Всемирная история: учебник для 7 класса "Д'ячков 2015" - Новая программа

§ 25. Культура Средневековья. Раннее Возрождение и гуманизм

Мы знаем, что сложное и многогранное понятие «культура» включает в себя письменность и образование, науку и религию, различные виды искусства и литературы. В предыдущих разделах учебника мы познакомились со многими достижениями средневековой культуры. Настоящий параграф посвящен средневековой литературе и новым явлениям культурной жизни европейских стран, подготовившим переход к эпохе Нового времени.

1. Средневековая литература.

Нетрудно заметить, что в обществе, разделенном на сословия, культура отражает интересы, чаяния и потребности разных групп населения. Это в полной мере касается и литературы.

Выдающимся достижением средневековой литературы является героический эпос. Это народные сказания о подвигах героев, королей и богатырей, наделенных фантастическими способностями. Эти произведения исполняли в виде песен на королевских пирах и рыцарских турнирах, на городских площадях и в феодальных замках. «Песнь о Роланде» — самое известное средневековое произведение французского эпоса, записанное в XII в. Песнь повествует о доблестном и отважном рыцаре графе Роланде, который принял неравный смертный бой от мусульман, сохранив верность своему сеньору королю Карлу Великому. В конечном итоге враги были разгромлены, неверные приняли христианство, а предатели понесли заслуженное наказание.

«Песнь о Нибелунгах»

Это знаменитое произведение германского эпоса, записанное неизвестным автором в XIII в. Десять тысяч стихов повествуют о невероятных событиях в истории Европы. Герой и богатырь королевич Зигфрид из Фландрии заполучил сказочные богатства Нибелунгов. Его брак с бургундской принцессой Кримхильдой не принес счастья. Вспыхнул конфликт между Кримхильдой и исландской королевой Брюнхильдой. В беспощадной борьбе сокровища Нибелунгов, причина всех раздоров и гибели Бургундского королевства, навеки остались лежать в потаенном месте в водах Рейна.

В некоторых странах Европы была распространена рыцарская литература. Трубадуры (поэты-певцы) в лирических произведениях прославляли мужество рыцарей, их доблесть и верность сеньорам. Свои подвиги отважные рыцари посвящали прекрасной даме.

Из песни провансальского трубадура барона Бертрана де Борна (XII в.)

И также люб тот рыцарь мне,

Кто, первым ринувшись вперед,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость придает

Отвагой удалою...

Кто соблюдает честь свою,

Быть должен одержим в бою

Заботою одною —

Побольше размозжить голов.

А страха нет для храбрецов!

В XII—XIV вв. активно развивалась городская литература. Главным героем стихотворений, рассказов, песен и басен был умный, хитрый и веселый горожанин. В различных жизненных ситуациях он обводил вокруг пальца жадного купца, глупого монаха и надменного рыцаря. К известным произведениям городской литературы относится «Роман о Лисе». Это сатирическое произведение рассказывает о приключениях хитрого, смелого и предприимчивого лиса Ренара, которому удается обмануть и одолеть волка, медведя, кота и других недругов. Таким образом, в романе в аллегорической форме повествуется о жизни разных сословий средневекового города.

Настроения и чаяния городских жителей передавали стихи и песни странствующих студентов — вагантов. На рыночных площадях горожан развлекали странствующие актеры и жонглеры, исполнявшие произведения городской литературы.

Произведения крестьянской литературы — песни, сказки, баллады, легенды — передавались из уст в уста и были записаны сравнительно поздно. В Англии, например, большой популярностью пользовалась «Баллада о Робин Гуде». Робин Гуд — предводитель шайки разбойников, наводивших ужас на всех обидчиков простого народа. Стремясь восстановить справедливость в мире, он вместе с верными друзьями отнимал добро у богатых и раздавал награбленное беднякам.

Рис. 1. Лис Ренар проповедует перед стаей гусей. Средневековая миниатюра

Литература была важной составляющей культурной жизни всех сословий средневекового общества.

2. Великие поэты Средневековья.

Средневековье обогатило сокровищницу мировой литературы выдающимися произведениями мастеров слова. Данте Алигьери (1265—1321) был представителем древнего и уважаемого рода во Флоренции. Он активно участвовал в городской жизни, выполнял важные дипломатические миссии. В результате политической борьбы ему пришлось покинуть родной город, и он умер в изгнании. Вершиной поэтического таланта Данте по праву считается поэма «Божественная комедия». Почти 15 лет Данте создавал произведение, повествующее о его путешествии в потусторонний мир. В приключениях Данте сопровождает великий римский поэт Вергилий. «Божественная комедия» стала первым великим произведением средневековой Европы, написанным не латынью, а живым итальянским языком.

«Отцом» английской поэзии и основоположником литературного английского языка является Джеффри Чосер (1340—1400). Его главное произведение — сборник новелл «Кентерберийские рассказы». Автор создал яркие портреты представителей разных слоев английского общества. В основу сатирического сюжета новелл положено воображаемое путешествие 29 паломников в Кентерберийское аббатство для поклонения мощам святого Томаса Бэкета.

Блестящим поэтом Позднего Средневековья считают французского поэта-вольнодумца Франсуа Вийона (1431 — после 1463). В Парижском университете он получил степень магистра искусств. Свободолюбивый характер помешал Ф. Вийону стать придворным поэтом.

Его не раз приговаривали к виселице за разбой и участие в беспорядках, но судьба была благосклонна к поэту-философу и разбойнику. Вийон оставил богатое поэтическое наследие, повествующее о жизни горожан конца эпохи Средних веков.

Рис. 2. Данте Алигьери. Фреска XV в.

Из «Завещания» Франсуа Вийона

Всем нужно в мире жить, не ведать ссор, И юношам, и старцам кончить спор: Любой закон — Священное Писанье... Нет выше истины. Для всех позор — Вражда и страсть к чужому достоянью.

Творчество выдающихся поэтов Средневековья способствовало формированию современных европейских языков.

3. На пути к «новой культуре».

В XIV—XV вв. появились люди, которые «выпадали» из традиционной сословной структуры средневекового общества. Особенно много их было в Милане, Флоренции, Пизе, Венеции, Болонье, Генуе и других городах Северной Италии. Как правило, они занимались интеллектуальным трудом. Юристы, врачи, архитекторы, инженеры, бухгалтеры, банкиры зарабатывали на жизнь своими знаниями и умениями. На королевской службе «новые люди» были опорой монархов. Однако статус «третьего сословия» не позволял им в полной мере реализовать свой талант и устремления. Все это сдерживало возможные достижения в области инженерного дела, архитектуры и строительства, скульптуры и живописи, науки и образования.

Мировоззрение и представление о мире этих людей были значительно шире устаревших средневековых рамок. Многочисленные церковные праздники тяготили их, отрывая от дел. «Новые люди» стремились познать радости жизни уже сейчас, а не в загробном мире. Новые потребности в обществе способствовали возникновению новых направлений в культуре, известных в истории как «гуманизм» и «Возрождение».

4. Смена интересов: от Бога к Человеку.

Новое направление в культуре и восприятии мира получило название гуманизм (от латин. humanus — человеческий). Писатели и поэты раскрывали внутренний мир человека, его мечты и надежды, любовь к Богу и друг к другу. Философы и мыслители стремились объяснить жажду человека к знаниям и власти. В представлении гуманистов возможности человека в познании мира и природы были безграничны.

Среди первых гуманистов Позднего Средневековья следует назвать великого итальянского поэта Франческо Петрарку (1304—1374), который был увенчан в Риме лавровым венком как лучший поэт христианского мира. Всемирную известность Петрарка обрел благодаря сборнику стихотворений «Книга песен», в котором он передал глубокие чувства чистой и трагической любви к прекрасной Лауре.

Два взгляда на человека

Из книги «О презрении к миру» Папы Иннокентия III (1198—1216)

Все пути человека преисполнены труда и скорби, и даже не отдыхает разум его. И что это, если не суета? Едва ли есть что-либо столь незначительное, едва ли есть столь легкое, что человек понимал бы вполне, что он постигал бы ясно. Разве только то знают совершенно, что ничего не знают совершенно.

Из книги «О добродетелях человека» итальянского писателя Пико делла Мирандола (1463—1494)

О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достичь того, к чему он стремится, и быть тем, кем он желает! Бог создал человека, чтобы он сознавал законы Вселенной, любил ее красоту, поражался ее величием. Человек может расти и совершенствоваться по собственной воле.

Средневековые картины и скульптуры, как правило, подчинялись общей идее: иконы и фрески, скульптуры и витражи были лишь частью Божьего храма. Миниатюры иллюстрировали содержание литературных произведений. С зарождением гуманизма произведения искусства обрели самостоятельную ценность и служили для художественного созерцания. Например, флорентийский скульптор Донателло (1386—1466) отстаивал принцип круглой скульптуры, которой можно любоваться со всех сторон. Он как бы отодвинул, отделил свои скульптуры от стен храмов. Художники-гуманисты необычайно точно передавали человеческие чувства: любовь и ненависть, радость и страдания.

Рис. 3. Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Рис. 4. Донателло. Давид — победитель Голиафа. Мраморная статуя

Другой представитель флорентийской школы мастеров (искусств) Сандро Боттичелли (1445—1510) прославился как живописец, отказавшийся от канонов и правил средневекового искусства. В своей неповторимой художественной манере он создал удивительные образы, навеянные античностью и гуманистическими настроениями.

Гуманисты считали, что положение человека в обществе должны определять не сословный статус и происхождение, а его человеческие добродетели, духовные качества, жизненные успехи и материальное благосостояние.

5. Начало эпохи Возрождения.

В XIV в. в городах Северной Италии появились «странные люди», которые коллекционировали предметы и произведения искусства античных времен, носили одежды, похожие на облачение древних римлян. Между собой они общались на латыни, читали труды античных авторов и даже ели из античной посуды. Так возникли кружки последователей и сторонников Возрождения, или Ренессанса. Они стремились вернуть к жизни достижения античной культуры, несправедливо забытые в Средние века. Среди сторонников Возрождения были люди разных сословий и материального достатка: банкиры, купцы, ремесленники, юристы, переписчики книг, монахи и даже императоры и римские папы.

Ученые разделили эпоху Возрождения на несколько периодов. Раннее Возрождение охватывает весь XV в., когда были созданы необходимые условия для нового этапа развития европейской христианской цивилизации.

В представлении гуманистов достижения античной эпохи должны были стать образцом в искусстве и литературе, архитектуре и медицине. Даже в устройстве государства следовало использовать римские законы и элементы греческой античной демократии.

Раннее Возрождение стало важным этапом в развитии европейской культуры на пороге Нового времени.

Вопросы и задания

1. Какие жанры литературы развивались в культуре средневекового общества? 2. Почему каждое сословие общества создавало свои литературные произведения? 3. Какие изменения в жизни средневекового общества способствовали зарождению гуманизма? 4. Чем отличались взгляды гуманистов и церковных деятелей на роль и место человека в жизни общества и познании природы? 5. Объясните название пункта 4 данного параграфа: «Смена интересов: от Бога к Человеку». 6. Почему мы называем творчество Петрарки, Донателло и Боттичелли гуманистическим? 7*. Что общего в творчестве поэтов XIV—XV вв. из разных стран Европы? 8*. Можно ли считать Возрождение «шагом назад», возвращением к старым порядкам?