иезуиты не носили монашеской одежды, у них не было монастырей. Члены ордена передавали свое имущество ордену, но до конца жизни продолжали пользоваться им. Среди иезуитов были очень богатые люди. Некоторые из них входили в состав ордена тайно. Иезуиты широко использовали шпионаж как важный инструмент деятельности организации. Иезуит был готов выполнить любое распоряжение папы, даже если это влекло за собой нарушение закона (рис. 8).

«Духовные упражнения»

Лойола настаивал: «Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха. И надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа...»

«Общество Иисуса» уделяло большое внимание воспитанию и образованию членов ордена и католической молодежи. Иезуиты основывали новые коллегии (университеты). Для работы в них привлекали лучших преподавателей. В иезуитских коллегиях бесплатно обучались способные представители разных слоев населения (рис. 9). Среди выпускников иезуитских коллегий были выдающиеся политики, ученые, деятели культуры. Например, иезуитскую коллегию окончил национальный герой Украины, будущий гетьман Богдан Хмельницкий.

Рис. 8. Карикатура на иезуитов. XVII в.

Рис. 9. Первая иезуитская коллегия.

Орден иезуитов объединял решительных, преданных, хорошо подготовленных защитников католической церкви, главных противников протестантизма.

Опираясь на явную и скрытую поддержку членов ордена, используя любые средства, «Общество Иисуса» добилось большого влияния в католических странах.

Орден укрепил свои позиции за счет активного участия в Великих географических открытиях. Иезуитские миссии способствовали распространению католицизма в Японии, Китае, Индии, Америке, Абиссинии. Влияние и претензии ордена на власть вызывали опасения среди некоторых монархов и самой римской церкви. В XVII—XVIII вв. за вмешательство во внутренние дела государств иезуитов выгнали из Японии, Франции, Испании, России.

5. Тридентский собор.

Важное значение в истории Контрреформации сыграл Тридентский собор, подготовленный усилиями Папы Павла III. Собор состоялся в городе Тренто (Северная Италия). Заседание с большими перерывами продолжалось более 18 лет — с 1545 по 1563 г. (рис. 10). Собор безоговорочно постановил, что римский епископ (папа) является святым, единственным и естественным наместником апостола Петра. Поэтому папа непогрешим и обладает неограниченной властью во Вселенской церкви. Собор осудил учение Лютера, подтвердив все основные догматы веры, против которых выступили протестанты.

Рис. 10. Заключительное заседание Тридентского собора. Художник Тициан. XVI в.

Решения Тридентского собора свидетельствовали о том, что католическая церковь преодолела кризис, а новый раскол в христианстве стал окончательным и бесповоротным.

Вопросы и задания

1. Почему в Швейцарии идеи Реформации поддержали во многих кантонах? 2*. Можно ли назвать Лютера, Цвингли и Кальвина единомышленниками? 3. Дайте определение понятий и терминов: протестантизм, лютеранство, Контрреформация, инквизиция, пастор, иезуит. 4. Какие меры предприняла католическая церковь для укрепления авторитета папства и борьбы с Реформацией? 5*. На примере жизни Лойолы объясните, как некоторые слои населения Европы относились к Реформации. 6*. Используя отрывки из «Духовных упражнений» Лойолы, объясните, какими качествами должен обладать настоящий иезуит. 7. Чем «Общество Иисуса» отличалось от других монашеских организаций? 8. С какой целью католическая церковь активно участвовала в Великих географических открытиях? 9. Какое значение для католической церкви имели результаты Тридентского собора?