Всемирная история: учебник для 7 класса "Д'ячков 2015" - Новая программа

РАЗДЕЛ VI. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ВОСТОК

История средневекового Востока — неотъемлемая составляющая всемирной истории. Она охватывает большой период между Древней историей и Новым временем. В отличие от стран Европы, Средние века на Востоке протекали на 200—250 лет дольше. Страны Востока внесли бесценный вклад в развитие общечеловеческой цивилизации, оказали существенное влияние на историческое развитие, экономику и культуру современных государств Азии, Африки и Европы. В Средние века на Востоке возникли и достигли своего расцвета неповторимые цивилизации с высоким уровнем развития государств, а также материальной и духовной культуры. В данном разделе мы перевернем страницы истории Османской империи, Китая и Индии — крупнейших средневековых государств Востока.

Бесконечные войны, разрушительные нашествия кочевников, эпидемии, религиозная вражда — ничто не могло остановить развитие истории мировых держав. Человечество стояло на пороге Нового времени...

§ 29. Образование Османской империи

В XIV—XV вв. в Юго-Восточной Европе происходили события, последствия которых стали серьезным испытанием в истории цивилизаций Запада и Востока. Пришедшую в упадок православную Византийскую империю сменила Османская империя — деспотическое мусульманское государство, владения которого раскинулись в трех частях света. На исходе Средневековья турки-османы сыграли важную роль в истории европейских и азиатских народов.

Повторите: § 5, 6, 7.

1. Возникновение государства турок-османов.

Согласно легенде, в XIII в. 400 кибиток турок-османов, вытесненных монголами из Средней Азии, осели в западной части полуострова Малая Азия на границе с Византией, растерзанной Четвертым крестовым походом. Османская история ведет свой отсчет от возникновения небольшого турецкого княжества (бейлика) во главе с беем Османом I (1258—1324).

Прикрываясь знаменем джихада, турки-османы осуществляли постоянные грабительские набеги на земли раздробленной Византии. Летом 1302 г. Осман I одержал первую крупную победу над императорским войском в открытом сражении. Это событие считают началом политической истории турецкого государства.

Вскоре правитель турецкого государства Орхан I (1326—1359) провозгласил себя султаном. Этот титул повышал его авторитет во внутренней и внешней политике. Султан держал в своих руках огромную власть, был светским и духовным правителем страны, исполнителем и толкователем Корана: «Султан — тень Бога на Земле».

Однако в турецком государстве не существовало закрепленного законом неоспоримого права старшего сына на престол, то есть любой сын султана мог претендовать на трон. Поэтому история всех знаменитых султанов начинается ужасными сценами братоубийства.

Из фирмана (указа) султана Мехмеда II Фатиха (1478 г.)

Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле.

Правительство и вооруженные силы Турции возглавлял великий визирь. Он обладал большой властью и головой отвечал перед султаном за работу всех государственных учреждений и действия армии. Первой столицей турецкого государства стал город Бурса.

Таким образом, за короткий период небольшое княжество превратилось в сильное и воинственное государство. Чем же Османская Турция отличалась от других государств Европы и Азии?

Турецкие султаны в государственной жизни широко использовали труд рабов. «Государевы рабы» (капыкулу) выполняли все работы во дворце султана. Откуда же брали капыкулу? На подневольное христианское население распространялся принудительный «налог кровью» — девширме. Сильных и здоровых мальчиков разлучали со своими семьями и отправляли жить в турецкие семьи. У мальчиков воспитывали высокий исламский дух и беспрекословную преданность султану. После нескольких лет подготовки «государевых рабов» распределяли для службы при дворе, в мастерские султана и армию. Рабами были и простые охранники, и великие визири. Из невольников создали гвардию султана — «новое войско» («ени чери») — янычар.

Рис. 1. Осман I Гази — основатель династии турецких султанов. Миниатюра XVII в.

Рис. 2. Османская империя в XIV—XVI вв.

Рис. 3. Янычары. Рисунок XIX в.

Рис. 4. Образец турецкой каллиграфии. Османы перенимали достижения арабомусульманской цивилизации и культуры христианских стран

Первые османские султаны «священную войну» за веру направляли не на уничтожение, а подчинение православного населения. Османы выступали как покровители православных христиан. Султан, следуя исламским традициям, гарантировал сохранение жизни и собственности православных христиан, а также иудеев при условии повиновения султану и уплаты подушного налога. Иноверцам предоставляли широкие права в организации жизни своих общин.

Османская турция превратилась в типичную восточную деспотию — государство с неограниченной властью правителя.

2. Народы Балканского полуострова перед лицом смертельной опасности.

На Балканах не угасала затяжная война всех против всех. Боевые действия велись на территории ослабленной Византии, Болгарского царства, Сербского королевства. В каждом из государств продолжались бесконечные войны за престол между разными группами феодалов. Болгарская летопись сообщает, что в середине XIV в. византийский император предложил сербскому королю и болгарскому царю заключить союз против турок-османов, но получил следующий ответ: «Когда придут к нам турки, тогда и будем защищаться от них». Кроме того, Балканы стали ареной острого противостояния двух ветвей христианства — православия и католицизма.

Рис. 5. Султан Мурад I и Милош Обилич в битве на Косовом поле

Рис. 6. турецкий конный лучник

Уже в 1361 г. турки захватили древний болгарский город Адрианополь, который назвали Эдирне и объявили новой столицей своего государства. Болгарский царь признал себя вассалом султана. Его примеру последовали и другие правители балканских стран. Волна успешных завоеваний и захватов продолжалась.

В 1389 г. на Косовом поле, в долине у города Приштины, началась одна из крупнейших битв Средневековья. Против османов выступило союзное воинство, в состав которого входили дружины сербских феодалов, возглавляемые князем Лазарем, а также отряды албанцев, болгар, боснийцев, валахов, венгров и поляков. Слабой стороной союзного войска было полное отсутствие единства.

Трагедия Косового поля

Войско султана Мурада I насчитывало до 30 тыс. сабель. Битва началась утром 15 июня, и до середины дня события разворачивались в пользу сербов. В решающий момент сербский рыцарь Милош Обилич, который накануне мнимо перешел на сторону османов, добился встречи с султаном и смертельно его ранил. В этой критической ситуации сын султана Баязид принял командование основными силами турецкой армии и довел сражение до блестящей победы. На глазах умирающего султана были казнены князь лазарь, Милош Обилич и другие знатные сербы, захваченные в плен. Чтобы остаться единственным наследником и возглавить Османское государство, Баязид приказал убить своего старшего брата.

Поражение в битве на Косовом поле стало началом османского ига, национального и религиозного гнета сербского народа.

За личную отвагу и решительность султана Баязида I прозвали Молниеносным. Он продолжил подчинять северобалканские земли, и вскоре турки захватили столицу Болгарии город Тырново. Авторитет Баязида I значительно вырос после разгрома войска крестоносцев вблизи Никополя в 1396 г. Венгерский король Сигизмунд (будущий император Священной Римской империи, гонитель и палач Яна Гуса) собрал под свои знамена цвет рыцарства со всей Европы. Однако самоуверенное и разрозненное воинство крестоносцев было разбито дисциплинированной и фанатически преданной султану османской кавалерией. Лишь трем сотням наиболее знатных рыцарей была сохранена жизнь. Их выкупил из плена французский король, заплативший султану 200 тыс. золотых монет (около тонны золота).

Сопротивление туркам продолжил талантливый венгерский воевода Янош Хуньяди (1387—1456). Он нанес османам несколько ощутимых поражений, но крестовый поход 1444 г. под его руководством закончился провалом. Тем не менее борьба, которую вел непримиримый Янош, на 70 лет отодвинула османское завоевание Венгрии.

Таким образом, к началу XV в. турки чувствовали себя хозяевами Балкан. В 1400 г. они взяли в осаду Константинополь, и казалось, что судьба византийской столицы и остатков империи предрешена. Однако вторжение в Турцию воинственного правителя Самарканда Тимура неожиданно отодвинуло гибель Византии еще на полстолетия. Войска двух завоевателей, Баязида и Тимура, в 1402 г. сошлись в битве при Анкаре. 150-тысячное войско Тимура буквально растоптало турецкую пехоту, а сам султан оказался в позорном плену. Несокрушимое государство османов распалось и на 20 лет погрузилось в смуту.

Железный хромец

Тимур, которого в Европе называли Тамерланом, обладал всеми необходимыми качествами завоевателя: талантом полководца, неслыханной жестокостью, исламским фанатизмом. В молодости Тимур был тяжело ранен, и оставшуюся жизнь он хромал, превозмогая сильную боль, что объясняет еще одно его прозвище — «Железный хромец». За 33 года завоеваний (1370—1403 гг.) Тимур покорил Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Северную Индию и Переднюю Азию, разгромил Золотую Орду и Османскую Турцию. Непобедимое войско Тимура вышло к Средиземному морю, захватив крепость крестоносцев Смирну. Смерть завоевателя в 1405 г. привела к распаду и гибели его государства.

3. Последние годы Византии в XV в.

В начале XV в. Византия владела лишь Константинополем, узкой полосой берега вдоль пролива Босфор и несколькими островами в Эгейском море. Византийцы не смогли объединить свои усилия против общего врага, феодалы продолжали бессмысленную борьбу за власть.

Рис. 7. Церковь Святой Марии, где состоялся собор во Флоренции в 1439 г. Современный вид

Василевс Мануил II Палеолог (1391—1425) пытался заручиться поддержкой христианских королей Европы в борьбе против османов, но дальше обещаний дело не пошло.

Особые споры в византийском обществе вызывал вопрос о церковной унии с католической церковью. Многие люди только в ней видели спасение, ища защиты у папы римского. Однако большинство народа все же отвергало призыв к униатству, предпочитая власть мусульман.

Турецкий натиск нарастал. Император Иоанн VIII Палеолог (1425—1448) обратился к Папе Римскому Евгению IV с предложением объединить католическую и православную церкви при условии организации освободительного крестового похода против османов. Папа с радостью воспринял это предложение и пригласил византийцев на собор католической церкви, проходивший во Флоренции. В 1439 г. собор принял решение об унии. Она предусматривала признание православными особого статуса папы римского и других католических догматов. Однако большинство восточных христианских священников и простой народ не признали Флорентийскую унию. Собор православных церквей предал ее анафеме. Так византийцы остались один на один с грозным врагом.

4. Падение Константинополя и гибель Византии.

Султан Мурад II сумел объединить турок и к середине XV в. стать единовластным хозяином османских владений в Азии и Европе. Настал черед Константинополя. Это дело продолжил сын Мурада II Мехмед II.

Мехмед Завоеватель

турецкий султан Мехмед II Фатих, то есть Завоеватель (1451—1481), взошел на престол еще ребенком и вскоре был свергнут. Вернувшись к власти в 17-летнем возрасте, Мехмед II — блестящий полководец, знаток древнегреческой философии и нескольких языков — приказал уничтожить всех своих родственников, которые могли бы претендовать на престол, в том числе девятимесячного брата.

Рис. 8. Городские стены Стамбула. Современный вид

Весной 1453 г. турки взяли в осаду неприступный Константинополь. Лишь несколько сотен итальянских наемников пришли на помощь городу. Осада Константинополя продолжалась 54 дня. Превосходство было на стороне турок. На оборонительные стены города могли подняться лишь 5—6 тыс. защитников, в то время как султан собрал у византийской столицы почти 150 тыс. воинов. Османам удалось по суше перетянуть боевые корабли в бухту Золотой Рог, вход в которую был надежно перекрыт массивной железной цепью. 29 мая 1453 г. состоялся решающий штурм, и завоеватели ворвались в город. Последний византийский император Константин XI погиб с оружием в руках. Три дня турки безжалостно разоряли город. Византийская империя погибла, вместо нее родилась империя Османская. Мехмед II объявил Константинополь своей столицей, ее отныне стали называть Стамбулом.

Гибель Византии стала тяжелым ударом для христианского мира.

Падение Константинополя и гибель Византии изменили соотношение сил между христианской и мусульманской цивилизациями.

Установление османского господства в Юго-Восточной Европе принесло неисчислимые беды балканским народам, которые на несколько столетий попали под турецкое иго. Возникла могущественная Османская империя, с которой должны были считаться государства Европы и Азии. Османы подчинили себе традиционные торговые маршруты, по которым в Европу поступали товары из восточных стран. Бывшие хозяева Средиземного моря — Генуя и Венеция — утратили свои позиции. Европа была вынуждена искать новые пути к богатствам стран Востока.

Рис. 9. турки перетаскивают корабли в бухту Золотой Рог

Рис. 10. Мечеть Баязида II (1498 г.). Современный вид

5. Укрепление Османской империи.

Взятие Константинополя вдохновило османов на новые завоевания. Султанов манили доходы, получаемые на торговых путях Черного моря, и огромная прибыль от работорговли. Турки ворвались в Крым.

В 1475 г. в донесении генуэзского шпиона из Константинополя сообщалось об отправке в Крым почти 500 галер с войском, артиллерией и лошадьми. Турки высадились на Южном берегу Крыма у Кафы (Феодосия). За четыре майских дня турецкая осадная артиллерия, не знавшая себе равных в Европе, разрушила первую линию обороны Кафы. Турки захватили город. Вслед за Кафой после отчаянного сопротивления пали генуэзские крепости Солдайя (Судак) и Чембало (Балаклава), а также православное княжество Феодоро в Юго-Западном Крыму. Крымские татары признали себя вассалами турецкого султана.

К концу XV в. Черное море превратилось во внутреннее озеро Османской империи. Таким образом, турки-османы создали необходимые условия для дальнейшего наступления в Европе и Азии.

Вопросы и задания

1. Почему турецким племенам, переселившимся в Малую Азию, удалось создать здесь свое государство? 2. Определите сильные и слабые стороны власти турецких султанов. 3. Почему туркам удалось за короткий исторический период захватить и подчинить страны Балканского полуострова? 4. В чем причины поражения сербов и их союзников в битве на Косовом поле? 5. Расскажите о завоеваниях тимура. 6. Почему сильные европейские государства, такие как Англия и Франция, не пришли на помощь христианской Византии? 7. С какой целью византийский император и патриарх подписали унию с Папой Римским? 8. Как вы считаете, могла ли Флорентийская уния спасти Византию? 9. Расскажите о взятии Константинополя турками. 10. Какие последствия для европейских стран имела гибель Византийской империи?